Разделительный Ь. Повторение | План-конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: Русский язык
Учитель: Николаева А.А.
Практикант: Мусиенко К. И.
Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цели: Содержательная: повторение, закрепление знаний условий написания разделительного мягкого знака.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм написания в словах разделительного мягкого знака.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать навык написания разделительного мягкого знака;
2. Закрепить умение обозначать изученную орфограмму;
3. Развивать умение объяснять смысл пословиц;
4. Закрепить умение переносить слова с мягким знаком;
5. Развивать умение определять главную мысль текста.
Развивающие:
1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;
4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.
Воспитательные:
1. Воспитывать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Навык написания разделительного мягкого знака;
2. Умение обозначать изученную орфограмму;
3. Умение объяснять смысл пословиц;
4. Умение переносить слова с мягким знаком;
5. Умение определять главную мысль текста.
Личностные:
1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные:
1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;
2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.
Оборудование: слайды презентации, учебник
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 36-37
План урока:
- Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Работа с пословицей
- Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности
2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!»
2.2. Игра «Найди лишнее»
2.3. Игра «Помоги Незнайке»
- Локализация индивидуальных затруднений
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
- Этап реализации построенного проекта
- Рассказ по опорной схеме правила написания разделительного мягкого знака
5.2. Выборочное списывание (упр.64)
- Этап обобщения затруднений во внешней речи
- Распределение слов на три группы (упр. 65)
- Запись слов с мягким знаком на конце слов для обозначения мягкости согласного
6.3. Запись слов с мягким знаком в середине слова для обозначения мягкости согласного звука.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Работа с деформированным текстом (упр.63)
8.2. Выделение грамматических основ предложения
8.3. Повторение правил переноса с лов с мягким знаком.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Рефлексия
9.2. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
- Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Недавно Знайка сказал ему интересную пословицу, но Незнайка не может понять, что же она означает. Повторение – мать учения. (слайд 1) - Давайте поможем Незнайке понять смысл данной пословицы. - Ребята, как вы её понимаете? - Для чего нужно повторение? - Молодцы! | Дети настраиваются на работу, объясняют смысл пословицы Повторение тренирует память, помогает запомнить информацию лучше, облегчает учебный процесс, ведь без повторения не будет учения. | Фронтальная | Л1 Пр3 |
2. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности Задача: повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. | 2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку» - Давайте и мы с вами начнем с повторения. - Ребята, я буду говорить фразы. Если это утверждение верно, вы молчите и руки не поднимаете, а если вы не согласны с тем, что я сказала, поднимаете руки, исправляете меня. Важно поймать все ошибки. - Мягкий знак – это буква. (да) - Мягкий знак в слове день обозначает мягкость согласного (да) - Мягкий знак в слове большой – разделяет согласный звук от гласного (нет) - В слове ручьи – пишется разделительный мягкий знак. (да) - В слове платье – 6 букв и 5 звуков, так как буква мягкий знак звука не обозначает. (нет) - Почему? (6 букв и 6 звуков, так как буква Е после мягкого знака обозначает 2 звука) - Молодцы! 2.2. Игра «Найди лишнее» - Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? (2 слайд) 1. Вьюга, коньки, мальчик, альбом. 2. Стулья, бельё, деньки, соленья. - Верно. Давайте посмотрим на первую группу слов. Скажите, какое слово здесь лишнее? - Почему? - Давайте проверим ваши предположения. - Вторая группа слов! Какое слово здесь лишнее? Почему? - Молодцы! Вы все знаете. Значит, вы сумеете помочь Незнайке. 2.3. Игра «Помоги Незнайке» - Знайка предложил Незнайке выполнить небольшое задание. Посмотрите внимательно на слайд. Как он его выполнил? (3-4 слайд) - Помогите Незнайке исправить ошибки в предложениях, которые он составил. Моя семя небольшая. - Какую ошибку допустил Незнайка в этом предложении? - Каким правилом нужно пользоваться, чтобы правильно записать данное слово? Я полю укроп из лейки. - Где здесь ошибка? - Каким правилом ты порекомендуешь, пользовался Незнайке? Коля забора острые. - Что не так в данном предложении? - Ребята, как вы понимаете значение слова «колья»? - Давайте проверим ваши предположения и узнаем значение данного слова. Колья – это короткий шест, заострённый с одного конца. (5 слайд) | Дети слушают, отвечают на вопросы. - Группы слов. - Вьюга. - Так как в слове «вьюга» Ь, выполняет роль разделительного. - Здесь лишнее слово «деньки», так как в данном слове Ь обозначает мягкость согласного. - Он его выполнил с ошибками. - В слове «семья» он не поставил Ь. - Правило разделительного Ь. - Правилом разделительного мягкого знака. | Фронтальная | Л1; Пр2 К1 Пр2; К1 П2 Пр2 К1 П2 |
3. Локализация индивидуальных затруднений Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Итак, что же может получиться, если не поставить в слове разделительный мягкий знак? - Чего же не знает Незнайка? - Какое правило ему надо выучить? Подскажите ему. - У Незнайки были затруднения. А у вас? | - Может измениться значение слова. -Правило разделительного Ь, после буквы обозначающей согласный звук перед буквами е, ё, и, ю, я ставится мягкий знак. | Фронтальная | К1 П2 |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Так какова же тема нашего урока? (6 слайд) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? 4.2. Формулирование цели урока - Какую цель мы перед собой поставим? 4.3. Формулирование задач урока - Какие задачи мы перед собой поставим? | «Написание слов с разделительным мягким знаком» Повторить правило разделительный Ь, научиться писать слова с разделительным мягким знаком. - Закрепить знания о разделительном Ь - Повторить правило переноса слов с мягким знаком - Закрепить умения выполнять задания, с применением правил о Ь. | Фронтальная | К1 Р1; Р2 П1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Рассказ по опорной схеме правила написания разделительного мягкого знака 7 слайд - Ребята, посмотрите на схему. Что здесь зашифровано? - Расскажите правило по схеме. - Составьте вопросы по нему. Задайте эти вопросы товарищу по парте Физминутка 5.2. Выборочное списывание (упр.64) - Ребята, посмотрите на картинку к упражнению 64. - Как вы думаете, это будет веселое или грустное стихотворение? - Давайте проверим. - Прочитайте про себя. - Прочитайте выразительно. - В каких словах выражена главная мысль стихотворения? (это счастье – радоваться чудесам) - Объясните орфограммы в выделенных словах. - Выпишите слова с разделительным мягким знаком. - Объясните, почему его надо писать. | Рассматривают схему. - На схеме зашифровано правило разделительного Ь. - Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и. (Перед какими буквами ставится разделительный Ь? В какой части слова пишется Ь? Сколько и каких звуков обозначают гласные е, ё, и, ю, я?) Дети говорят свои предположения.
Читают стихотворение. Счастье, ненастье. Так как разделительный Ь стоит в корне «счасть» и «насть» перед буквой гласного «е». | Фронтальная Парная | Пр.1 Пр2 Л1 К1 П2 Пр5; Пр1; Л1 |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи Задача: усвоение учащимися алгоритма применения правил, | 6.1. Распределение слов на три группы (упр. 65) - Прочитайте самостоятельно. Что нам нужно сделать? - Ребята, можем ли мы сказать, что все слова упражнения 65, с разделительным мягким знаком? (нет) На сколько групп мы их разделим? (три) - Как назовем первую группу? Вторую? Третью? - Я предлагаю вам разделиться на две команды! Первая команда 1 ряд и 1 вариант второго ряда, вторая команда 3 ряд и 2 вариант второго ряда. 6.2. Запись слов с мягким знаком на конце слов для обозначения мягкости согласного - Запишите слова первой группы. Поставьте циферку один. Записываем с новой строки, с большой буквы, через запятую. Орфограмму обозначьте. - Кто желает выйти к доске из первой команды и записать слова, которые он выписал? - Давайте проверим, сколько слов вы записали. Посмотрите внимательно на слайд! (8 слайд) 6.3. Запись слов с мягким знаком в середине слова для обозначения мягкости согласного звука. - Какие слова вы запишете во вторую группу? Для чего здесь пишется мягкий знак? - Кто из второй команды желает выйти к доске и записать свои слова? - Давайте сверим с ответом на слайде! (8 слайд) | - Нам нужно распределить слова на три группы. - Первая группа, Ь как показатель мягкости в конце слова. Вторая группа Ь, как показатель мягкости гласных в середине слова. Третья группа слова с разделительным Ь. Работают у доски, сверяют ответы. Дождь, медведь, декабрь, играть. Работают у доски, сверяют ответы Льдина, больница, альбом, коньки. | Фронтальная Групповая | Л1 П2 Л1 Пр1 П2 Л1 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Ребята, а третью группу слов запишите самостоятельно и обозначьте орфограммы. - Почему мы все эти слова поместили в третью группу? - Перед какими буквами написали разделительный мягкий знак? Как подчеркнули? Как подчеркнули разделительный мягкий знак. - Сверьте со слайдом. (8 слайд) | Деревья, здоровье, обезьяна, шалунья Самостоятельно выполняют задание, делают проверку по эталону. - Перед буквами «е», «я». - Разделительный Ь подчеркнём одной чертой, гласные двумя. | Индивидуальная | К1; Пр2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Работа с деформированным текстом (упр.63) - Ребята, а можно ли упражнение 63 назвать текстом? Почему? Что же мы должны сделать, чтобы получился текст? - Давайте расставим точки. Запишите первое предложение. 8.2. Выделение грамматических основ предложения - Подчеркните основу предложения. - Как вы написали слово НОЧЬЮ? - Почему? - Как вы записали слово «метель»? (Аналогично делают следующие предложения) 8.3. Повторение правил переноса с лов с мягким знаком. - Как мы будем переносить слова с мягким знаком? Какое правило, мы знаем? - Хорошо. Выпишите выделенные слова, разделите их для переноса. - Сверьте свои ответы на слайде. (9 слайд) | - Нет, потому что в нём нет отдельных предложений. - В нём нужно расставить точки. Ночью в лесу бушевала метель. - Слово «ночью» мы записали с мягким знаком, т.к. это разделительный Ь, стоящий в корне слова «ночь» пред гласной «ю». - Слово «метель» мы записали с буквой «е», т.к. это словарное слово, на конце мы записали Ь, т.к. он смягчает согласную в конце. Разделительный Ь, как и мягкий знак – показатель мягкости согласного при переносе не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. Но-чью, ме-тель. | Фронтальная | Р1; Р2; Пр.4 Пр5 К1 Пр2 Л1 П2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Рефлексия - Какую цель мы ставили перед собой? - Чему мы научили Незнайку? - Мы научились писать слова с разделительным мягким знаком? - Оцените свою работу: кто работал на пять? На четыре? - Незнайка благодарит вас за помощь и хорошо проделанную работу, поэтому в знак благодарности он придумал вам стихотворение! Я Незнайка, как поэт! Вам дарю сейчас букет! (10 слайд) 9.2. Домашнее задание - Откройте дневники, запишите домашнее задание! - Учебник стр. 38 упр.67. (11 слайд) - Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Урок закончен! | Повторить правило разделительный Ь, научиться писать слова с разделительным мягким знаком. | Фронтальная Индивидуальная | К1; Р1; Р2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...