Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Макаева Зоя Владимировна

   Цели:

- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Наш родной русский язык»

Цель:

Создание условий для формирования у детей интереса к изучению  русского языка как родного.

Задачи:

- способствовать пробуждению потребности у обучающихся  к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

- воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к родному языку.

Оборудование: плакат с названием темы,  карточки с заданиями, коробки и фишки для подсчёта баллов, карточки с высказываниями о русском языке, карточки с названием этапов мероприятия, видеоролик «Песня о русском языке»

1.Организационный момент

Учитель                                                                                                          - Ребята, как вы думаете: почему животные, например кошки  и собаки, могут обойтись без улыбки, а человек нет?

Учитель (читает стихотворение)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.  

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

2. Сообщение темы мероприятия.

3. Беседа о русском языке.

Учитель:

Ребята, попробуйте  отгадать,  о чём я сейчас буду говорить:

-его «проглатывают», когда упорно не желают о чём-нибудь говорить;

- он хорошо «подвешен» у человека, который говорит бойко, легко;

-  его «держат за зубами», когда не хотят говорить лишнего.

Правильно. Это – язык.

Беседа по вопросам учителя

1.Какой частью речи является слово язык?

2.Это слово имеет одно значение или несколько?

3. Приведите примеры многозначности этого слова.

4.Как вы думаете, о каком языке мы с вами будем говорить сегодня?

5. Как называется наш родной  язык?

Давайте прочитаем тему внеклассного мероприятия. (Дети читают название темы с доски)

Учитель:

Посмотрите вокруг, и вы увидите много интересных вещей, созданных разумом и руками человека: телефоны, компьютеры, ракеты и самолёты - всего и не перечесть. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, на котором мы говорим.

-Как вы думаете,  какая главная задача языка?

 (Главная задача языка- помогать людям понимать друг друга при общении и  при общей работе.)

Чтение стихотворений по теме мероприятия

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком -
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Учитель:

Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, своему народу

Дети читают стихи по теме мероприятия

Он весь корнями исстари былинный,

Он, молодой, напоминает мне

Размах и трепет крыльев лебединых

И взлёт ракеты в громе и огне.

В его звучанье сок рябины горькой

И звонкая студёная роса,

Что пьют соловушки взахлёб на зорьке,

 Серебряные, ставя голоса.

Учитель:

Какие высказывания о русском языке вы  нашли?

(Дети зачитывают высказывания)

  1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»   И.С. Тургенев

  1. «Русский язык, настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.» Л.Н.Толстой

  1. «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.»А.Н.Толстой

  1. «Бессмертие народа – в его языке» Ч. Айтматов

Чтение стихов по теме мероприятия

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

                   К.Д.Бальмонт

Мы живём в стране российской,

Признаём язык турецкий,

Итальянский, датский, шведский,

И японский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке.

И в своей столице древней,

И в посёлке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

Просмотр видеоролика «Песня о русском языке»

5.Игра «Грамматический турнир»

Учитель:

А сейчас у нас  интересная встреча с русским языком. Игра «Грамматический турнир». В этой игре примут участие  все  обучающиеся класса.

Разминка

Учитель:

Я буду вам по очереди предлагать разные вопросы, вы отвечаете.

1.Мать моей мамы…(бабушка)

2.Светлое время суток …(день)

3.«Пальчики оближешь» – как это понимать (очень вкусно)

4.У утки -  утята, у козы - …(козлята)

5.Чем не кормят соловья? (баснями)

6.Кого по осени считают: (цыплят)

7.Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)

8.Чем горю не поможешь? (слезами)

Заморочки

Учитель:

-А теперь приступаем к выполнению заданий.  За каждый правильный ответ вы получаете фишку  в свою копилку.

1.Мать, отец, дети - (семья)

2.Какой лук не кладут в суп? (оружие)

3.Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре - (варенье)

4.Снежная буря- (метель)

5.Домик для пчёл - (улей)

6.В название,  какого дня есть удвоенная буква? -(суббота)

7.Крупное предприятие, где хранят деньги-  (банк)

8.Какие ноты кладут в суп?(фа-соль)

Игра «Да» - «Нет»

Учитель:

Я задаю вопросы. А вы отвечаете «Да» или «Нет»

1.Я думаю, что предлоги со словами пишутся отдельно.

2.Мне кажется, что все слова в русском языке состоят из корня и окончания.

3.Я считаю,  что сочетания ча – ща пишутся с буквой а.

4.Мне кажется, что предложение состоит из слов.

5.Я точно уверена, что в русском языке 36 букв.

6.Мне кажется, что имена людей пишутся с маленькой буквы.

7.Я считаю, что слова переносятся по слогам.

8.Я точно знаю, что в конце каждого предложения ставится только !, ?

Физминутка  «Эхо».

Учитель:

-Ребята, кто из вас был в лесу хотя бы раз?  Вы кричали когда-нибудь громко в лесу? Что вы слышали в ответ?  Да, верно, это вам отвечало эхо.  Эхо повторяет всё слово?  Верно, только конец слова. Вот и сейчас мы поиграем в  такую игру.  Встаньте: я буду называть слово, а вы хором проговаривать конец  его  так, чтобы получилось новое слово. Повторяете слово три раза: громко, тише, тихо.

Олень, Борис, мель, смех, экран.

 Задание «Кто найдёт больше слов»

Учитель:

-Из букв слова Углегорск надо составить как можно больше слов. Углегорск – это название города,  который  расположен на острове Сахалин. (угол, рог, луг, кол, рок, гул, сок, сор, горе, курс, урок,)

Задание «Фразеологический зоопарк»

Учитель:

-Добавьте недостающее слово.

1.Хитёр как…(лиса)

2.Упрям как …(осёл).

3.Труслив как…(заяц).

4.Надут как… ( индюк).

5.Здоров как…(бык).

6.Голоден… (волк)

7.Болтлив как… (сорока)

8.Колючий как… ( ёж)

Задание  «Сосчитай буквы и звуки»

Учитель:

-У каждого из вас на карточке написано слово. Сосчитайте сколько в нем букв и сколько звуков:

Солнце, коньки, заяц, ёж.

Задание  «И снова  фразеологизмы»

Учитель:

-Я буду называть значение фразеологизма, а вы сам фразеологизм.

1.О полной тишине (муха не пролетит).

2. Об удачливом человеке (родился в рубашке)

3.О состоянии тоски тревоги, беспокойства ( на душе кошки скребут).

4.О том, к чему трудно придраться  (комар носа не подточит).

5.О том, кто сам не пользуется и другим не даёт (собака на сене)

6. Быть постоянно в хлопотах и заботе (как белка в колесе).

7.Очень быстро бежать (лететь стрелой).

8.Хорошо, свободно  себя чувствовать (как рыба в воде).

Итог занятия

Учитель:

- Вот и подошёл к концу наш грамматический турнир.  Посчитайте,  сколько каждый из вас заработал фишек. Давайте назовём  победителя.

Награждение победителя и участников.

-Ребята, что вы можете сказать о своей работе в ходе нашего мероприятия? (ответы детей)

Учитель

Ребята сегодня на занятии вы ещё раз убедились в том, что русский язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Давайте изучать наш родной русский язык, бережно относиться к каждому слову на уроке, дома, в общении на улице! Давайте любить наш родной язык

Список литературы:

1.Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. 1988г.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/ Сост.В.В. Никифорова. – 5-е изд.,-М.: ВАКО, 2014.

Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2ч.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 класс.» / Е.М. Тихомирова.- 7-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 8-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.

Видеоролик « Песня о русском языке». Фото-сайты интернета подготовил Семёнов Г.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Наш родной русский язык" (3 класс)

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка .Задачи:- способствовать пробуждению потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;-...

Конспект внеклассного мероприятия "Знай и люби русский язык" 1-4 класс

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка для учащихся 1-4 классов в виде викторины. Задания и упражнения были подобраны в соответствии с программными требованиями 1-4 классов....

Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе русского языка и литера-туры в начальной школе (класс-комплект 2-4).Музыкальная пьеса- сказка «Муха-Цокотуха»

Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе литературного чтения в начальной школе. Музыкальная пьеса- сказка "Муха- Цокотуха...

Конспект внеклассного мероприятия «Своя игра по русскому языку» 4 класс

Класс: 4МТема: «Своя игра по русскому языку»Цели:привлечение внимания детей к изучению русского языка, дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развив...

Внеклассное мероприятие "Ты велик, родной язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку....

Внеклассное мероприятие в 3 «А» классе по русскому языку на тему:«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие рассчитано на обучающихся 3 класса. Ученики делятся на команды. Выбирают капитанов команд. Учатся быть сплоченными, уметь уступать друг другу, прислушиваться к мнению однокласс...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...