Играем со словами
методическая разработка по русскому языку

Маслобоева Мария Борисовна

Занимательный материал для уроков русского языка и занятий внеурочной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_so_slovami.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играем со словами .

Слайд 2

Развивающее обучение Мне русская речь как музыка: В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою Создатель ее – народ. И я в эту речь ныряю, как в речку, И там, со дна, сокровища добываю, В которых поет весна.

Слайд 3

Только развивающее обучение помогает человеку свободно пользоваться словом, учит точно передавать мысли, делает речь яркой, образной.

Слайд 4

«Словесная игра приучает любить слово, понимать его душу», - так определила занимательную работу со словом А. Барто .

Слайд 5

«Рядом с шуткой» Исправьте объяснение примазаться – намазаться мазью примоститься – оказаться на мосту приструнить – приделать что- то к струне прихрамывать – приходить в храм

Слайд 6

Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов. Ø Какую строчку нельзя прочесть? Ø Какая земля не старится? Ø Какой болезнью никто на земле не болеет? Ø Когда зрячий человек бывает слепым? Ø Каким гребнем голову не расчешешь? Ø Какой год продолжается всего один день? Ø Из какого крана нельзя напиться? Ø В каких лесах не водится дичь? Ø Какую воду и в решете можно носить?

Слайд 7

Правильно поставь знаки препинания А. Анатомическо-арифметический парадокс. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. Б. Рогатый скот?! В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. В. Охотники и рябчики. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. Г. Солнце блеяло?! Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо. Д. Скамейка ждала подругу? Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. Е. Кто же пришел? – Все ли здесь? – Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.

Слайд 8

Правильно поставь знаки препинания Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать. В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней. Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях. Когда солнце село, с блеянием и ревом прошло стадо. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу. – Все ли здесь? – Нет. Здесь только Ваня. Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя еще не пришли.

Слайд 9

Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Делать из мухи… Смотреть сквозь… Сматывать … Развесить… Морочить… Не в своей … Голоден, как … Хитёр, как … Труслив, как … Надут, как … Неповоротлив, как … Упрям, как … Здоров, как … Колюч, как …

Слайд 10

«Верните слово на место!» Вихрастые носы Короткие глазки Курносые волосы Краснощекие дома Карие штаны Кирпичные рожицы

Слайд 11

Кто сильнее замёрз? Мальчик озяб. Девочка задеревенела. Соба ч ка продрогла.

Слайд 12

Кто больше расстроился? Мальчик огорчился. Девочка о печали лась . Мама горюет.

Слайд 13

Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое, очень смешной фильм, продукт, который даёт корова.

Слайд 14

Игра «шифровальщик» Аалтрек , лажок , раукжк , зоонкв Оарз , страа , енкл , роамкша Плнаеат , здзеав , отрбиа , сген

Слайд 15

Игра «шифровальщик» Аалтрек , лажок , раукжк , зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) Оарз , страа , енкл , роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) Плнаеат , здзеав , отрбиа , сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Слайд 16

Перевертыши Слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево, называются палиндромами: ДОВОД, ПОТОП, НАГАН, ДОХОД, ЗАКАЗ, ШАЛАШ, КАЗАК, ТОПОТ. Многие любители словесных развлечений увлекаются придумыванием целых предложений, а то и маленьких рассказов, которые одинаково читаются в обе стороны. Вот несколько забавных фраз - палиндромов: "Аргентина манит негра", "Торт с кофе не фокстрот", "И любит Сева вестибюли", "Удавы рвали лавры в аду"

Слайд 17

Придумайте анаграммы к словам: МАТЕРИК МОШКАРА АПЕЛЬСИН НОРМАТИВ ВЕРТИКАЛЬ ГЕОМЕТРИЯ МОНОГРАММА ГРАФОЛОГИЯ РАТИФИКАЦИЯ СТАРОРЕЖИМНОСТЬ

Слайд 18

Придумайте слова, состоящие из этих же букв: Атлас Акт Адрес Автор

Слайд 19

«Я хадил сегодня в лез, там на дерево залес , А потом спускался внис , да нечаянно повиз » Вы Лосяшу помогите, и ошибки отыщите! Разве можно без улыбки видеть у Лосяша ошибки:

Слайд 20

Вывод Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, поэтому они часто используются воспитателями детей. Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со словами

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную ...

Игра "Угадай слово"

Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....

Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.

Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....

Математические игры. Загадочные слова.

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного занятия кружка "Занимательная математика" внеурочной деятельности. Дети решают логические задачи, разгадывают ребусы, задачки....

Беседа-игра "Волшебные слова"

Воспитание культуры поведения детей в школе и дома....

Конспект занятия "Классификацияслов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».

Занятие клуба "Умники и умницы" по внеурочной деятельности. Занятие составлено по форме технологической карты с учетом ФГОС.Цель:изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...