Методическая разработка "Уроки каллиграфии"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
Методическая разработка "Уроки каллиграфии". для 1 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_uroki_kalligrafii1_kl_dlya_publikatsii.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Место курса «Уроки каллиграфии» в учебном плане:
1 час в неделю / 34 часа в год
Актуальность
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.
Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Цель обучения: формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Задачи обучения:
Достижение этой цели зависти от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.
Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
• применять при письме правила оформления границ предложений,
• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Метапредметные учебные действия:
регулятивные:
- выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные:
- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную;
- осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению
Личностные результаты освоения курса «Уроки каллиграфии»
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу
- Принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ожидаемый результат:
1) правильно произносить звуки и обозначать их буквами;
2) правильно писать все буквы русского алфавита (печатные и письменные, строчные и заглавные), соединять их в слоге, слове согласно существующим нормам каллиграфии.
Сроки реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса.
Формы и методы обучения
Основные методические приемы обучения навыкам письма:
∙ Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений во время показа
∙ Списывание с готового образца
∙ Копировальный способ
∙ Воображаемое письмо или письмо в воздухе
∙ Анализ формы букв
∙ Письмо под счет или в такт счету
Формы организации занятий
∙Игры
∙ Пальчиковые игры с предметами и без
∙ Ниткопись
∙ Бисерография
∙ Зарядка
∙ Конкурсы
∙ Соревнования
∙ Игры с песком
Результативность
Работа по устранению графических недочетов.
Творческая мастерская «Волшебная ручка».
Итоговая работа по каллиграфии.
Конкурс по каллиграфии.
Оценка знаний:
Программа предусматривает использование современных оценочных средств. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- выставки
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить.
Содержание программы:
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма: Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений вовремя этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
Основное содержание программы:
Гигиенические правила письма. Алфавит. Письмо букв Нн, Кк.
Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд.
Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх.
Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё.
Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт.
Письмо букв Чч, Уу.
Письмо букв ъ, ь, ы.
Письмо букв Лл, Мм, Аа
Письмо букв Яя, Фф.
Письмо букв Йй, Ии, Шш.
Письмо букв Цц, Щщ.
Группа букв: л, м, Л, М, я, Я
Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч
Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б
Группа букв: ь, ъ, ы, в
Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.
Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.
Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д.
Отработка написания соединений ол, ом, оя, об, од, оф.
Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос.
Отработка написания соединений ое, ой, оц, ош, ощ.
Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае.
Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ.
Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез.
Рациональные способы соединений в словах.
Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят.
Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн.
Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье
Отработка написания заглавных букв русского алфавита.
Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений.
Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания
По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)
Юный строитель (вертикальная штриховка)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Сказочный город (все виды штриховок и обводок)
Делай как я (повторение заданных фигур, узора)
Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)
В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)
Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)
Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)
В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)
Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)
Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)
А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)
Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)
Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)
Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по | Тема | Содержание |
04.09 | Гигиенические правила письма. Алфавит. Письмо букв Нн, Кк | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. "Катаем шарик".Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки | ||
11.09 | Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд | Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма | ||
18.09 | Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе"Катаем шарик".Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки | ||
25.09 | Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила | ||
02.10 | Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | ||
09.10 | Письмо букв Чч, Уу | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
16.10 | Письмо букв ъ, ь, ы | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | ||
23.10 | Письмо букв Лл, Мм, Аа | Упражнения выполняемые движением по , в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек» | ||
06.11 | Письмо букв Яя, Фф | Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
13.11 | Письмо букв Йй, Ии, Шш | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. | ||
20.11 | Письмо букв Цц, Щщ | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
27.11 | Группа букв: л, м, Л, М, я, Я | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. | ||
04.12 | Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.. | ||
11.12 | Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
18.12 | Группа букв: ь, ъ, ы, в | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
25.12 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
15.01 | Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
22.01 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
29.01 | Отработка написания соединений ол, ом, оя, об, од, оф | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки | ||
05.02 | Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко | ||
19.02 | Отработка написания соединений ое, ой, оц,ош, ощ | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно | ||
26.02 | Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно | ||
05.03 | Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковойгимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно | ||
12.03 | Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | ||
19.03 | Рациональные способы соединений в словах | Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения | ||
02.04 | Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | ||
09.04 | Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. Практическая работа | ||
16.04 | Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | ||
23.04 | Отработка написания заглавных букв русского алфавита | Практикум. Работа по образцам в тетради. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | ||
30.04 | Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро | ||
07.05 | Работа по устранению графических недочетов | Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений | ||
14.05 | Творческая мастерская «Волшебная ручка» | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки без отрывного и правильного написания соединений | ||
21.05 | Итоговая работа по каллиграфии | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений |
Материально-техническое обеспечение программы
1. Альбомы или листы для рисования
2. Тетради в косую линейку
3. Линейки-трафареты
4. Картинки-иллюстрации
5. Доска
6. Цветные мелки и карандаши
7. Компьютер и мультимедийный проектор
8. Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)
Развивающие пособия
- Набор звуковых схем (раздаточный)
- Азбука подвижная (буквы, знаки, символы с магнитами)
- Касса слогов демонстрационная
Модель-аппликация «Набор звуковых схем»
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
- Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
- Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каллиграфия.
« Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,А особая речевая деятельность; каждое написанноеречевая деятельность....Чем развитие ребенок. Чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее ег...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну каллиграфии"
Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса. Необходимо проводить после знакомства учащихся со всеми буквами алфавита. Позволяет оценить уровень запоминания названия и написания букв....
Статья. Отработка каллиграфии в 1 классе.
Внеурочная деятельность....
Особенности каллиграфии письма в УМК "Начальная школа 21 века"
Последовательность работы над каллиграфией письма в 1 классе на каждой из 10 ступеней в добукварный и послебукварный периоды обучения....
Работа над каллиграфией младших школьников
В документе описан процесс работы над почерком младших школьников...
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...