Диктант не на "2"!
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Как научить ребёнка писать диктанты и развить орфографическую зоркость. Советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant_ne_na_dva.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктант не на 2! Рекомендации родителям.
Диктант – один из самых распространённых видов работы по русскому языку в начальной школе.
Подбор текста для школьного контрольного или проверочного диктанта соответствует пройденному материалу и в теории должен быть по силам ученику. Но в каждом классе есть дети, которые пишут диктанты с многочисленными ошибками и именно по этой причине не любят данный вид работы. И родители принимают решение нанять репетитора или занимаются самим.
Цель данной статьи показать родителям один из приёмов подготовки к диктанту. С этим приёмом справятся любящие мамы и папы без педагогического образования. Главная идея этого приёма научить видеть трудные места, то есть развитие орфографической зоркости, памяти и внимания.
Рассмотрим этапы этого приёма на примере следующего диктанта.
На краю леса росла сосна. На соснe было старое гнездо. В нём жили вороны. Пришла осень. Лес стоял серым и мрачным. У сосны был унылый вид. И вороны скучали.
1. Чтение текста вслух.
2. Краткая беседа о прочитанном. Про какое дерево говорится в тексте? Кто жил в старом гнезде? В какое время года скучали птицы? Выясняем, все ли слова понятны. Скудный лексический запас часто становится причиной искажения слов.
Случай из жизни. Ученица написала в диктанте: Не Настя загнала детей домой. А надо было: Ненастье загнало детей домой.
3. Вставляем в тексте пропущенные буквы. Объясняем выбор той или иной буквы. Если это словарное слово, постараемся запомнить, придумаем ассоциацию, нарисуем или найдём картинку.
На кр___ю леса р__сла с___сна. На с___снe было стар__е гн__здо. В нём ж__ли в__роны. Пришла ос__нь. Лес ст__ял серым и мрач__ным. У с__сны был унылый ви__. И в__роны скучали.
Например: на кр…ю выбираю букву А проверочное слово край; ж…ли выбираю букву И, правило жи-ши, ворона сочетание ОРО, запоминаем.
Если ребенок вставлял буквы самостоятельно, то можно дать ему проверить по первому тексту.
4. И только после такой работы диктуем текст. Можно даже сделать паузу на отдых 10-15 мин, а потом сесть за диктант.
Если и после такой подготовки ученик допустил много ошибок, например 5-7, то можно добавить списывание перед диктантом, тогда получится 5 пунктов. Но в этом случае лучше сделать перерыв. Например, если вы занимаетесь на каникулах, то в первый день:
- Чтение текста.
- Беседа.
- Вставить пропущенные буквы.
- Списывание.
А на следующий день написать диктант. Не забывая мотивировать и хвалить ребёнка.
Ещё несколько советов о диктантах:
- Создавайте условия тишины, чтобы внимание не переключалось на разговоры, телевизор и т.д.
- Придумывайте ситуации, чтобы ребёнок сам узнал, как пишется слово. Не спешите подсказать. Например, слово молоко, О или А? – Сходи на кухню и посмотри в холодильнике.
- Замените обычные скучные диктанты на отрывки из любимой книги ребёнка. У него улучшится настроение и появится желание написать без ошибок.
- Придумывайте смешные ассоциации: Ворона шагает по кАртофельному полю и возмущается, где кАртофель, кАр, кАр!
- Если готовитесь к словарному диктанту, не называйте ребёнку слово, а только его значение, иногда оно тоже подсказывает. Дерево с бЕлым стволом – бЕрёза.
-Не обязательно писать диктанты только в тетради и только синей ручкой, пусть это будет блокнот или маркерная доска.
- Если это 1 или 2 класс, поиграйте в школу. Станьте учеником, который допускает ошибки, а вашему ребёнку будет очень приятно их исправлять.
- Используйте «фотодиктант». Напишите слово, покажите на несколько секунд слово с инструкцией: «Сфотографируй слово в голове!». Далее закрываете, а ребёнок пишет. Вслух слово не произносим. Можно и несколько слов.
- Разгадывайте чаще кроссворды, анаграммы, шарады. Составляйте слова из букв одного слова. Например, АКРОБАТ. (рот, брат, крот, бор и т.д)
- Дома на видных местах пусть немного повисят словарные слова для запоминания.
- И последний совет! Хвалим ученика даже за маленькие победы. Только успех повышает мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...
"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)
Интересные рекомендации для родителей и учителей; образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....
Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.
Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....
Арифметический диктант диктанты
Арифметические диктанты для начальной школы...
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов
Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России
Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...