Рабочая программа по Родному Языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Примерная рабочая программа по родному языку 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от « » августа 2021 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Э.Ж.Самбилова от « » августа 2021 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
« » августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку
Класс: 4
Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна
Срок действия рабочей программы: 2021- 2022 уч. год
с. Могойто
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа по родной литературе для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
6. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразовательных организаций / [О.М. Александрова и др.] под ред. О.М. Александровой. –М.: Просвещение, 2020. С учебником для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 4 класс, О.А. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В.Соколова, М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.
Целью изучения учебного предмета «Русский родной язык» являются:
• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Курс «Родной (русский) язык» опирается на содержание основного курса «Русский (родной) язык», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание
Настоящая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 14 |
2 | Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 6 |
3 | Секреты речи и текста. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 12 |
4 | Резерв учебного времени. | 2 |
Всего: | 34 |
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Русский язык: прошлое и настоящее (14) | |||||
1-2 | Не стыдно, не знать, стыдно не учиться | 2 | Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением. | 1-2 неделя | |
3-4 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | 2 | Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями | 3-4 неделя | |
5-7 | Красна сказка складом, а песня-ладом. | 3 | Русские традиционные эпитеты : уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | 5-7 неделя | |
7-8 | Красное словцо не ложь. | 3 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей | 7-8 неделя | |
9-11 | Язык языку весть подает. | 3 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 9-11 неделя | |
14 | Проектные задания. | 1 | Представления результатов проектных заданий, выполненных при изучении разделаю | 14 неделя | |
Язык в действии (6ч) | |||||
15-16 | Трудно ли образовывать формы глаголов? | 2 | Трудные случаи образования формы первого лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. | 15-16 неделя | |
17-18 | Можно ли об одном и том же сказать по разному? | 2 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений. | 17-18 неделя | |
19 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | История возникновения и функции знаков препинания. Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 19 неделя | |
20 | Сочинение | 1 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по разному?» | 20 неделя | |
Секреты речи и текста (12) | |||||
21 | Задаем вопросы в диалоге. | 1 | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 21 неделя | |
22-23 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | 2 | Особенности озаглавливания текста. | 22-23 неделя | |
24-25 | Учимся составлять план текста | 2 | Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 24-25 неделя | |
26-27 | Учимся пересказывать текст | 2 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 26-27 неделя | |
28-31 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 4 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 28-31 неделя | |
32 | Проектное задание | 1 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 32 неделя | |
33-34 | Резерв | 2 | 33-34 неделя | ||
Итого: | 34 часа | 34 недели |
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
∙ воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
∙ приобщение к литературному наследию русского народа;
∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
∙ расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
∙ осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
∙ осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
∙ осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
∙ распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
∙ понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
∙ понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
∙ понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
∙ понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
- Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
∙ осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
∙ соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
∙ соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
∙ произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
∙ осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
∙ выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
∙ проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
∙ выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
∙ редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
∙ употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
∙ употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
∙ выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
∙ редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
∙ соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
Соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:
∙ использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
∙ использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
∙ использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
∙ использование учебных словарей для уточнения состава слова;
∙ использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
∙ использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
- Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
∙ владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
∙ владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
∙ чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
∙ умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
∙ умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
∙ умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
∙ уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
∙ уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
∙ умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
∙ создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
∙ создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
∙ создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
∙ оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
∙ редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:
∙ соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
∙ различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку для 3 класса.
Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....
Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс
Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...