Технологическая карта по русскому языку "Слово и его лекс. значение" 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_leks._znachenie.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студента: Чиркова Анна Андреевна
Тема урока: «Слово и его лексическое значение»
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знания
Форма урока: комбинированный
Цель урока: формирование у школьников понятия о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представления о способах определения лексического значения слова
- совершенствовать умения работать с толковым словарём
Развивающие:
- развивать грамотную речь
- совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей
- развивать умение вести учебный диалог
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку
- воспитывать умение работать совместно
Ресурсы урока: учебник «русский язык», 4 класс, тетрадь, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | ||
Предметные. Метапредметные | Личностные | ||||||||
1.Мотивацион но-целевой раздел (организацион ный момент. | Эмоционально и психологически настроить детей на урок. Проверить готовность учащихся к уроку. | Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Позитивный настрой на учебную деятельность. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Позитивный настрой на учебную деятельность. Пр.1 | Ф | Контроль учителем | К: планировать сотруд -во с учителем и сверстниками. Р: организовывать свое рабочее место и настраивать себя на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. | |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Выявить уровень имеющихся знаний | Наблюдение. Беседа по уточнению знаний | Проверка имеющих ранее знаний по теме урока | Наблюдение за учителем. Ответы учеников, работа с презентацией.Пр.1 | Ф | Тетрадь, презентация | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа | Р.: уметь структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; анализировать. | Формировать мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. |
3.Словарная работа | Выявить уровень имеющихся знаний | Наблюдение | Объясняет задание, проводит проверку, оценивает работу. работы в паре. | Ученики читают слова на доске. Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, контроль работы в паре. Пр1. | Ф | Презентация | Индивидуальная работа | П. УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
4.Самоопределение к деятельности | Выявить уровень имеющихся знаний. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний | Словесный. Беседа. Практический | Предлагает проблемную ситуацию. Предлагает учащимся сформулировать цели и тему урока, | Слушают учителя, находят пути решения проблемной ситуации. Слушают учителя, находят пути решения проблемной ситуации. | Ф | Фронтальный опрос | П.УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; уметь формулировать свои высказывания. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | |
5. Работа по теме урока | Определить границы знания и незнания в созданной ситуации. Организовать формулирование проблемы, постановку цели | Словесный, практический. Беседа, упражнение. | Просит открыть учебник и прочитать понятие лексики,а также выполнить небольшое упражнение | Читают определение, беседуют с учителем. Работают с упражнением.Пр.1. | Ф П | Презентация | Коллективная работа | Р.УУД: - Высказывать своё предположение на основе работы с материалом. К. УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы. - слушать других и обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения. П.УУД: - на основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их. | |
Физкультминутка | Учитель проводит физкультминутку, которая способствует восстановлению кровообращения после сидячей работы. Приложение 1 | Приготовились к выполнению физкультминутки. Стоят возле своих парт. Выполняют упражнения, о котором говориться в стихотворении. | П Ф | Р.: усилием воли выполнять задание в соответствии с требованиями. | установка на здоровый образ жизни. | ||||
6.Этап закрепления знаний | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный, практический. Обсуждение; упражнение. | Просит выполнить упражнения в учебнике,объясняет задания,задает вопросы. Пр.1 | Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. | Ф | Презентация,инд.карточки,учебник. | Контроль учителем | Р.УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя. К.УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
7.Рефлексивн о-оценочный (подведение итогов урока, рефлексия) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Практический | Предлагает выполнить небольшое тестовое задание,что бы оценить результат работы на уроке. Пр.1 | Выполняют тестовые задания | П.УУД: осознанно строить речевое высказываниеК. УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. | Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения . | |||
8. Итог урока | Задает вопросы | Отвечают на вопросы учителя | Ф | Фронтальный опрос | К.уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь выражать свои мысли |
Анализ наставником:
Рекомендации:
Отметка:
Приложение 1.
- Мотивацион но-целевой раздел (организацион ный момент
Добрый день! Я желаю вам хорошо поработать на уроке, получить хорошую отметку.
Пусть девизом нашего урока будут слова:
«Я хочу много знать!»
Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.
1) Не выкрикиваем.
2) Не перебиваем друг друга.
3) Мы слышим друг друга.
4) Учимся работать сообща.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята я предлагаю отгадать вам загадку:
Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)
- Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.)
- Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.
3.Словарная работа.
ХБЧЕШРПЕФЗЦА
- Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете словарное слово, с которым сегодня познакомимся. (берёза)
- запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Заранее подготовленный ребёнок даёт определение слову берёза из толкового словаря Ожегова.
- Как ласково называют берёзу?
- Как называют сок берёзы?
- Лес из берёз?
- Гриб, который растёт под берёзой?
Запишите эти слова и подчеркните безударную гласную Е.
4. Самоопределение к деятельности.
Игра «Отгадай слово»
Серое мелкое животное, которое живёт в норе. (мышь)
Травоядное животное с длинной шеей. (жираф)
Птицу, которую называют «белобокой». (сорока)
- Загадайте любое животное и опишите его. (ответы детей)
- Что вы делали, когда загадывали слово?
(Говорили, что оно обозначает)
Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.
-Давайте откроем учебник на стр.42
-Прочитаем название раздела
5.Работа по теме урока
- Сегодня мы закрепим знания о новом разделе, науки о языке – лексикой.
Тема сегодняшнего урока:
СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
На уроке вы
- закрепите, что такое лексика и что она изучает;
- определите, что такое лексическое значение слова;
- выясните, где можно найти лексическое значение слова.
Определение понятия лексики.
- Название всех разделов о языке произошли из греческого языка. В переводе с греческого лексикос - относящийся к слову.
- Количество слов, которые понимает и употребляет человек в своей речи, называется словарным запасом. Богатый словарный запас позволяет полно и точно выражать свои мысли, легко писать, непринуждённо выступать перед аудиторией.
- Как вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребёнка или у взрослого?
- А как можно расширить свой словарный запас?
- Так что же тогда изучает лексика?
-Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
-Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
-Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
-Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
-Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, С. И. Ожегова.)
-Прочитайте высказывания.
-Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?
-Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?
-Рассмотрите рисунки.
-Объясните лексическое значение слов - названий предметов.
(При возникновении затруднений учащиеся обращаются
к толковому словарю.)
-Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь — прибор для управления курсором на компьютере.)
-В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)
-Выполните письменное задание к упражнению.
Физкультминутка
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
6.Этап закрепления знаний
-Давайте посмотрим на упражнение 59.
-…Прочитай задание?
-Что нам нужно выполнить?
(Выполняют задание по цепочке)
-упр.60
-Прочитайте выразительно четверостишие.
-Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.
-Составьте предложение с этим словом.
-Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.
-Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)
7. Рефлексивн о-оценочный (подведение итогов урока, рефлексия)
тестовая работа
- Лексика изучает:
- словосочетания и предложения
- звуки речи
- словарный состав языка
- части речи
- В толковых словарях разъясняется:
- значение фразеологизмов
- лексическое значение слов
- правописание слов
- образование слов
- Слово, имеющее одно значение, называется:
- сложным
- однозначным
- многозначным
- простым
- Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
- гребень, варить, сахар
- ключ, звезда, шляпка
- сыр, речь, глагол
- ромашка, хвост, каша
- Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».
- часть руки
- украшение из пучка нитей
- пучок щетинок для нанесения краски
- форма расположения плодов у растений
8.Подведение итогов урока
- Что называют слова в языке?
- Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- Какие слова называются многозначными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых...
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс
Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи; 2)расширить представление учащихся о значении глагола...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...
Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме "Знакомство с буквами Пп". Программа "Начальная школа 21 века" ФГОС НОО
Технологическая карта с мультимедийным приложением....
Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Существительные первого склонения (3кл)...