Диктант не на "2"!
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Романовская Татьяна Аркадьевна

Как научить ребёнка писать диктанты и развить орфографическую зоркость. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant_ne_na_dva.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант не на 2! Рекомендации родителям.

Диктант – один из самых распространённых видов работы по русскому языку в начальной школе.

         Подбор текста для школьного контрольного или проверочного диктанта соответствует пройденному материалу и в теории должен быть по силам ученику. Но в каждом классе есть дети, которые пишут диктанты с многочисленными ошибками и именно по этой причине не любят данный вид работы. И родители принимают решение нанять репетитора или занимаются самим.

Цель данной статьи показать родителям один из приёмов подготовки к диктанту. С этим приёмом справятся любящие мамы и папы без педагогического образования.  Главная идея этого приёма научить видеть трудные места, то есть развитие орфографической зоркости, памяти и внимания.

Рассмотрим этапы этого приёма на примере следующего диктанта.

На краю леса росла сосна. На соснe было старое гнездо. В нём жили вороны. Пришла осень. Лес стоял серым и мрачным. У сосны был унылый вид. И вороны скучали.

1. Чтение текста вслух.

2. Краткая беседа  о прочитанном. Про какое дерево говорится в тексте? Кто жил в старом гнезде? В какое время года скучали птицы? Выясняем, все ли слова понятны. Скудный лексический запас  часто становится причиной искажения слов.

Случай из жизни. Ученица написала в диктанте: Не Настя загнала детей домой. А надо было: Ненастье загнало детей домой.

3. Вставляем в тексте пропущенные буквы. Объясняем выбор той или иной буквы. Если это словарное слово, постараемся запомнить, придумаем ассоциацию, нарисуем или найдём картинку.

На кр___ю леса р__сла с___сна. На с___снe было стар__е гн__здо. В нём ж__ли в__роны. Пришла ос__нь. Лес ст__ял серым и мрач__ным. У с__сны был унылый ви__. И в__роны скучали.

Например:  на кр…ю выбираю букву А проверочное слово край; ж…ли выбираю букву И, правило жи-ши, ворона сочетание ОРО, запоминаем.

Такие трудные словарные слова

Если ребенок вставлял буквы самостоятельно, то можно дать ему проверить по первому тексту.

4. И только после такой работы диктуем текст. Можно даже сделать паузу на отдых 10-15 мин, а потом сесть за диктант.

Если и после такой подготовки ученик допустил много ошибок, например 5-7, то можно добавить списывание перед диктантом, тогда получится 5 пунктов. Но в этом случае лучше сделать перерыв. Например, если вы занимаетесь на каникулах, то в первый день:

  1. Чтение текста.
  2. Беседа.
  3. Вставить пропущенные буквы.
  4. Списывание.

А на следующий день написать диктант. Не забывая мотивировать и хвалить ребёнка.

Ещё несколько советов о диктантах:

- Создавайте условия тишины, чтобы внимание не переключалось на разговоры, телевизор и т.д.

- Придумывайте ситуации, чтобы ребёнок сам узнал, как пишется слово. Не спешите подсказать. Например, слово молоко, О или А?  – Сходи на кухню и посмотри в холодильнике.

- Замените обычные скучные диктанты  на отрывки из любимой книги ребёнка. У него улучшится настроение и появится желание написать без ошибок.

- Придумывайте смешные ассоциации: Ворона шагает по кАртофельному полю и возмущается, где кАртофель, кАр, кАр!

- Если готовитесь к словарному диктанту, не называйте ребёнку слово, а только его значение, иногда оно тоже подсказывает. Дерево с бЕлым стволом – бЕрёза.

-Не обязательно писать диктанты только в тетради и только синей ручкой, пусть это будет блокнот или маркерная доска.

- Если это 1 или 2 класс, поиграйте в школу. Станьте учеником, который допускает ошибки, а вашему ребёнку будет очень приятно их исправлять.

- Используйте «фотодиктант». Напишите слово, покажите на несколько секунд слово с инструкцией: «Сфотографируй слово в голове!». Далее закрываете, а ребёнок пишет. Вслух слово не произносим. Можно и несколько слов.

- Разгадывайте чаще кроссворды, анаграммы, шарады. Составляйте слова из букв одного слова. Например,  АКРОБАТ. (рот, брат, крот, бор и т.д)

- Дома на видных местах пусть немного повисят словарные слова для запоминания.

- И последний совет! Хвалим ученика даже за маленькие победы. Только успех повышает мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Арифметический диктант диктанты

Арифметические  диктанты для начальной школы...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...