Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Чалая  Марина  Валерьевна

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Ход урока.

Организационный момент урока.

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.

Запишите:

Число.

Классная работа.

Самоопределение к учебной деятельности.

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

- Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)

Обучающиеся выполняют задание.

Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)

- Как вы действовали при написании окончания?

На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)

Имя существительное

Ставлю существительное

в начальную форму: ед.ч., И.п.

Определяю тип склонения

1, 2, 3 скл.

Определяю падеж

- Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)

- Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

- Сформулируйте учебные задачи:

  • учиться ставить имя существительное в начальную форму;
  • научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
  • запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
  • научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 2)

Работа над решением поставленных задач

(работа по алгоритму)

1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.

Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)

На партах детей карточка со словами:

Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.

По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.

Проверка:

Дается эталон выполненного задания на слайде 3.

- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?

- Выполни ли задание без ошибок?

- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)

- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)

Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде 4 появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

Физминутка

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.

За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….

Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.109)

Таблица окончаний появляется на слайде 5.

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

- Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.

- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание - -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание - -е)

- От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)

Правило с.110 (проверка в парах)

Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Упражнение №84

(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)

Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)

Слова - ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных

- Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)

- Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)

- Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)

- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)

- Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)

На слайде 6 появляется алгоритм пользования словом-ключом.

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.

2 шагПодбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.

3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же окончание.

Практическая работа по отработке действия по алгоритму

На слайде 7:

(без) насмешки (е)

1 шаг. (без) насмешки (ие ) (что?) насмешка

2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)

3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли

Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:

Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

- На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)

Домашнее задание (дифференцированное)

Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:

1) №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)

2) №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)

3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании оконч...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...