2. Этап словарной работы с минуткой чистописания.
Задачи: повторить правописание словарных слов на букву «эм»; обеспечить формирование каллиграфически правильного письма; отработка навыка нижнего соединения.
| Работа в группе - Первое упражнение «Мозговой штурм» Я называю предложение, а вы ответ – одним словом, причём каждое слово начинается с буквы «м», потом результат фиксируете в таблице
1.Одна из двенадцати частей года. 2.Подземная железная дорога. 3.Мера времени. 4.Шкаф, стол, стул. 5.Помещение для продажи товаров. 6. Транспорт. 7.Овощ. 8.Сильный ветер со снегом . 9. Напиток белого цвета. 10.Предмет из плотного материала для картофеля и других овощей.
-Что за слова записаны? Что заметили интересного? Можете предположить, какое будет следующее задание?
| Выбирают контролёра
Записывают ответы в кроссворд.
м | м | м | м | м | м | м | м | м | м | е | е | и | е | а | а | о | е | о | е | с | т | н | б | г | ш | р | т | л | ш | я | р | у | е | а | и | к | е | о | о | ц | о | т | л | з | н | о | л | к | к |
| а | ь | и | а | в | ь | о |
|
| н |
| ь |
|
|
|
- Здесь представлены словарные слова, которые начинаются на букву «м», значит можно предположить, что следующее задание – это минутка чистописания
|
3. Этап формулирования темы урока, постановка учебных задач.
Задачи: с помощью приёма «Яркое пятно» подвести детей к определению темы урока и постановке учебных задач
| - Посмотрите внимательно на запись на доске.
хорошо справа слева мама
вверху издалека быстро
- На что обратили внимание?
- Как вы думаете, почему это слово выделено?
- Можете предположить какова тема нашего урока?
- Каковы задачи нашего урока? Ваше мнение.
- Да, верно, ребята. Много уроков мы исследовали имя существительное как часть речи, сегодня на уроке приведём знания в систему.
|
-Слово мама выделено цветом и размером.
Ответы детей.
Это слово является именем существительным, значит, тема будет связана с именем существительным.
Мы много уроков посвятили этой теме, может быть сегодня на уроке, будем повторять, обобщать, приводить знания в систему.
|
4. Этап повторения изученного.
Задачи: обобщить знания детей по теме, привести в систему Развитие мышления путём установления общего свойства ряда слов и исключение из него лишнего
| - Давайте вспомним определение имени существительного.
- Для чего в своей речи мы употребляем имена существительные?
- Скажите по лексическому значению, на какие группы можно разбить имена существительные?
Задание с применением ИКТ
- Посмотрите на монитор. Среди данных слов найдите лишнее слово. язык звезда берёза ключ кисти
- Какие группы можно выделить среди имён существительных? | Цепочкой рассказывают правило, приводят примеры.
-Чтобы наша речь была понятной и точной.
-Имена существительные, которые имеют одно лексическое значение и несколько.
Дают ответы, обосновывают их.
-Все имена существительные можно разделить на одушевленные и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?- неодушевлённые на вопрос – что? (приводят примеры)
|
6. Этап повторение изученного (продолжение)
| Посмотрите внимательно на запись. Распределите все слова на две группы: кошка Мурка, ученик Иванов Сергей, город Курск, Охотское море, река Оскол
- Продолжим нашу работу. Что ещё можете добавить по теме?
- Как вы различаете форму единственного числа и форму множественного числа?
Работа в парах
- Первая пара называет имена существительные по теме «Семья» в единственном числе - вторая – ставит их во множественном
- Как вы думаете, каждое ли существительное можно поставить и форму единственного числа, и в форму множественного числа?
Работа в парах. Мини – тест.
- Первой паре отметить имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, второй - в форме множественного числа. пальто ель ложки клещи хоккей дом очки щипцы метро грабли клещи клещи деревня камыши
Взаимопроверка. - А теперь обменяйтесь работами, проверьте, выставите оценки, обоснуйте выбор.
- Что можно ещё добавить по теме урока?
- Как вы определяете род имён существительных? - Назовите слова- помощники к мужскому, среднему, женскому роду
Индивидуальная работа
- Определи какое слова лишнее в каждом столбике внучка парта поле петух дуб окно дочь брат утро сестра сын дом
-Какие ещё сведения имеете об имени существительном? - Сколько в русском языке существует падежей? - Назовите падежи, слова- помощники и вопросы к ним.
Индивидуальная работа. Склонение имён существительных: мама, папа, брат, сестра
- Что такое начальная форма имени существительного? - Какое название получили остальные падежи? - Что вы знаете об именительном падеже? - Что вы знаете о предложном падеже? - Какие предлоги употребляются в дательном падеже?
- Изменение имён существительных по падежам – как можно по другому выразить данную мысль? - Сколько склонений различают в русском языке? - Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3, склонению
Коллективная работа Выделите среди данных имён существительных имена существительные 3 склонения
День, бабушка, ночь, пень , дочь, рожь, конь, степь, папа, молодёжь
- А сейчас мы исследуем слово мама как часть речи.
| Имена существительные собственные и нарицательные 1 группа- нарицательные Кошка, ученик, город, море, река.
2 группа - собственные Мурка, Иванов Сергей, Курск, Охотское, Оскол
Имена существительные употребляются в форме единственного числа и в форме множественного числа.
- Один предмет – это единственное число, два и более - множественное.
1 пара- единственное число Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя, внук, внучка.
2 пара - множественноечисло Мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры, внуки, внучки.
- Нет. Есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, есть - только в форме множественного числа.
Выполняют задание 1 пара 2 пара пальто клещи хоккей очки метро щипцы радио грабли
Обмениваются работами. Проверяют работу другой пары. Выставляют оценки .
- Имена существительные могут употребляться в мужском, среднем и женском роде.
- С помощью слов-помощников. мужской –он, мой; женский – она, моя; средний – оно, моё
Подчеркивают лишнее слово, ответ обосновывают
внучка парта поле петух дуб окно дочь брат утро сестра сын дом
Имена существительные изменяются по падежам - Шесть
Ответы детей
Самостоятельно работают в тетради.
Ответы детей
- Склонение
- Три
Заполняют таблицу
Выписывают имена существительные 3 склонения, обосновывают свой выбор
Ночь, дочь, рожь, степь, молодёжь
Проводят устный разбор имени существительного мама как части речи |