Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
Тема: Род имён существительных
Ф.И.О.: Шмидт Татьяна Викторовна
Место работы: МБОУ Песчаноозёрная СШ, Чановский район
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: «Род имён существительных», № 1
Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», часть 2, «Просвещение» 2020
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «род» имён существительных, сформировать познавательную деятельность по определению рода имён существительных
Планируемые результаты:
Предметные:
-определять род имён существительных;
-выделять окончания имён существительных разного рода;
- классифицировать имена существительные по роду
Метапредметные:
-понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
-получать информацию из текста, делать выводы из прочитанного
Личностные:
-проявлять интерес к русскому языку;
-осознавать себя неотъемлемой частью коллектива;
-договариваться, приходить к единому мнению
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование, программное обеспечение: АРМ учителя, АРМ учеников, мультимедийный проектор, тест в программе Power Point, кроссворда в программе HotPotatoes 6
Раздаточный материал: учебник «Русский язык» часть 2, рабочая тетрадь, тест на бумажном носителе.
Структура и ход урока
Этап урока, цель этапа, время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты каждого этапа | |
Предметные | УУД | ||||
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный настрой. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! | Самопроверка готовности к уроку. Настраиваются на урок. | К:умение организовывать учебное сотрудничество с учителем; слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. | ||
2. Актуализация знаний Цель: проверить знания по теме «число имён существительных »; скорректировать свои знания при необходимости (7 мин) | 1.Учитель организует работу с тестом Power Point по теме «Число имён существительных » 2. Учитель организуют словарную работу в виде кроссворда в программе HotPotatoes 6 3.Предлагает выполнить проверку словарной работы фронтально. | 1.Выполняют тест. Если есть ошибки, проводят коррекцию. 2.Отгадывают загадки, записывая отгадки в кроссворд. Называют орфограммы, ударные слоги. 3.Произносят словарные слова орфоэпически и орфографически, если требуется корректируют. | https://drive.google.com/file/d/1zex1W2_nQHcgOBQ8FevvdZ4wTGomSu7i/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/1zAh5h8W61eudPEKl5KgU_ReeIydi-m4U/view?usp=sharing | Проверить уровень усвоения знаний по предыдущей теме, скорректировать при необходимости | Р: уметь управлять своей деятельностью Л: проявлять дисциплинированность П:извлечь информацию , ориентироваться в своей системе знаний К: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
3. Мотивация учебной деятельности Цель: создать условие для определения новой темы, цели и задач урока (4 мин) | 1.Организует работу с учащимися. В форме подводящего диалога и материала направляет учащихся к формированию темы урока | Анализируют вопросы. Находят тот, на который не могут ответить. Называют предположительную тему урока, формулирует цель и задачи. Проверяют себя по учебнику. | 1.Карточки на доске: солнце, река, подъезд, площадь, животное, стакан. - Разделите эти существительные на 3 группы и запишите в 3 столбика. - Смогли ли вы выполнить задание? -Почему вы затрудняетесь? (Не хватает знаний) -Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова) -Где мы можем об этом узнать? (учебник, учитель) - Откройте учебник на стр. 25. Прочитайте первую подсказку мудрой совы. -Назовите тему нашего урока. -Сформулируйте цель и задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить в конце урока. | мотивировать учащихся к изучению новой темы | К: умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге. Л:мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная); смыслообразование Р: письменной и устной речи; умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге; принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия П:находить ответ на поставленный вопрос. |
4. Изучение нового материала. Цель: познакомить с родовыми признаками имён существительных (10 мин) | 1.Предлагает обратится к электронному приложению, принять информацию, выяснить , что нового узнали. 2.Организует самостоятельную исследовательскую работу по упр.39
-От чего зависит род имён существительных? -Догадайтесь какого рода имена существительные каждой группы. -Сделайте вывод. - Проверим свои высказывания с учебником. 3.Организует наблюдение за родовыми окончаниями имён существительных упр.40 Сделаем вывод: -какие окончания имеют существительные ж.р, м.р., ср.р? | Слушают, принимают информацию, делают вывод о том , что имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода Читают задания. Комментируют порядок выполнения. По окончанию делают вывод, проверяют по учебнику Читают задания. Комментируют действия. Выявляют родовые окончания. Проверяют по учебнику с.26 | Распределите слова в три группы в зависимости от того каким местоимением их можно заменить: он, она, оно Упр.40 Определите род имён существительных каждой группы. Выделите их окончания. Назовите окончания м.р, ж.р., ср.р. | - научиться на основе правила определять род имён существительных. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Умение обосновывать П: умение классифицировать, анализировать, делать выводы Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
5.Физкультминутка Цель: смена деятельности, используя здоровьесберегающие технологии (2 мин) | Выполняют движения | https://drive.google.com/file/d/1b4hiuQrrztCmDj8imx9WY2nfOINmuljB/view?usp=sharing | Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
6. Упражнения на усвоение новых знаний Цель: организовать работу над заданиями по усвоению первоначальных знаний (7 мин) | 1.Организует работу в парах по определению рода имён существительных. 2. Организует работу в группе по упр.42 | 1. Работают в парах, определяют род имён существительных Читают и выполняют задание. Обращают внимание, что имена существительные , имеющие одинаковые окончания , могут быть разного рода. | -рассмотрите иллюстрации, над ними напишите к какому роду относится даное имя существительное https://drive.google.com/file/d/1SXgj5cUDXVpCyfxqHa6gcz5PUYljBh_o/view?usp=sharing упр.42 Прочитайте слова. В чём их сходство? А в чём их различие? Запишите имена существительные в таком порядке : сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода. | - применять полученные знания на практике, классифицировать имена существительные по родовому признаку | К:составлять предложения по аналогии, уметь рассказывать о предмете,контролируют свою речь и речь одноклассников Р: применять знания на практике П: работа с информацией |
7. Контроль и коррекция знаний Цель: организовать контроль и самоконтроль (7 мин) | Организует работу по диагностике достижения планируемых результатов. | Выполняют тест, если есть ошибки проводят коррекцию | Тест (Приложение 1) | Применение знаний о роде имён существительных в тестовой работе | Р: контроль и коррекция Л: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; П: воспроизводить полученные знания Л:формировать этические чувства, доброжелательность |
8. Информация о домашнем задании Цель: проинформировать учащихся о домашнем задании (1 мин) | Предлагает рассмотреть домашнее задание на стр. 26 упр. 41 | Рассматривают. Задают уточняющие вопросы | Запишите имена существительные. Укажите их род | ||
Подведение итогов Цель: соотнести поставленную цель с результатом (4 мин) | Вспомните, какой вопрос мы поставили на начало урока? Ответили ли мы на него? Достигли ли поставленной цели? Что можно сказать о родовых окончаниях имён существительных , на что следует обратить особое внимание? | Обобщают учебный материал. Анализируют полученные сведения | Р: осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | ||
Рефлексия Цель: организовать работу по анализу работы на уроке(2 мин) | Предлагает оценить свою работу с помощью метода «Анкета» | Отвечают на вопрос анкеты для рефлексии. Оценивая свою деятельность. Насколько понятен был урок. | Р: отстаивать свою точку зрения; понимать необходи-мость получения знаний |
Методические рекомендации по использованию учебного процесса
Данный урок разработан для проведения в 3 классе. Урок является первым по изучению темы «Род имён существительных» Во время проведения урока предполагается использования дидактических и наглядных материалов, разработанных средствами мультимедиа. Это делает урок более наглядным и интересным для обучающихся.
На начало урока детям предлагается выполнить тест в программе Power Point, что позволяет провести контроль знаний, полученных на предыдущих уроках, и их коррекцию при необходимости. Словарная работа предлагается выполнить в программе HotPotatoes 6. Работая в данной программе ребята выполняют словарную работу с заинтересованностью.
На уроке предполагается проведение рефлексии с помощью метода «Анкета», который позволяет педагогу отследить результаты урока(понял или не понял материал, какие есть затруднения), чтобы выстроить следующий урок в этом классе.
Выполнение данных работ в программах мультимедиа учит детей работать с компьютерными программами, является более удобным для усвоения и закрепления материала, для коррекции знаний, а также для экономии времени и темпа урока.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
№ | Автор (если указан), название ресурса, гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Форма предъявления информации (статья, иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, интерактивное задание, модель и т.д.) |
1 | рефлексия |
Приложение 1
Тест по теме «Род имён существительных»
1). Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: он, мой. 1).мужского рода 2).среднего рода 3).женского рода
2).Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?
1). он, мой 2).она, моя 3).оно, мое
3).У имен существительных какого рода окончание -о (- е)?
1). женского рода 2).мужского рода 3).среднего рода
4). Укажите имена существительные женского рода:
1). картофель 2). тюль 3). постель 4). рояль
5). Укажите имена существительные мужского рода:
1). шофёр 2).метро 3) карусель 4).шампунь
6).Укажи все существительные среднего рода единственного числа:
1).уголь 2).облака 3). уравнение 4).письмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....