Технологическая карта открытого урока по теме "Возвратные глаголы" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Михайлова Людмила Александровна

1. Формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; образовывать временные формы глагола от неопределенной формы; спрягать возвратные глаголы.

2. Развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.

3. Воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:

14.04.2021г.

Класс

4

Учитель начальных классов

Михайлова Людмила Александровна

Тема урока

Возвратные глаголы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

Групповая, фронтальная, индивидуальная; подводящий диалог,  проблемная ситуация.

Педагогические технологии

Проблемное обучение

Цель урока:

организовать деятельность учащихся: по овладению новыми знаниями  о возвратных глаголах, и способами действия по  различению возвратных глаголов употреблённых в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени; по применению этих знаний и способов действий при написании возвратных глаголов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- определяет  форму  возвратного глагола;

- отличает неопределённую форму от формы 3 лица возвратных глаголов; - применяет алгоритм определения формы для обоснования написания тся и ться;

- не допускает ошибок на данную орфограмму при выполнении  практических заданий

Регулятивные УУД

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- организовывать свое рабочее место;

- обнаруживать и формулировать проблему;

- обосновывать выбор цели;

- называть выполненные учебные действия и обосновывать их последовательность;

- выбирать и выполнять задания, предложенные на выбор;

- определять степень успешности учебной деятельности на основе заданных критериев

Познавательные УУД

- группировать / классифицировать по заданным критериям;

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование);

- анализировать информацию в соответствии с учебной задачей;

- подводить под понятие, выводить следствия;

- строить логические цепи рассуждения, доказательства;

- находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

Коммуникативные УУД

- оформлять свою мысль в устной речи с учетом речевой ситуации;

группировать / классифицировать по заданным критериям;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения / предположение;

- использовать речь для регуляции своего действия

- сотрудничать в совместном решении проблемы / задачи;

- формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения,

- развивать интерес к изучению русского языка

- формировать адекватную позитивную осознанной самооценки;

ХОД УРОКА

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I Организационный момент – время  (2мин)

Сегодня мы будем  решать проблему,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов  в открытии новых знаний.

- создает условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок;

- отмечают свою готовность к предстоящей работе на уроке;

РУУД:

организовывать свое рабочее место;

самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

II Актуализация  – время (4 мин)

Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт. (глагол)

− Что мы знаем о глаголе? (высказывания детей

Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт. (глагол)

− Что мы знаем о глаголе? (высказывания детей

1.Загадка: Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет: Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт. (глагол)

− Что мы знаем о глаголе? (высказывания детей)

2. Игра « Исключи лишнее».

Сравни слова: желтеть, пробежал, задумаемся, дышать, оденусь, желаешь

-назови глагол прошедшего времени – пробежал

-найди глагол во 2 лице, ед числе -желаешь

-укажи глагол –исключение -дышать

-глагол, стоящий в инфинитиве- желтеть

-Что можете сказать об оставшихся словах? (они в возвратной форме)

(задумаемся, оденусь)

-Что знаете о возвратных глаголах?

Организует актуализацию опорных знаний и изученных способов действия через подводящий диалог;

Выполняют задание с опорой на имеющиеся знания.

ПУУД классифицировать по заданным критериям;

КУУД оформлять свою мысль в устной речи с учетом речевой ситуации;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся

- взаимоконтроль;

- фронтальный опрос

оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

III Создание проблемной ситуации, целеполагание– время (3 мин)

-Составьте из слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)

Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.

-Как понимаете значение пословицы?

-Какую орфографическую задачу мы должны решить?

-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую? (где поставить Ь, а где нет)

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)

Сформулируйте  тему сегодняшнего урока (тема-правописание тся, ться)

-Какую цель должны достичь к концу урока? (научиться определять написание тся, ться у возвратных глаголов

создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации;

организовывает обсуждение и фиксирует затруднение

Выполняют задание, отвечают на вопросы;

Фиксируют свои затруднения; определяют какие знания необходимы для решения проблемы;

Формулируют тему и цель урока

ЛУУД Развивать интерес к изучению русского языка

ПУУД обнаруживать и формулировать проблему;

РУУД обосновывать выбор цели;

КУУД  высказывать и обосновывать свою точку зрения / предположение;

оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;

IV Открытие новых знаний  15 мин

Работа в группах.

1.Понаблюдать за словами:

 1.  На какой вопрос отвечают.

2. Определить форму глагола.

Бросится             броситься

Нравится            нравиться

Удивится           удивиться

Вернутся           вернуться

Попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.

Вывод № 1 по вопросу.

Если отвечает на вопрос____________, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,

если на вопрос_______________, то  пишется    -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных  глаголов  в______________         пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ____________пишется -ТЬСЯ.

2.Заслушиваются группы.

-Давайте сформулируем  новое правило правописания глаголов.

3.Сравним наше открытие с правилом в учебнике.

-От чего же зависит написание тся, ться?

4 Письмо по памяти

-Какие же буквы вставим в нашу пословицу?

-Проговорите её орфографически и запишите по памяти.

- организовывает самостоятельную (групповую) исследовательскую деятельность обучающихся по открытию нового знания;

- организует подводящий диалог, фиксирует новое правило, алгоритм работы;

-организует деятельность детей по первичному применения новых знаний

- выполняют  в группе исследовательскую деятельность;

Работают на карточках;

представляют результаты работы;

- делают выводы и сравнивают с правилом в учебнике;

- устанавливают закономерности, делают выводы, формулируют правило и составляют алгоритм;

Выполняют задание, осуществляют самоконтроль.

РУУД  применять установленные правила в планировании способа решения;

ПУУД анализировать  информацию в соответствии с учебной задачей;

ПУУД проводить по предложенному плану небольшое несложное исследование;

ПУУД формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения,

КУУД  сотрудничать в совместном решении проблемы / задачи;

ПУУД строить логические цепи рассуждения, доказательства;

ПУУД находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- исследовательская деятельность;

- создание продуктов деятельности;

- взаимопроверка, взаимоконтроль;

Самооценка полученного результата при сравнении полученных выводов с правилом в учебнике.

Оценка работы в группе.

действия с фиксированием во внешней речи.

V Первичное закрепление  (8 мин)

  1. Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, балуется, прислушаться.

2.  Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите нужный вопрос. Обозначьте орфограмму. 

С умным ( ) разговорит. ся, что мёду ( ) напит. ся. На миру и работа ( ) спорит . ся. Всякий человек по делу ( ) узнаёт . ся. Умный любит ( )

учит . ся.

- выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

- организовывает самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение новых знания в новой ситуации);

- выполняют задания на новый способ действий проговариванием алгоритма решения вслух;

- выявляют и разбирают допущенные типичные ошибки;

- анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривают вслух, что и как они делали;

ПУУД подводить под понятие, выводить следствия;

ПУУД называть выполненные учебные действия и обосновывать их последовательность;

КУУД- использовать речь для регуляции своего действия

Самоконтроль первичного закрепления

оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений;

Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин)

Задания по выбору

1вар.Определи границы предложений. Запиши текст. Найди глагол в неопределённой форме и возвратный глагол.

Иволга

Звуки иволги напоминают звуки флейты в лесу иволгу увидеть трудно она прячет(?)ся в вершинах деревьев эта птица подобна лучу

ярк… солнца – золотая.

2 вар.Составь и запиши рассказ «Весной в лесу». Используй глаголы 3-го лица ед. и мн. числа

- организует самостоятельную разноуровневую работу;

- проводит разбор типичных допущенных ошибок;

- устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления с целью коррекции;

- применяют новые знания и способы действий в измененной ситуации;

- корректируют допущенные ошибки, неверные представления;

ЛУУД формировать адекватную позитивную осознанной самооценки;

-самостоятельная работа с выбором задания;

ПУУД выбирать и выполнять задания, предложенные на выбор;

- самооценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий;

Рефлексия (3мин)

- Какая проблемная ситуация возникла у нас в начале урока?

-Назовите алгоритм ваших действий при определении

написания тся, ться.

-Выберите фразу которой наиболее точно отражает понимание вами темы урока:

- У меня всё получает?ся.

- Нужно ещё разобрат?ся.

-Буду старат?ся и у меня всё получит?ся.

Запишите фразу, применяя новые знания о правописании возвратных глаголов. Проверьте себя по шаблону «Помогайке»..

- проверяет эмоциональное состояние обучающихся на конец урока

- организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке;

-фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

КУУД оформлять свою мысль в устной речи с учетом речевой ситуации;

РУУД-определять степень успешности учебной деятельности на основе заданных критериев

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

формировать адекватную позитивную осознанной самооценки;

Самопроверка по шаблон «Помогайке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»

Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ СОШ с. Чал - Кежиг от 21 декабря 2017 года провела в 4 классе урок математики  по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе (3 четверть) на тему Закрепление знаний устных и письменных вычислений в пределах 1000

Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе по теме "Закрепление устных и письменных вычислений в пределах 1000 (3 четверть). В данном уроке хороше выражена связь с уроками окружа...