Конспект занятия "Классификацияслов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».
план-конспект урока (2 класс) по теме

Занятие клуба "Умники и умницы" по внеурочной деятельности. Занятие составлено по форме технологической карты с учетом ФГОС.

Цель:изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в речевой практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2                                                                                                    

Занятие клуба по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Составитель: Исянова Раузиля Фаниловна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»        

Тема: Классификация слов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».

Цель: изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в речевой практике.

Планируемые результаты

Личностные: 

- оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснить, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; 

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;        

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

- определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий  при изучении темы;

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 -делать предварительный отбор источников информации;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

- выделять существенные признаки предметов;

- классифицировать явления, предметы;

- обобщать, делать несложные выводы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, слайды для групповой работы на компьютер каждой группы,  мобильный класс Iclab, карточки с алгоритмом группировки слов, листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности обучающихся

Деятельность

Результат

учитель

обучающиеся

I.Оргмомент

Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную   деятельность.

Внимание!

Начинаем занятие клуба «Умники и умницы».

Чем мы c вами занимаемся на занятиях?

Ответы детей.

Развиваем свои интеллектуальные способности.(слайд1)

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

II. Разминка.

Создать положительный эмоциональный фон

Чтобы хорошо работать проведем разминку. (слайд1)

Отвечайте быстро, долго не раздумывая.

Назови, что это?

  1. Век.
  2. Площадка для бокса.
  3. Недавно полученное известие.
  4. Другое название черного леопарда.
  5. Отец желудя.
  6. Гриб в горошек.
  7. Денежная единица в России.
  8. Не спеши языком, торопись …
  9. Дыня весит 6 кг и еще половину веса. Сколько весит дыня?

Отвечают быстро на вопросы.

III. Повторение правил при работе в группах

Вспомнить правила работы в группах.

Сегодня мы будем работать в группах.  

Давайте вспомним правила общения.

(слайд 2)

- работать дружно, быть активными,

- не отвлекаться на посторонние дела,

 не мешать друг другу;  

- говорить спокойно, ясно и только по делу;

-уметь слушать и понимать другого;

-уметь договариваться;

- доводить начатое до конца

Коммуникативные УУД:

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

IV. Актуализация знаний и постановка проблемы

Актуализи-

ровать имеющиеся знания, необходимые для изучения темы.

Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

Подводящий диалог

- Рассмотрите внимательно столбики слов. Что вы можете рассказать о них?

ГРУ…А

ТРУ…А

 ГА …А

ДРА…А

                 

Какое  бы вы задание предложили выполнить  по данным словам?

 (слайд 3)

Что такое группа? Где мы можем встретиться с группами?

Для чего человеку нужно уметь группировать предметы, понятия?

Исследование  слов на компьютерах и интерактивной доске)

Ответы детей

Вставить вместо пропусков нужные буквы. Сгруппировать слова.

Предметные: 

выделять существенные признаки предметов;

обобщать, делать несложные выводы.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные УУД:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий  при изучении темы;

Предметные: 

выделять существенные признаки предметов;

классифицировать явления, предметы;

обобщать, делать несложные выводы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы

V.Формулирова

ние темы 

Сформулировать  тему занятия

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? Какова тема занятия?

(слайд 4)

Будем учиться группировать объекты, т.е. их классифицировать по различным признакам.

Прослушиваются ответы детей. Дети предлагают свои варианты.

VI. Открытие нового знания

Классифицировать предметы, слова, числа. Сделать вывод в результате совместной работы.

Работа в группах

Перед вами задания. Исследуйте их. Какие группы вы составите? Расскажите нам, как вы будете рассуждать, выполняя их.

Как же мы создавали группы? Сделайте вывод.

Каждая группа получает задание по компьютеру.

1 группа (слайд 5)

2 группа (слайд 6) участок,

частота,

участвовать,

частица,

отчасти,

частенько.

3 группа (слайд 7 )

Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 10?

5   3   2   4   2   6   7   2   1 3   5    4     8   1   1   7    2

Проверка: на интерактивной доске работает представитель группы.

Ответы детей.

VII. Построение алгоритма группировки.

Составить алгоритма группировки

Работа в группах

1.Изучаем данные объекты.  

2. Определяем общий признак.

3.Создаем группу.

Проверка: на интерактивной доске. (Слайд 8)

 Составляют алгоритм при помощи полосок из пунктов

VIII. Веселая переменка.

Развивать двигательную сферу, а также умение выполнять несколько различных заданий одновременно

Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши.

Выполняют упражнения в динамической паузе.

Коммуникативные УУД:

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

IX.Совместное открытие знаний и умений.

Классифицировать слова по общему и частному свойствам.

Работа в группах.

Исследование группы слов.

Работа в группах. Исследование группы слов.

Продолжаем работу с группами слов по группам.

Исследуйте свои слова и расскажите, что их объединяет?

Представьте свои рассуждения  для всех на интерактивной доске.

Вывод. Мы увидели, что разные слова могут относиться к одному предмету. Это – общее свойство слов.

А теперь прочитайте правильно следующие слова. Исследуйте данные группы слов. Что вы можете рассказать о них?

Сделаем вывод. Каждое слово имеет свое собственное значение в зависимости от того, как мы его произносим.Это частный признак слова.

Задания на слайдах для каждой группы.

Вставьте общее слово:

1 группа. (слайд 9)

Заграничный, технический, общегражданский …

Номерной, восклицательный, дорожный …

2 группа. (слайд 10)

Блинная, пшеничная, ржаная…

Золотой, дверной, скрипичный…

3 группа. (слайд 11)

Универсальный, продуктовый, промышленный …

Универсальный, обойный, канцелярский…

Представители групп выступают со своими ответами.

Проверка на интерактивной доске

Исследование групп слов детьми. (слайд 12)

1 группа.

Замок, хлопок.

2 группа.

Духи, орган.

3 группа.

Мука, кружки.

Выступление представителей групп.

Проверка на интерактивной доске (слайд )

Предметные:

давать определения тем или иным понятиям;

выделять существенные признаки предметов;

классифицировать явления, предметы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

Познавательные УУД:

-делать предварительный отбор источников информации;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Личностные:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

X. Практикум по самостоятельному применению полученных знаний.

Творческая работа с многозначными словами.

Применить полученные знания на практике.

Работа в группах.

Нарисовать  рисунки  к словам. Выделить их  общее и частное свойство.

Дети показывают многозначность слов через рисунок и представляют их.

(слайд 13)

1 группа.

Ключ

2 группа.

Лук

3 группа.

Кисть  

Предметные:

выделять существенные признаки предметов;

классифицировать явления, предметы;

обобщать, делать несложные выводы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

Личностные:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

XI.Игра «Пентагон».

Творческая работа по составлению пентагонов.

 Познакомить

 с игрой «Пентагон».

Каждой группе придумать свой «Пентагон» и поиграть со всеми.

Работа в группах.

Слышали ли вы слово «пентагон»? Попробуйте догадаться, что означает это слово? Это новая игра. Чему она может учить? Ваши предположения.

«Пентагон» ─ это вовсе не военизированная игра. Название этой словесно-дидактической игры произошло от слова «пента» ─ пять. Условия игры такие: ведущий задумывает какое – то слово или понятие, а игроки должны отгадать его по 5 подсказкам.

Итак, играем в «Пентагон».

Задание №1

  1. Этот веселый литературный герой был родом из Италии.
  2. Он не был человеком. Но все проделки были очень похожи на мальчишеские.
  3. У него было множество братьев и сестер и один очень несчастный, но любящий папа.
  4. Всем, кто с ним вел борьбу врукопашную. Приходилось очень горько плакать.
  5. Его друзья – жители сада и огорода очень любили его и надеялись на его защиту.

        А теперь

самостоятельная работа по группам:

придумать свой пентагон. А потом представьте нашему вниманию и мы попробуем их отгадать. Работа состоит из двух уровней по сложности, попробуйте справиться. Если не получится, не надо огорчаться, потом мы все вместе поможем друг другу.

(слайд 14)

1 группа        

 Ι уровень.        ΙΙ уровень

Дано слово: руки.        Дано: число 7.

Продолжите цепочку подсказок.        Придумайте свои  5 подсказок.

  1. ИМИ разводят беду.
  2. ИХ кладут на сердце.

4.

5.

ΙΙ уровень.

Дано: число 7.

Придумайте свои 5 подсказок.

(слайд 15)

2 группа

Ι уровень        ΙΙ уровень

Дано слово: дождь.        Дано: число 7.

Продолжите цепочку подсказок.        Придумайте свои 5 подсказок.

  1. ОН бывает косой.
  2. ОН любит стучать.

4.

5.

ΙΙ уровень.

Дано: число 7.

Придумайте свои 5 подсказок.

(слайд 16)

3 группа

Ι уровень        ΙΙ уровень

Дано слово: часы.                                                Дано: число7

Продолжите цепочку подсказок.        Придумайте свои 5 подсказок.

  1. ОНИ есть в каждом доме.
  2.  ОНИ– стражи того, что очень

дорого, но мы не всегда его ценим.

   4.

5.

ΙΙ уровень.

Дано: число 7.

Придумайте свои 5 подсказок.

Представление своих вариантов пентагонов. Сравнение полученных форм подсказок  2 уровня каждой группы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения.

Предметные:

- выделять существенные признаки предметов;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; сравнивать и группировать предметы.

XII. Контрольно-оценочная деятельность

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Работа с сигнальными кругами

- Оцените себя и поднимите сигнальные круги:

  1. кто справился без проблем - зелёный.
  2. кто сомневался - жёлтый,
  3. кому сложно было выполнить задание – красный.

– Почему вы оценили себя таким образом?

 (Учитель корректирует ответы  детей по самооценке).

Комментирование детьми своих оценок.

-Моя оценка...

(слайд17)

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

XIII. Подведение итогов.

Рефлексия.

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Индивидуальная работа

– Что узнали нового на уроке?

–  Как вы считаете,  полученные вами знания пригодятся в дальнейшем вашем обучении?

–  Как бы вы поделились со своим опытом со своими товарищами?

- Спасибо за работу.

Высказывания и ответы детей.

-Я сегодня узнал(а)…

-Я научился (лась) …

-Я понял (а) …

(слайд 18)

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект занятия в группе продленного дня по теме "Вежливые слова"

Данный материал предназначен для учителей и воспитателей, работающих в группе продленного дня с учащимися первых классов. Предлагаемые формы работы помогут активизировать деятельность учащихся на урок...

Игра по математике "Пентагон"

Предмет: МатематикаКласс: 4-5...

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"...

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса по теме «Вежливые слова».

раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость;                 - содействовать развитию культуры речи...

Конспект и презентация учебного занятия по теме "Игры со словами" по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 8 класс

Данное занятие проводится с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме "Игры со словами" . Данный конспект занятия может быть использован ...