Открытый урок обучения грамоте:" Звук и буква Бб"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Засадская Елена Сергеевна

Открытый урок обучения грамоте на тему "Звук и буква Бб", основой которого является уважительное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obucheniya_gramote.docx258.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте в 1 классе

Учитель: Засадская Елена Сергеевна

Тема: Звук [б, б′] и буква Бб (урок 2)

Цели урока:

  1. образовательные: создать условия для продолжения ознакомления учащихся со звуками [б], [б’]  и буквами Бб, продолжать работу над формированием  навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; осуществлять звуковой  анализ слов, обогащать  словарный запас;
  2. развивающие: создавать условия  для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
  3. воспитательные: прививать интерес  к русскому языку, к чтению детской художественной литературы, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Тип урока: закрепление

Ожидаемый результат:

к концу урока дети научатся писать и читать слова с участием буквы Бб, будут давать характеристику звукам [б], [б’]  в составе слов.

Оборудование:

  • картинки булочек,  багета, бисквита, батона, бриошей, блинчиков, бубликов,  баранок,  
  • карточки с цифрами;
  • зелёные и синие карандаши у детей;
  • слова для составления предложений;
  • поощрительные наклейки.

Физминутки к уроку:

1. Разминка пальчиков перед письмом.

Паучок ползёт по ветке,

А за ним ползут и детки (пальцы рук «пробегают по рукам, плечам, голове)

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл (ладошки скользят по рукам сверху вниз)

Солнце стало припекать (руки вверх, развести над головой)

Паучок ползет опять.

А за ним все его детки,

Чтобы погулять по ветке (движения повторяются)

2. Зарядка:

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз грибок, два – грибок, три грибок!

Положил всё в кузовок.

Ход урока:

1. Настрой на урок. Учитель спрашивает, а дети отвечают:

- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти? 
- У края! 
- Спина? 
- Прямая!

2. Постановка целей урока:

- Ребята, наш урок я хочу начать со сказки- загадки. Слушайте внимательно, в конце вас ожидают вопросы.

Я расскажу вам об одной букве.

Какая она, эта буква? Большая балаболка, болтушка, с богатым брюшком.

И как у неё не вырастет брюшко, если в булочной она покупает булочки и багеты, бисквиты и батоны, бриоши и блинчики, бублики и баранки? А на обед предпочитает бульон с бутербродом.

- О какой букве идет речь? Как вы догадались?

3. Актуализация опорных знаний:

На доске открываются картинки всего того, что любит буква Б.

               

                         

                      

                                                 

- Все ли услышанные слова с буквой Б вам знакомы?

Разъяснение непонятных слов:

Бриоши – сладкие французские булочки на пивных дрожжах с добавлением масла.

Багет – своеобразный символ Франции. Длинное и тонкое хлебобулочное изделие, мягкое внутри, с хрустящей корочкой. Багет принято не резать, а ломать руками.

Бисквит - кондитерское тесто и кондитерский «хлеб», приготовленный из муки, сахара и яиц. 

Бублик -  кулинарное изделие из пшеничного теста, скатанное кольцом, сваренное в воде (или обработанное горячим паром), а затем запеченное. Бублики являются традиционным изделием русской кухни.

Баранки – то же, что и бублик, только меньшего размера.

- Из того, что любит буква Б, выберите одно слово, где буква Б обозначается твёрдым звуком, а одно, где мягким.

Например:  батон, бисквит.

Работаем со словами по схеме:

Количество слогов -  _______ (вспомнить правило Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Количество букв -   ________

Количество звуков -  _______

Заготовка на доске, детям предлагается вставить на место пропуска карточки с цифрами.

- Дайте характеристику звукам [б], [б’]:

[б] – согласный, звонкий, твёрдый, парный

 [б’] – согласный, звонкий, мягкий, парный.

-  Напомните парные звуки для звуков [б], [б’]

Примечание: Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук  [б]. Дрожит горло или нет? Горло дрожит. Это звонкий согласный звук.

4. Работа в прописи на странице 33 (в процессе работы учитель клеит детям в прописи поощрительные наклейки)

1) Разминка для пальчиков «Паучок»

2) – Пока мы играли, буквы Б и П расшалились, посмотрите, что из этого вышло? (они поменялись местами и получились новые слова)

Пил – бил

питон – батон

палка – балка

порт – борт

Рядом с печатными словами запишите эти слова прописью.

3) Работа по вариантам.

1 вариант работает с первым столбиком,

2 – со вторым.

- Подчеркните  букву П (первый вариант) и Б (второй вариант) синим или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает.

Самостоятельная работа детей.

Проверка:

1 вариант – мягких – 2 зв (пил, питон), твёрдых – 2 зв. (палка, порт)

2 вариант – мягких – 1 зв (бил), твёрдых – 3 звука (батон, балка, борт) Что такое балка?

( Часть сооружения, брус, опирающийся на что-н. в нескольких точках (на стены, устои).

5.   Физминутка.

6.  Чтение слов и предложений с буквой Б из Букваря (жужжащее чтение). Работа по содержанию текста.

Повторное чтение вслух.

7. Работа по развитию письменной речи.

 Письмо предложений в тетрадях (в процессе работы учитель клеит детям в тетрадях поощрительные наклейки)

Соберите  предложения, «рассыпанные» на доске (слова на карточках, нужно их собрать) Выберите любые два предложения, запишите их в тетради.

У Беллы батон.

У Инны бублик.

У  Бори блин.

- Девочки подчёркивают в словах все мягкие согласные, а мальчики  подчёркивают все твёрдые согласные.

8.   «Минутка отдыха».

- Поиграем в игру «Кулачок - ладошка»

 (Учитель называет слова, дети  показывают ладошку, когда слышат  мягкий [б’], а кулачок, когда  твёрдый)

 

Барабан, белка, банан, бинт, бинокль, бантик, буфет, бабочка, голуби, собрание, лабиринт.

9.  Подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу.

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Какие новые слова узнали?

- Как нужно относиться к хлебу? Почему?

-  Я хочу проверить, как вы усвоили  материал.

ТЕСТ «Да, нет».  На «да» руку поднимаем, на «нет» - опускаем.

- Буква  Б обозначает гласный звук .                                                  НЕТ

      - Для обозначения звуков  [б,] и [б] служит буква Б.                          ДА

      - В слияниях БИ, БЕ буква  Б обозначает твердый согласный звук.         НЕТ

      - Слово баурсак пишется с буквой О                                            НЕТ

      - Пара звука Б – звук П.                                                         ДА

- Поднимите руку те ребята, кому понравилось, как он работал на уроке.

Встаньте те, кто получил сегодня поощрительную наклейку.

Вы молодцы! Хорошо работали, старались, поэтому и получили свою награду.

Урок окончен.

Литература :  Ирис Ревю «Рассказ про букву Б»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

Конспект открытого урока обучения грамоте "Звук и буква Ц,ц"

Данный конспект  урока подробно описывает знакомство первоклассников со звуком "ц" и буквой ц...