Урок каллиграфии
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Вавилова Анна Валентиновна

Цель: учить писать строчную букву з, правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу.

 

Задачи:

1)Образовательные:

-формировать умение писать букву з строчную;

-учить писать слоги, сочетания и слова с буквой з;

-закреплять написание изученных букв;

Развивающие:

-развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, фонематический слух;

-способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить писать строчную букву з, правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова и вставлять их в предложения по смыслу.

Задачи:

1)Образовательные: 

-формировать умение писать букву з строчную;

-учить писать слоги, сочетания и слова с буквой з;

-закреплять написание изученных букв;

Развивающие: 

-развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, фонематический слух;

-способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала;

Воспитательные: 

-Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

-Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование: прописи В.Г. Горецкий 1 класс, 3 часть.

Этапы урока

Ход урока

Примечания

Организационный момент.

-Здравствуйте, меня зовут Анна Валентиновна .

Сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи на уроке. Садитесь.

Актуализация знаний

Анализ зрительных элементов

Изучение жлементов.

-Ребята, ой, а кто же пришел к нам на урок?
Да это же девочка Зина!
Скажите сколько слогов в имени Зина?(2)-Какой первый?(Зи)Какой второй?(на)
-Звук з Твердый или мягкий? (мягкий, звук предшествует звуку и).

-Зина хочет загадать вам загадку, внимательно ее послушаем!
«Сроду он не ест, не пьёт –

Песни звонкие поёт.

И с урока, и на урок

Подаёт свой голосок.»
-Что же это? Правильно, молодцы. Теперь откройте прописи на странице 9.
//Стишок учительницы для прописи//

-С какого звука начинается слово «Звонок»?  Звук з мягкий или твердый(твердый, предшествует согласной)

-Какая буква обозначает этот звук?

-Молодцы, ребята. Вы догадались с какой буквой мы сегодня познакомимся?
Сегодня нам Зина и звонок помогут учиться писать строчную букву з.

-На что похожа буква?

-На что похож элемент?

-Давайте с вами сравним печатную и письменную букву з. Что мы можем увидеть похожее в них?

Учащиеся поэлементно в прописи рассматривают запись буквы з.

-Из  каких элементов состоит письменная  буква з?
//На доске два элемента//

-Смотрите начинаем ниже верхней рабочей строки . Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней рабочей строки, опускаем ее чуть ниже нижней рабочей строки, отклоняясь влево.(1)

Вправо пишем закругление, коснувшись ее, опускаем вниз прямую. Не дойдя до дополнительной линии, делаем закругление влево, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо.
Пересекаем прямую линию на нижней рабочей строке.(2)

Варианты детей

-Это звонок.

-Звука з.

-Буква з.

-Со строчной буквой з.

-На зонтик.

-На петельку.

-Верхняя часть буквы.

-Полуовал, прямая наклонная,
большая прямая наклонная,
петелька,
крючок.

Работа с узором

Написание элементов буквы

Объяснение

написание строчной буквы з

Сядем ровно, ножки поставим под стол, возьмем правильно ручку и обведем узор в прописях, внимательно посмотрите где мы выполняем задание!
//Показ учителя//
//Объяснение //
//Выполнения учащимися//
На что же они похожи?

-Стрелочки нам подсказывают откуда начинать.
-На что похож узор?(на капельки)
-Обведем крупные элементы строчной буквы в самом верху страницы.

//Объяснение учителя//Показ учителя//Выполнение детьми.//

-Посмотрите на первую строку в нашей прописи. Где находится  буква з?

-Откуда будем писать?

(учитель на доске пишет букву, проговаривая написание элементов:
начинаем ниже верхней рабочей строки . Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней рабочей строки, опускаем ее чуть ниже нижней рабочей строки, отклоняясь влево.
Вправо пишем закругление, коснувшись ее, опускаем вниз прямую. Не дойдя до дополнительной линии, делаем закругление влево, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо.
Пересекаем прямую линию на нижней рабочей строке.)
-Обведите образец в прописях.
//Объяснение//

-Вместе в воздухе напишем письменную  строчную букву з.//Объяснение//….и –раз -и – два –и.

-Теперь самостоятельно пропишите два раза букву.

/Слайд 1/

-В рабочей строке и междустрочном пространстве

-от верхней
рабочей строки.

Учитель с детьми в воздухе выписывает букву, стоя полубоком.

Анализ ошибочных написаний

Работа с соединениями – работа со слогами.

Физминутка

Работа со словами

Составление предложений

Проводится фронтальная работа по выявлению графических ошибок в написании изучаемой буквы.
-Можно допустить следующие ошибки6
неправильное написание  полуовала,
вздернутый уголок,
узкая/широкая петелька,
заступ за границу строки полуовала.

-Пропишите еще до конца строки букву з, соблюдая расстояние между буквами.


-Рассмотрим виды соединений буквы з с другими буквами. Какие слоги перед вами, прочитайте.

Какие мы видим соединения?
Прочитайте эти слоги, второй звук в слоге за?(а)
-Обозначается буквой? (а)
-Второй звук в зи?(и)
-Обозначается буквой?(и)
-Второй звук в зу?(у)
-Как обозначается(буквой у)
-Второй звук в слоге зе?(е)
-Какая буква обозначает этот звук?) буква е)
-Что общего среди всех слогов? Какой звук общий (звук з)

-Во всех случаях звук з твердый?
Запишем их в тетрди, я на доске.
Приведите примеры где буква з обозначать мягкий звук з?(земля)


Пальчиковая гимнастика: «Приветствие пальчиков, «пианино»,»Дождь».

-Рассмотрим слово «ЗИМА».
- Сколько слогов в слове ?
Назовите их.
На какой слог падает ударение?(2)
Какой ударный гласный в слове зима?
А безударный? (1)
-Звук з мягкий или твердый?(мягкий, тк и)
-Назовите второй слог?(ма) –Звук м мягкий или твердый?(твердый тк а)

-Посмотрите на звуковую схему слова, каким цветом закрасим?(синий и зеленый).

-Перед нами предложение, его надо дополнить

-Записываем вместо точек слово.
Какое слово запишем?(зима)
-Какие соединения мы видим?(верхнее, нижнее, нижнее)
//Проговаривание соединения во время записи учащимися//
Обозначим начало и конец предложения.
-Разделите на слоги самостоятельно, поставьте ударение, обозначьте безударный гласный.

Стирает с доски, пишет еще раз правильно.

Два верхних (зу, зи)
Два нижних (За, зе)

-Нет, зу, за –твердый; зи,зе -мягкий.

-Два, зи и ма
А, И

Зи|мА
 .

Физ. минутка.

-Давайте теперь отдохнем.
Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Дети повторяют за учителем.

Письмо предложений

Фронтальная работа с предложением
«Вот зоопарк»

-Прочитайте следующее предложение. Слово зоопарк обведите,  ниже запишите предложение самостоятельно.
//Сначала пишет учитель, проговаривая соединения, потом дети//
О чем идет речь?(о зоопарке)

-Сколько слогов в слове зоопарк?(3)На какой слог начинается слово?(зо)Второй слог?(о)Третий(парк)

На какой слог падает ударение?(на третий)
Какой первый звук в первом слоге?(з,твердый)
Какие гласные безударные?(о)


«В зоопарке змеи.»
-Прочитаем предложение.
-Спишите предложение с печатного образца в письменный.

-В слове зоопарк какие

-Сколько слогов в слове «зоопарке»?( 4)

-Какой слог ударный? (3)
-Какие безударные (1,2,4)
-Отметим это, поделим слово на слоги, поставим ударение, укажем безударные гласные.

-В слове змеи сколько слогов?(2)
-Ударение падает на какой слог?(1)
-Безударная гласная? (и)

-Давайте обозначим начало и конец предложения. Как мы это сделаем?
Какие у нас соединения?(верхнее, верхнее, верхнее, нижнее, верхнее, нижнее, верхнее  ,нижнее, верхнее, верхнее.)
Ниже запишите предложение строчными буквами, соблюдая правила соединения.

Учитель пишет на доске с детьми, проговаривая.

Подведение итогов

-Ребята, какую букву мы сегодня учились писать?

-Как вы думаете, получилось у нас?

-Сегодня вы большие молодцы, все хорошо поработали. Спасибо вам за урок
До свидания.

Урок окончен.

-Мы научились писать строчную букву з, в соединениях и т.д.

Дополнительное задание:
Составить слова, вместо точек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...

Программа внеурочной деятельности "Уроки каллиграфии"

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, восп...

Уроки каллиграфии.

Цели: Образовательная: познакомить учеников 1-х классов с историей обучения каллиграфии, дать представление о технике написания букв с помощью пера и чернил.Развивающая: развить творческие способности...

ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проблема эффективности формирования у младших школьников каллиграфического навыка письма была и остается одной из самых а...

Методическая разработка "Уроки каллиграфии"

Методическая разработка "Уроки каллиграфии". для 1 класса ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки каллиграфии".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки каллиграфии". Срок реализации - 1 год....