Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шмидт Татьяна Викторовна

Разработка урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Род имён существительных

Ф.И.О.: Шмидт Татьяна Викторовна

Место работы: МБОУ Песчаноозёрная СШ, Чановский район

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема и номер урока в теме: «Род имён существительных», № 1

Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», часть 2, «Просвещение» 2020

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «род» имён существительных, сформировать познавательную деятельность по определению рода имён существительных

Планируемые результаты:

Предметные:

-определять род имён существительных;                          

 -выделять окончания имён существительных разного рода;

- классифицировать имена существительные по роду

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

-получать информацию из текста, делать выводы из прочитанного

Личностные:

-проявлять интерес к русскому языку;

-осознавать себя неотъемлемой частью коллектива;

-договариваться, приходить к единому мнению

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная

Необходимое техническое оборудование, программное обеспечение: АРМ учителя, АРМ учеников, мультимедийный проектор, тест  в программе Power Point, кроссворда в программе HotPotatoes 6

Раздаточный материал: учебник «Русский язык»  часть 2, рабочая тетрадь, тест на бумажном носителе.

Структура и ход урока

Этап урока, цель этапа, время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты каждого этапа

Предметные

УУД

  1. Орг. момент

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(1 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет  готовность учащихся к уроку.

Создаёт положительный настрой.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Самопроверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок.

К:умение организовывать учебное сотрудничество с учителем;

слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

2. Актуализация знаний

Цель:

проверить знания по теме «число имён существительных »; скорректировать свои знания при необходимости

(7 мин)

1.Учитель организует работу с тестом Power Point  по теме «Число имён существительных »

2. Учитель организуют словарную работу в виде кроссворда в программе HotPotatoes 6 

3.Предлагает выполнить проверку словарной работы фронтально.

1.Выполняют тест. Если есть ошибки, проводят коррекцию.

2.Отгадывают загадки, записывая отгадки в кроссворд. Называют орфограммы, ударные слоги.

3.Произносят словарные слова орфоэпически и орфографически, если требуется корректируют.

https://drive.google.com/file/d/1zex1W2_nQHcgOBQ8FevvdZ4wTGomSu7i/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/1zAh5h8W61eudPEKl5KgU_ReeIydi-m4U/view?usp=sharing

Проверить уровень усвоения знаний по предыдущей теме, скорректировать при необходимости

Р: уметь управлять своей деятельностью

Л: проявлять дисциплинированность

П:извлечь информацию , ориентироваться в своей системе знаний

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме

3. Мотивация учебной деятельности

Цель:

создать условие для определения новой темы, цели и задач урока

(4 мин)

1.Организует работу с учащимися. В форме подводящего диалога и материала направляет учащихся к формированию темы урока

Анализируют вопросы. Находят тот, на который не могут ответить. Называют предположительную тему урока, формулирует цель и задачи. Проверяют себя по учебнику.

1.Карточки на доске: солнце, река, подъезд, площадь, животное, стакан.

- Разделите эти существительные на 3 группы и запишите в 3 столбика.

- Смогли ли вы выполнить задание?

-Почему вы затрудняетесь? (Не хватает знаний)

-Какой возникает вопрос?

(По какому признаку можно разделить слова)

-Где мы можем об этом узнать? (учебник, учитель)

- Откройте учебник на стр. 25. Прочитайте первую подсказку  мудрой совы.

-Назовите тему нашего урока.

-Сформулируйте цель и задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить в конце урока.

мотивировать учащихся  к изучению новой темы

К: умение строить монологическую речь,  участвовать в диалоге.

Л:мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная); смыслообразование

Р: письменной и устной речи; умение строить монологическую речь,  участвовать в диалоге;

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия

П:находить ответ на поставленный вопрос.

4. Изучение нового материала.

Цель: 

 познакомить с родовыми признаками имён существительных

(10 мин)

1.Предлагает обратится к электронному приложению, принять информацию, выяснить , что нового узнали.

2.Организует самостоятельную исследовательскую работу по упр.39

 

-От чего зависит род имён существительных?

-Догадайтесь какого рода имена существительные каждой группы.

-Сделайте вывод.

- Проверим свои высказывания с учебником.

3.Организует наблюдение за родовыми окончаниями имён существительных упр.40

Сделаем вывод: -какие окончания имеют существительные ж.р, м.р., ср.р?

Слушают, принимают информацию, делают вывод о том , что имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода

Читают задания. Комментируют порядок выполнения. По окончанию делают вывод, проверяют по учебнику

Читают задания. Комментируют действия. Выявляют родовые окончания. Проверяют по учебнику с.26

Распределите слова в три группы в зависимости от того каким местоимением их можно заменить: он, она, оно

Упр.40

Определите род имён существительных каждой группы. Выделите их окончания.

Назовите окончания м.р, ж.р., ср.р.

- научиться на основе правила определять род имён существительных.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение обосновывать

П: умение классифицировать, анализировать, делать выводы

Р: целеполагание  как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

5.Физкультминутка

Цель:

смена деятельности, используя здоровьесберегающие технологии  

(2 мин)

Выполняют движения

https://drive.google.com/file/d/1b4hiuQrrztCmDj8imx9WY2nfOINmuljB/view?usp=sharing

Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

6. Упражнения на усвоение новых знаний

Цель:

организовать работу над заданиями по усвоению первоначальных знаний (7 мин)

1.Организует работу в парах по определению рода имён существительных.

2. Организует работу в группе по упр.42

1. Работают в парах, определяют род имён существительных

Читают и выполняют  задание. Обращают внимание, что имена существительные , имеющие одинаковые окончания , могут быть разного рода.

-рассмотрите иллюстрации, над ними напишите к какому роду относится даное имя существительное

https://drive.google.com/file/d/1SXgj5cUDXVpCyfxqHa6gcz5PUYljBh_o/view?usp=sharing

упр.42

Прочитайте слова. В чём их сходство?

А в чём их различие?

Запишите имена существительные в таком порядке : сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода.

- применять полученные знания на практике, классифицировать имена существительные по родовому признаку

К:составлять предложения по аналогии, уметь рассказывать о предмете,контролируют свою речь и речь одноклассников

Р: применять знания на практике

П: работа с информацией

7. Контроль и коррекция знаний

Цель:

организовать контроль и самоконтроль

(7 мин)

Организует работу по диагностике достижения планируемых результатов.

Выполняют тест, если есть ошибки проводят коррекцию

Тест (Приложение 1)

Применение знаний о роде имён существительных в тестовой работе

Р: контроль и коррекция

Л: учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности;

П: воспроизводить полученные знания

Л:формировать  этические чувства, доброжелательность

8. Информация о домашнем задании

Цель: проинформировать учащихся  о домашнем задании

(1 мин)

Предлагает рассмотреть домашнее задание на стр. 26 упр. 41

Рассматривают. Задают уточняющие вопросы

Запишите имена существительные. Укажите их род

Подведение итогов

Цель:

соотнести поставленную цель с результатом

(4 мин)

Вспомните, какой вопрос мы поставили на начало урока? Ответили ли мы на  него?

Достигли ли поставленной цели?

Что можно сказать о родовых окончаниях имён существительных , на что следует обратить особое внимание?

Обобщают учебный материал. Анализируют полученные сведения

Р: осуществлять  самоконтроль и анализировать допущенные ошибки, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

Рефлексия

Цель:

 организовать работу по анализу работы на уроке(2 мин)

Предлагает оценить свою работу с помощью метода «Анкета»

Отвечают на вопрос анкеты для рефлексии. Оценивая свою деятельность. Насколько понятен был урок.

Р: отстаивать свою точку зрения;

понимать необходи-мость получения знаний

Методические рекомендации по использованию учебного процесса

        Данный урок разработан для проведения в 3 классе. Урок является первым по изучению темы «Род имён существительных» Во время проведения урока предполагается использования дидактических и наглядных материалов, разработанных средствами мультимедиа. Это делает урок более наглядным и интересным для обучающихся.

        На начало урока детям предлагается выполнить тест в программе Power Point, что позволяет провести контроль знаний, полученных на предыдущих уроках, и их коррекцию при необходимости. Словарная работа предлагается выполнить в программе HotPotatoes 6. Работая в данной программе ребята выполняют словарную работу с заинтересованностью.

На уроке предполагается проведение рефлексии с помощью метода «Анкета», который  позволяет педагогу отследить результаты урока(понял или не понял материал, какие есть затруднения), чтобы выстроить следующий урок в этом классе.

Выполнение данных работ в программах мультимедиа учит детей работать с компьютерными программами, является более удобным для усвоения и закрепления материала, для коррекции знаний, а также для экономии времени и темпа урока.

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НА  УРОКЕ  ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Автор (если указан), название ресурса, гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Форма предъявления информации (статья, иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, интерактивное задание, модель и т.д.)

1

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/49/43647/1/img19.jpg 

рефлексия

Приложение 1

Тест по теме «Род  имён  существительных»

1). Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: он, мой.                                                                                                                                 1).мужского рода                   2).среднего рода                 3).женского рода

2).Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода? 

1). он, мой                           2).она, моя                      3).оно, мое

 3).У имен существительных какого рода окончание  -о (- е)?                                                 

     1). женского рода                   2).мужского рода                 3).среднего рода

 4). Укажите имена существительные женского рода:

1). картофель                     2). тюль                     3). постель                   4). рояль

5). Укажите имена существительные мужского рода:

1). шофёр                    2).метро                 3) карусель               4).шампунь

6).Укажи  все существительные среднего рода единственного числа:

1).уголь                2).облака                3). уравнение                    4).письмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....