Технологическая карта урока русского языка
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Михайличенко Ирина Александровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студентки: Михайличенко Ирина Александровна

Тема урока: «Признаки падежных форм имён существительных.»

Класс: 4 В

Цель урока: формирование представления о признаках падежных форм имен существительных.

Задачи урока:

Образовательная: учить распознавать неодушевлённые имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах;

Развивающая: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении;

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, культуре учебного труда на уроке.

Ресурсы урока: Учебник: «Русский язык» 4 класс. Канакина, Горецкий 1 часть, презентация

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи

этапов

урока

Методы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Ф-ма. организации. учеб. деят-ти.

(Ф, И, П, Г)

Дидакт средства, интерактивное оборуд-е.

Ф-мы. контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный этап

1 мин.

Обеспечить мотивацию к учению.

Беседа, демонстрация слайда презентации

Обеспечивает мотивацию к учению, с помощью загадки.

Слайд 1

Приложение 1

Мотивируются на дальнейшую работу.

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль, взаимоконтроль

-

К: - содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи.

Р: -организовывать своё рабочее место.

- опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Актуализация знаний

5 мин.

Создать условия для высокого уровня вовлеченности учащихся в учебную деятельность.

Беседа, демонстрация слайдов презентации

Создает условия для высокого уровня вовлеченности учащихся в учебную деятельность. Ставит перед детьми задачи: записать число, классную работу, ответить на вопросы, отгадать загадки.

Организует работу со сложными словами

Слайд 2

Приложение 2

Записывают число и классную работу.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Записывают отгадки в тетради, выделяют корни и соединительные гласные, сверяются со слайдом презентации.

Фронтальная, Индивидуальная

Презентация

Взаимоконтроль, самоконтроль

-развивать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные О, Е.

Р: - содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

Самоопределение к деятельности

3 мин.

Подвести учащихся к формулированию цели урока.

Беседа, демонстрация слайдов презентации.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Читает стихотворение, задаёт вопросы.

Организует работу над предложением, задает вопросы, создает проблемную ситуацию

Слайд 3,4,5.

Приложение 3

Дети слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с предложением, предполагают правильные ответы.

Фронтальная.

Презентация.

Взаимоконтроль, самоконтроль

- определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока.

Р: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом.

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

Открытие новых знаний

15 мин.

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.

Беседа, работа с учебником, демонстрация экрана.

1. Организация работы с учебником.

Материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.

Задает вопросы по материалу

Упр. 141 (с. 84). (Найти грамматическую основу в каждом простом предложении. Выполнить письменные задания к упражнению.)

Упр. 142 (с. 84).

(Устное составление предложений)

Материал рубрики «Говори правильно!» на с. 84. Задает вопросы по материалу

Приложение 4

Работа с учебником на с. 84.

Читают Материал рубрики «Обратите внимание!», отвечают на вопросы учителя.

Выполняют Упр. 141 (с. 84). Упр. 142 (с. 84).

Читают Материал рубрики «Говори правильно!», отвечают на вопросы учителя.  

Фронтальная, индивидуальная.

Учебник.

Взаимоконтроль, самоконтроль

-познакомятся с признаками падежных форм имен существительных; научатся их называть; изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении.

П: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

К: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову; формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Динамическая пауза

1 мин.

Предотвратить утомляемость.

Проводит видео-физкультминутку

Выполняют физкультминутку

Взаимоконтроль

Закрепление изученного материала

10 мин.

Обеспечить прочное усвоение учебного материала через самостоятельную и фронтальную работу.

Беседа, работа с учебником, демонстрация слайдов презентации, демонстрация экрана.

1. Организация работы с учебником.

Упр. 143 (с. 85). (Составление пословиц).

Просит сделать вывод: по каким признакам можно узнать существительные в родительном падеже.

Организация самостоятельной работы. (Определение падежей имен существительных)

Слайд 6

Приложение 5

Работа с учебником на с. 85. Составляют пословицы, делают вывод.

 Выполняют самостоятельную работу

Фронтальная, индивидуальная.

Учебник, презентация.

Взаимоконтроль, самоконтроль

- уметь называть признаки падежных форм имен существительных; изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении.

П: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

К: -мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Л: -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Подведение итогов урока.

5 мин.

Включение в систему знаний и повторение

Беседа

Задает вопросы для подведения итогов.

Приложение 6

Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия.

Фронтальная

Взаимоконтроль

- отвечать на итоговые вопросы.

К:- содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи.

Р:- содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль.

Рефлексия

3 мин.

Проанализировать осознание качества и уровня усвоения

Беседа

Проводит рефлексию по вопросам

Приложение 7

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Взаимоконтроль

-оценивать свои достижения.

К:- содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи.

.

Домашнее задание

2 мин.

Сформировать понимание,

выполнения домашнего задания

Беседа

Дает задание на дом

Записывают домашнее задание.

Фронтальная, индивидуальная

Взаимоконтроль

-

 

Приложение 1

- Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице живет она. То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится. (Улыбка)

- Подарим друг другу улыбку и начнем урок

Приложение 2 

- Запишите число, классная работа.

-  Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)

-  Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)

-  Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.

Мощный с гор бежит поток,

Образовывая сток,

И вода здесь так шумит,

Что в округе гул стоит. (Водопад.)

Раз в горах я побывал,

Видел там камней обвал.

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было. (Камнепад.)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снегопад.)

(Взаимопроверка.)

Приложение 3

-  Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здравствуйте, Имя Существительное!».

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,                    

 От именительного отличать.

— Как вы думаете, почему надо различать именительный и винительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)

— Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?, в предложении являются подлежащими.)

— Почему именительный падеж мог получить такое название? (Он используется для наименования предмета.)

— Назовите вопросы винительного падежа.

— Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в винительном падеже, является причиной, вызывающей само действие.

— Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.

— Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что ?) лёд, (что?) пруд.)

— Назовите грамматические признаки этих имён существительных. (Эти имена существительные мужского рода, неодушевлённые.)

— Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)

— В чём состоит трудность определения падежа этих имён существительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)

— Как определить падеж в этом случае?

(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в винительном падеже.)

— Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных имеют вопрос кого?)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.)

— Тема сегодняшнего урока: «Признаки падежных форм имён существительных.»

Приложение 4

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.

— Чем отличаются имена существительные в именительном и винительном падежах?

(Учитель уточняет, что винительный падеж может иметь и другие значения: указывать на место (ехать за край), время (пойти в среду) и др.)

Упр. 141 (с. 84).

— Прочитайте поэтические строки выразительно.

— Сколько здесь предложений? (Одно.)

— Какое это предложение? (Сложное.)

— Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит.

— Найдите грамматическую основу в каждом простом предложении. (Роняет лес, сребрит мороз, проглянет день и скро¬ется.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— В чём трудность определения падежа выделенных имён существительных?

Упр. 142 (с. 84).

— Прочитайте задание.

—Составьте предложения устно. Назовите падеж существительных.

— Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. (Проверка)

— Прочитайте формы слов в винительном и родительном падежах, данные в рубрике «Говори правильно!».

— Как правильно произносить эти слова?

— Составьте с ними словосочетания.

Приложение 5

Упр. 143 (с. 85).

— Прочитайте.

— Составьте пословицы. Объясните их смысл.

— Поставьте вопросы к именам существительным.

— Определите падеж имён существительных. (Запись предложений с комментированием.) Примерные комментарии учащихся:

Без терпенья нет ученья. Нет (чего?) ученья. Существительное ученья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без чего 7) без терпенья. Существительное терпенья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и предлогу без. И т. д.

— Сделайте вывод: по каким признакам можно узнать существительные в родительном падеже? (По вопросу чего?, с помощью слова-помощника, по предлогам.)

— Укажите падеж имён существительных.

1) Река начинается с ручейка. 2) Труднее спуститься с дерева, чем влезть на него. 3) Вместе можно сдвинуть с места любое дело. 4) Плясать под чужую дудку. 5) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 6) Поменьше слов, побольше дел. 7) Правда дороже золота. (Самопроверка.)

Приложение 6

— Какими способами можно определить падеж имён существительных?

— Как узнать падеж имени существительного, если оно отвечает на вопрос что ?

— По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже?

Приложение 7

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...