ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 "Б" КЛАССЕ .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 "Б" классе по теме:
Урок –исследование «Слова –антонимы» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 "Б" КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
УРОК –ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛОВА –АНТОНИМЫ»
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умения распознавать в речи слова антонимы, обогащению речи обучающихся. |
Тип урока | Урок – исследование |
Тема | Слова- антонимы. |
Учитель | Рыбкина Татьяна Владимировна |
Класс | 3 «Б» |
УМК | "Школа Росии" |
Планируемые | Предметные : получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные : владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная, работа в группах. |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковые словари русского языка. 3. Словари синонимов и антонимов русского языка. |
Материальное обеспечение | АРМ, словари синонимов и антонимов, толковые словари, тесты, карточки, таблицы, презентации |
Основные понятия и термины | Слова как единства звучания и значения. Словарные слова. Синонимы. Антонимы. Кубанские диалекты. |
ХОД УРОКА
Этапы | Виды работ | Содержание взаимодействия с обучающимися | Деятельность | Деятельность учителя | Формируемые |
I. Мотивация и актуализация знаний | Работа с заданиями при помощи диалога | С каким настроением вы пришли в школу? Какая сегодня погода? (морозная) Что заметили? (мороз). – Какое лексическое значение слова «мороз»? А какое это слово? (словарное, с «оро») Произнесите слово орфографически. Найдите это слово в толковых словарях? – В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое толкование слова: «Мороз – очень холодная погода». В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дано несколько толкований: 1) холод, стужа; 2) место, где сильный холод, стужа | Ответы обучающихся. Внимательно слушают. Проговаривают Работают со словарями | учить использовать в анализе текста словарь толковый уметь создать проблемную ситуацию на основе деятельностного, исследовательского методов; | Р – владеют умениями контролировать и оценивать действия в соответствии |
II. Этап исследования. | Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, поиска информации в словарях | –– Что означают слова синонимы? – Продолжим работу со словарем синонимов для определения слова «мороз». – Вспомните, какие слова мы называем синонимами. Поиск правила в учебнике и слов синонимов в словарях синонимов. Синонимы к слову «мороз» - «холод, стужа, хлад, морозец, дубарь, заморозки, дубняк, зазимок, холодина. Найдите родственные слова и сгруппируйте, выделите корень слова. 1группа-холод, холодина. 2группа –морозец, заморозки. | Ответы обучающихся. Делают вывод: – Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию. | знать организацию групповой работы; | П – ориентируются в словаре, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя Р – осознают К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
III. Этап обмена информации | Составление плана исследования | – Какие слова мы можем подобрать с противоположным значением к слову «мороз»?
Оцените работу ребят. Кто прав Катя или Коля? Чтобы это выяснить нам надо составить план исследования. План исследования: – Прочитать определение в учебнике. -Подобрать точные определения антонимов к словам . – Учиться распознавать и наблюдать, как антонимы используются в тексте. – Составлять предложения с антонимами. – Работать со словарём антонимов – Заменять антонимы в предложении. - Сочинять загадки с антонимами. | Ответы обучающихся | учить использовать в анализе текста словари синонимов и антонимов | |
IV. Этап организации информации | Исследования в группах Упражнения на детальный анализ | 1 группа –(что означает слово «антоним) В слове «антоним» первая часть «анти», значит против, противоположный, а вторая часть «онима» с греческого «имя, слово» 2 группа- подбор кубанских диалектов к слову «мороз» Синонимы –холодына, скажэный холод. Антонимы –такэ пэкло, жарюка. 3 группа- пословицы о морозе, со словами синонимами и антонимами к слову «мороз» «Береги нос в большой мороз» «В зимний холод всякий молод» | П – владеют Р – осознают |
V. Этап связывания информации. | Работа с текстом с целью актуализации знаний о словах антонимах | Анализ художественного текста и поиск антонимов по выбору обучающихся из хрестоматии по литературному чтению. Картинный диктант антонимов. 1)что на картинке твёрдое? (снег-лёд) Твёрдое -рыхлое. 2)какая погода? Морозная –солнечная. 3)какой зимний лес? Редкий –густой. 4)кто с горки скатился? Скатился –поднялся. | Выступление обучающихся с сообщениями и презентациями | П – используют различные способы поиска информации, владеют Р – принимают |
Игровая ситуация в паре | Ученик называет слово и дает задание – Тепло – Скучно. – Говорить. – Холодный – Метель. – Зной – Заморозить | Выполняют – Холодно – Весело. – Молчать. – Горячий. – Вьюга. – Стужа – Подогреть | К – слушают сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Р – принимают | ||
Игра для любознательных Работа в тетради | – Дайте толкование слову «мороз», опираясь на текст на «Страничке для любознательных». – Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома заучите правильное написание слова – Найдите в тексте и прочитайте пословицу. – Объясните ее значение. – Спишите пословицу в тетрадь. Проверьте написанное | Читают текст, дают объяснение слову. Выполняют |
Работа над упражнением с целью нахождения антонимов | Речевая разминка о Кубани в форме диалога. Прослушивание отрывка гимна Кубани. -какое это музыкальное произведение? Откройте учебник по кубановедению. Найдите в тексте гимна слова и подберите к ним антонимы. Многоводная –мелководная, вдаль – вблизи, сыны –дочери, бьём-жалеем. | Выполняют Приходят к выводу: – Антонимы – слова, противоположные | П – ориентируются на страницах учебного пособия, формулируют |
VI. Этап обобщения | Работа с учебником с целью подбора | – Найдите задание в учебнике. Замените каждое выделенное слово антонимом, выбрав его из слов в скобках. – Запишите предложения. Проверьте написанное. – Выполним разбор первого предложения Обобщающий вывод: Антонимы используют в речи для контраста, построения антитезы. Контрастные картины воспринимаются ярче. | Выполняют Делают вывод. . | П – ориентируются на страницах учебника, осознанно строят речевое высказывание Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. |
Игра в слова. | Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко! Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись! Найдите антонимы в этой физминутке. (вниз -вверх, влево -вправо) Скажу я слово «высоко», а ты ответишь (низко). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь (близко). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь (пол). Скажу я слово «потерял» и скажешь ты (нашёл). | Посмотреть влево -вправо. Посмотреть вверх. Закрыть глаза ладонями. Посмотреть Посмотреть вниз. Зажмурить |
VI. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Кто прав на уроке по подбору антонимов Катя или Коля?
Оцените работу ребят. У Кати лишние слова: лето, горячий. У Коли лишнее слово: тёплый. Значит можно сделать вывод, что к слову «мороз» относятся антонимы: жара, жарынь, зной, пекло, теплынь, жар, жарища. Сравните с эталоном по словарю антонимов. – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Я понял, что антонимы… Теперь я могу находить антонимы в тексте… У меня получилось подобрать антонимы… Я попробую сочинить загадку с антонимами… Меня удивило… Было трудно вспомнить антонимы с кубанским диалектом… Было интересно искать антонимы в словарях… Домашнее задание: учебник, с. 44, упр. 72 или 73 по выбору | Отвечают Сравнивают с эталоном | Уметь создать системно психологический комфорт для установления контакта между детьми и учителем с целью создания ситуации доброжелательности и доверия. | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную Л – проявляют |
VII. Применение результатов исследования | Игры «Проба пера», «Вспомни» | Придумывание загадок с антонимами (работа в парах) _Какие детские произведения содержат слова –антонимы в заголовках? «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н. Троепольский, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковский, «Принц и нищий» М. Твен. | Самооценка. Взаимооценка | Знать организацию парной работы | Р – принимают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....
- Мне нравится (1)