Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Макаева Зоя Владимировна

Цели:

-привести знания обучающихся по теме "Имя существительное" в систему;

-воспитание интереса к изучению родного языка, формирование семейных ценностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:          воспитание  интереса к изучению родного языка, формирование семейных ценностей

                     привести знания обучающихся по теме «Имя существительное» в систему;

                     корректировать мышление ( развивать умение сравнивать, анализировать, выполнять

                     словесно-логические рассуждения )

                    развитие социальной,  коммуникативной, деятельностной, информационной

                     здоровьесберегающих компетенций обучающихся.

                   

Оборудование: тетрадь, образец букв, кроссворд, карточки для работы в парах, группах,

                           карточки для составления таблицы, компьютер, стенд с фотографиями «Несколько

                           слов о маме и для мамы», мини-сочинения детей о мамах, оформленные на

                           открытках»

Вид урока:  практическая работа, основанная на элементах обобщения

Тип урока:   закрепление изученного материала, «Парад знаний»

Ход урока

№ этапа, название, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап организационный и мобилизующий

Задачи: обеспечить мотивацию к обобщению знаний по теме; подготовить обучающихся к работе на уроке

- Заливистый школьный звонок

  Опять позвал нас на урок.

  Будьте все внимательны,

  А ещё старательны.

- Скажите, дети, под каким девизом у нас проходят все занятия?

- Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь  вспомнить какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдёте  в своей душе к концу урока

- Мы сюда пришли учиться,

   Не лениться, а трудиться.

2. Этап словарной работы с минуткой чистописания.

Задачи: повторить правописание словарных слов на букву «эм»; обеспечить формирование каллиграфически правильного письма; отработка навыка нижнего соединения.

Работа в группе                                                                       - Первое упражнение «Мозговой штурм»

Я называю предложение, а вы ответ – одним словом, причём каждое слово начинается с буквы «м»,  потом  результат фиксируете в таблице

1.Одна из двенадцати частей года.

2.Подземная железная дорога.

3.Мера времени.

4.Шкаф, стол, стул.

5.Помещение для продажи товаров.

6.  Транспорт.

7.Овощ.                          8.Сильный ветер со снегом .

9. Напиток белого цвета. 10.Предмет из плотного материала для картофеля и других овощей.

 

-Что за слова записаны?

 Что заметили интересного?

 Можете предположить, какое будет следующее задание?

Выбирают контролёра

Записывают ответы в кроссворд.

м

м

м

м

м

м

м

м

м

м

е

е

и

е

а

а

о

е

о

е

с

т

н

б

г

ш

р

т

л

ш

я

р

у

е

а

и

к

е

о

о

ц

о

т

л

з

н

о

л

к

к

а

ь

и

а

в

ь

о

н

ь

- Здесь представлены словарные слова, которые начинаются на букву «м», значит можно предположить, что следующее задание – это минутка чистописания

3. Этап формулирования темы урока, постановка учебных задач.

Задачи: с помощью приёма «Яркое пятно» подвести детей к определению темы урока и постановке учебных задач

- Посмотрите внимательно на запись на доске.

                                                             хорошо

                             справа    

слева                 мама

                         вверху

 издалека

                                                   быстро

- На что обратили внимание?

- Как вы думаете, почему это слово выделено?

- Можете предположить какова  тема нашего урока?

- Каковы задачи нашего урока? Ваше мнение.

 

- Да, верно, ребята. Много уроков мы исследовали имя существительное как часть речи, сегодня на уроке приведём знания в систему.

-Слово мама выделено цветом и размером.

Ответы детей.

Это слово является  именем существительным, значит, тема будет связана с именем существительным.

Мы много уроков посвятили этой теме, может быть сегодня на уроке, будем повторять, обобщать, приводить знания в систему.

4. Этап повторения изученного.

Задачи: обобщить знания детей по теме, привести в систему

Развитие мышления путём установления общего свойства ряда слов и исключение из него лишнего

- Давайте вспомним определение  имени существительного.

- Для чего в своей речи мы употребляем имена существительные?

- Скажите по лексическому значению, на какие группы можно разбить имена существительные?

Задание с применением ИКТ

- Посмотрите на монитор. Среди данных слов найдите лишнее слово.

язык

звезда

берёза

ключ

кисти

- Какие группы можно выделить среди имён существительных?

Цепочкой рассказывают правило, приводят примеры.

-Чтобы наша речь была понятной и точной.

-Имена существительные, которые имеют одно лексическое значение и несколько.

Дают ответы, обосновывают их.

-Все имена существительные можно разделить на одушевленные и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?- неодушевлённые на вопрос – что? (приводят примеры)

5.Этап релаксации.

Физкультминутка.

Задачи: снять напряжение мышц, расслабиться.

Игра «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?»

- Я читаю загадки,  вы продумываете отгадки, если отгадка является одушевлённым именем существительным – хлопаете в ладоши, неодушевлённым – топаете ножками.

Летом в лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.(медведь)

                        На лесной опушке

                        Стояли подружки

                       Платьица белены

                       Шапочки зелены( берёзы)

Держит девочка в руке

Облачко  на стебельке.

Стоит дунуть на него-

И не будет ничего.(одуванчик)

                      Наткёт, наплетёт,

                     Сядет и добычу ждёт.(паук)

В воде она живёт

Нет клюва, а клюёт.(рыба)

Отгадывают загадки, выполняют упражнения.

6. Этап

повторение изученного (продолжение)

Посмотрите внимательно на запись. Распределите все слова на две группы:

кошка Мурка, ученик Иванов Сергей, город Курск, Охотское море,  река Оскол

- Продолжим нашу работу.

Что ещё можете добавить по теме?

- Как  вы различаете форму единственного числа и форму множественного числа?

Работа в парах

- Первая пара называет имена существительные по теме «Семья» в единственном числе - вторая – ставит их во множественном

 

- Как вы думаете, каждое ли существительное можно поставить и форму единственного числа, и в форму множественного числа?

 Работа в парах. Мини – тест.

- Первой паре отметить имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, второй - в форме множественного числа.

пальто           ель                    ложки           клещи

хоккей          дом                              очки              щипцы

метро            грабли                                                     клещи            клещи                                                                                       деревня        камыши              

Взаимопроверка.

- А теперь обменяйтесь работами, проверьте, выставите оценки, обоснуйте выбор.

- Что можно ещё добавить по теме урока?

- Как вы определяете род имён существительных?

- Назовите слова- помощники к мужскому, среднему, женскому роду

Индивидуальная работа

- Определи какое слова лишнее в каждом столбике  

внучка   парта        поле        

петух      дуб           окно      

дочь        брат          утро      

сестра     сын           дом       

-Какие ещё сведения имеете об имени существительном?

- Сколько в русском языке существует падежей?

- Назовите падежи, слова- помощники и вопросы к ним.

Индивидуальная работа.                                 Склонение имён существительных: мама, папа, брат, сестра

- Что такое начальная форма имени существительного?

- Какое название получили остальные падежи?

- Что вы знаете об именительном падеже?

- Что вы знаете о предложном падеже?

- Какие предлоги употребляются в дательном падеже?

- Изменение имён существительных по падежам – как можно по другому выразить данную мысль?

- Сколько склонений различают в русском языке?

- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3, склонению

Коллективная работа

Выделите среди данных имён существительных имена существительные       3 склонения

День, бабушка, ночь, пень , дочь, рожь, конь, степь, папа, молодёжь

- А сейчас  мы исследуем  слово мама как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные

1 группа- нарицательные

Кошка, ученик, город, море, река.            

2 группа - собственные

Мурка, Иванов Сергей, Курск, Охотское, Оскол

Имена существительные  употребляются в форме единственного числа и  в форме множественного числа.

- Один предмет – это единственное число, два и более - множественное.

1 пара- единственное число

Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя, внук, внучка.

2 пара - множественноечисло

Мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры, внуки, внучки.

- Нет. Есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, есть - только в форме множественного числа.

Выполняют задание

1 пара                    2 пара

пальто                клещи

хоккей                очки

метро                  щипцы

радио                  грабли

Обмениваются работами.

Проверяют работу другой пары. Выставляют оценки .

- Имена существительные могут употребляться в мужском, среднем и женском роде.

- С помощью слов-помощников.

мужской –он, мой;

женский – она, моя;

средний – оно, моё

 Подчеркивают лишнее слово, ответ обосновывают

внучка     парта           поле

петух     дуб                 окно

дочь       брат               утро

сестра   сын                дом

Имена существительные изменяются по падежам

- Шесть

Ответы детей

Самостоятельно работают в тетради.

Ответы детей

- Склонение

- Три

Заполняют таблицу

Выписывают имена существительные 3 склонения, обосновывают свой выбор

 Ночь,  дочь, рожь,  степь,  молодёжь

Проводят устный разбор имени существительного мама как части речи

7. Этап разъяснения домашнего задания

Задача: обеспечить понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Творческое задание.

Напишите мини-сочинение «Моя семья»

Записывают задание

8. Этап подведения итогов и рефлексии.

Задача: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса. Анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем и одноклассниками

- Какой части речи мы посвятили сегодня урок?

- Обобщите знания по данной теме с помощью таблицы, которую  составили сегодня на уроке.

- О  каком  празднике я говорила в начале урока?

- Дети, о чём ценном в жизни каждого человека сегодня на уроке шла речь.

- Спасибо за вашу работу на уроке?

Отвечают на вопросы, ещё раз делают обобщение об имени существительном как части речи.

-О празднике знаний.

-О семье, любви к маме и всем близким и родным.

МОУ «Репецкая средняя общеобразовательная школа»

                                         Подготовила и провела учитель Макаева З.В.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: "Наблюдение за словоизменением имен существительных"

Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Урок русского языка 4 класс по теме "Три склонения имен существительных"

Урок - "открытия" учащимися понятия о типах  склонения имен существительных....

Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...