Игры со словами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную работу, которую школьник только что отказывался выполнить, если она давалась в виде учебного задания, ребёнок радостно и охотно выполняет в игре. А так как  играть в такую игру ребёнок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_so_slovami.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со словами.

Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры речи человека во многом определяет его личную и профессиональную судьбу.

 Заинтересовать ребенка чтением книг очень трудно. Поэтому, занимаясь с ребенком чтением нужно стараться постоянно поддерживать в нем интерес к этому трудному виду деятельности и всячески поощрять его желание говорить и читать самому.

Отмечайте даже самые маленькие успехи на этом поприще. Пусть он испытывает только положительные эмоции.

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить игры в выполнение тех учебных заданий, которые ребенок должен усвоить. Опыт показывает: ту же учебную работу, которую школьник только что отказывался выполнить, если она давалась в виде учебного задания, ребёнок радостно и охотно выполняет в игре. А так как  играть в такую игру ребёнок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал в зависимости от того, что именно вызывает трудности, мы помогаем малышу вырваться из заколдованного круга: чтобы избавиться от неприязни к занятиям, надо много упражняться, а именно эта неприязнь и мешает работать по - настоящему.  

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка одному занятию нужно уделять от 15 до 30 минут.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр и упражнений с буквами и словами. Игры эти рассчитаны на читающих детей и носят не только занимательный и развлекательный характер, как кажется на первый взгляд.

Предложенные мною игры решают ряд обучающих и развивающих задач:

1.Проверяют знания алфавита.

2.Дети быстро запоминают графическое очертание букв.

3.Учатся  делить слова на слоги, а из слогов составлять слова.

 Кроме этого игры позволяют развивать внимание, усидчивость,  память, сообразительность, языковую интуицию.  А в целом игры  помогают пробудить интерес к чтению и добиться  успехов в учебе.

Играя в игры вместе с детьми, взрослые должны проявлять заинтересованность, радоваться каждому достижению ребенка, каждому правильному ответу. Этого легко достичь, если каждое правильное решение будет сопровождаться выигрышем.

Ребёнок может выиграть картинку, фишку, какой – нибудь значок, вырезанный из той же цветной бумаги или картона. И самое главное – нельзя в ходе игры ,да и после неё,  упрекать ребёнка, стыдить его за ошибки, за то, что он не знает или не умеет. Это не принесёт никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.

Игры со словами

1.Таинственная буква.

_ АША

-Назовите женские и мужские имена по этой модели

Ребенок может рассуждать так:

-Здесь пропущена одна буква, но она не может быть гласной, так как  впереди уже стоит гласная, значит, пропущена согласная буква.

Определить можно, последовательно перебирая все согласные буквы алфавита. Алфавит желательно иметь при себе или яркий на стене.

 _АЙКА

-Подставьте любую подходящую букву, чтобы получились слова.

(МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА.)

2. Замени букву

ТОЧКА

- Произнеси первый звук.

-Замени его звуками Д, П, Б, М, К.

-Что получилось?

(ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА)

 Ребенок вместе с родителями объясняет значение каждого получившегося слова.

3. Вывески  улетели.

-Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с некоторых магазинов вывески, а на некоторых только отдельные буквы. Попробуйте определить, как называются магазины, опираясь на оставшиеся буквы на вывесках.

М_Б_ЛЬ
ЦВ_Т_
ХЛ_Б  

КН_Г_

Р_Б_

Д_ТСКА_   О_УВЬ

4. Прочитай записку

-Пятачок попал в беду. Его дом затопила вода, он решил выбраться из дома, но не смог. Тогда он написал записку, положил в бутылку и заткнул пробкой, но в бутылку все же просочилась вода и залила часть букв. Попробуйте прочитать записку.

Сп-с-т- , п-м-г-т-!

М-й д-м  з-т-п-л-  в-д-

 Я в б-д-!

П-т-ч-к

5.Убери букву.

Нужно убрать одну букву в начале, середине и в конце слова, чтобы получилось новое слово.

ИСКРА-ИКРА

ПОЛК-ПОЛ

   

СКЛОН-СЛОН

ЭКРАН-КРАН

БЕДА-ЕДА

СПРУТ-ПРУТ

ТЕПЛО-ТЕЛО

КРАСКА-КАСКА

УКСУС-УКУС

ЛАМПА-ЛАПА

УЧЕБНИК-УЧЕНИК

6.Приставь букву

-В начале слова или в конце слова приставьте одну букву, чтобы получилось новое слово.

ДАР-УДАР
СТОЛ-СОТБ
ШАР-ШАРФ
ЛЕНЬ-ОЛЕНЬ
РОЗА-ГРОЗА
УСЫ-БУСЫ
МЕХ-СМЕХ
ОСА-КОСА
ОЧКИ-ТОЧКИ
УТКА-ШУТКА
ПАР-ПАРК
ШЁЛ-ШЁЛК

7.Замени букву.

- В предложенных словах замени подчёркнутую согласную другой буквой, чтобы получилось новое слово.

ДЕДУШКА
МА
ЛИНА
ПАЛКА
ДОСКА
БЛИН
КРЫ
ША
РАКИ
МАЙКА
СОМ

Получившиеся слова: ДЕВУШКА, МАШИНА, ГАЛКА, ТОСКА, КЛИН, КРЫСА, МАКИ, ЛАЙКА, ДОМ

8.Замени гласную.

СОН-СЫН

КИТ-КОТ

САМ-СОМ

ПЯТЬ_ПУТЬ

9.Анаграммы.

-Поменяйте расположение букв, чтобы получились новые слова.

ЛЕТО-ТЕЛО

КАРП-ПАРК

ЛИПА-ПИЛА

МАЯК- ЯМКА

Можно под буквами поставить цифры, если ребёнок затрудняется.

10.Слова затаились

-В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятались другие слова. Найдите их.

ПОБЕДА-БЕДА, ЕДА, ДА, ОБЕД

БУСЫ-УСЫ

ТАПОЧКИ-ПОЧКИ

УДОЧКА-ДОЧКА

РЫБАК-БАК

РЕЗИНА-ЗИНА

ЧЕРЁМУХА-МУХА

11.Читаем наоборот

ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО

А БУДУ Я У ДУБА

ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ, ИДИ

УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ

КОТУ ТАЩАТ УТОК

Я НЕ СТАР БРАТ, СЕНЯ

12.Собери слова из слогов

Даны слоги.

-Собери из слогов слова.

МО, БАН, РЕ, ША, КА, ТЁР

(МОРЕ, КАБАН, РЕКА, ШАТЁР, КАША, БАНКА ТЁРКА)

13.Фокус.

-Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.

КАБАН-БАНКА

РАНО-НОРА

ДЫРА-РАДЫ

ЛЫЖИ-ЖИЛЫ

КИРА-РАКИ

СОСНА-НАСОС

КУБА-БАКУ

14.Найди гномам имена.

-У гномов перепутались башмачки. Соедини  их парами  и определи имена гномов.

Имена разделены на слоги, на одном башмачке первый слог, а на другом – второй.

(Башмачки вырезаны из цветной бумаги одного цвета)

ХРАБ-РЕЦ

СПОР-ЩИК

СИ-ЛАЧ

ВОР-ЧУН

КРИ-КУН

В каждой семье можно придумать много других подходящих игр и сюжетов к ним. Важно только соблюдать   следующие правила. Игра должна заинтересовать ребёнка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился ещё и ещё в неё играть. Иначе это будет не игра, а всё то же неинтересное занятие.

Учитель I квалификационной категории

средней школы №28

Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Угадай слово"

Это игровой материал можно использовать на логопедических занятиях, дома для закрепления темы....

Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.

Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....

Математические игры. Загадочные слова.

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного занятия кружка "Занимательная математика" внеурочной деятельности. Дети решают логические задачи, разгадывают ребусы, задачки....

Беседа-игра "Волшебные слова"

Воспитание культуры поведения детей в школе и дома....

Конспект занятия "Классификацияслов по группам и их особенности. Игра со словами «Пентагон».

Занятие клуба "Умники и умницы" по внеурочной деятельности. Занятие составлено по форме технологической карты с учетом ФГОС.Цель:изучение групп слов по общему и частному свойствам и их использование в...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"...