урок русского языка 3 класс фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Монастырева Светлана Григорьевна

урок русского языка в 3 классе  по теме фразеологизмы. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Фразеологизмы 

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель: создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов- фразеологизмами, способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение.

Задачи:

  • -формировать  умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
  • -развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
  • -развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка;
  • -пополнять словарный запас учащихся.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные УУД:  
  • научатся находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи,
    проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, работать со словарями.
  • Метапредметные УУД:
  • овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
  • Личностные УУД:
  • смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского чзыка, проявлять интерес к познанию русского языка.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Оборудование:

  Учебник «Русский язык»: 3 класс, часть I, под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, презентация, карточки со словами на магнитах, компьютер, проектор, интерактивная доска (экран).

Задачи:

Ход урока

I. Организационный момент
                                        
Прозвенел уже звонок,
                                        Начинается урок
                                        Прежде, чем за парты сесть,
                                        Посмотрите, всё ли есть?

II. Актуализация знаний.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А предложения? (из словосочетаний и слов)
- Какое значение может быть у слова?
(прямое и переносное).

III. Минутка чистописания.

-Вспомните для чего мы проводим минутки чистописания? Какие правила письма мы знаем? Спишите с образца (на доске): Сесть на стул, сесть в калошу, надуть шар, надуть губы.

        

IV. Постановка проблемной ситуации. Определение темы и цели урока.

- Можно ли нашу запись назвать предложением? Почему? Вспомните, что такое предложение? А словосочетание?

-Вывод? (мы записали словосочетания)

- Какие из этих словосочетаний употреблены в прямом значении, а какие переносном? Объясните свой ответ (Губы нельзя надуть, а шар можно. Сесть можно на стул, в кресло, а в калошу нельзя).  Подчеркните словосочетания, которые употреблены в переносном значении) сесть в калошу, повесить нос. Что обозначают  эти выражения? (оказаться в глупом положении, загрустить)

- Слышали ли вы когда-нибудь эти словосочетания? (да)

-То есть многие знают такие выражения. А какие еще устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении, вы знаете? (возможные варианты ответов детей: валять дурака, считать ворон и т.д.)

- Значит можно сделать вывод, что вы хорошо знакомы с устойчивыми сочетаниями слов. А как они называются, знаете?

- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать устойчивые выражения. (фразеологизм).

- Значит, какая тема нашего урока? (фразеологизмы)

V. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения упр. 83 на стр. 49

-Прочитайте стихотворение. Кто такой тапир? (это животное, с небольшим хоботом). В моем случае дети не смогли ответить на вопрос. Пришлось быстро искать информацию в сети интернет и выводить на интерактивную доску определение и фото животного(временные затраты составили 1,5-2 минуты).

-На самом деле тапир грустит?

-Что означает выражение «повесил нос»? В прямом или переносном значении оно употреблено? Это выражение имеет переносное значение «расстраиваться», смысл не зависит от каждого слова в отдельности, а от всего словосочетания в целом.

В русском языке есть устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл. Нельзя изменить даже на родственное слово, люди не поймут. Объясняя значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.

- Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами!

2. Чтение правила,с.49

-Учебник откроем на с. 49. Читаем правило.

3. Работа со словарем

-Нам хочется узнать как можно больше таких великолепных словосочетаний, делающих нашу речь богатой, красивой, умной. Все фразеологизмы запомнить невозможно. Где можно про них все узнать? В таком случае можно обратиться к фразеологическому словарю. В нашем учебнике тоже есть фразеологический словарь. Он помещен на стр.157-158. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.

- А как быстро найти в словаре нужный фразеологизм?( Посмотреть на какую букву начинается фразеологический оборот. Надо вспомнить место этой буквы в алфавите. Фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке)

- С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании.

VI.  Первичное закрепление материала. 

На экране (интерактивной доске) даны словосочетания: Морской берег, взяться за ум,  мягкая мебель, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга.  

- Выберите и запишите в тетрадь фразеологизмы. Работа выполняется совместно, один ребенок читает словосочетания, называет фразеологизмы, доказывает свой выбор.

VII. Физкультминутка:        

А теперь, ребята, встали,                            

Головою покачали
Ручки дружно вверх подняли,      

И ногами постучали.
Наши пальчики размяли,                          

Отдохнули! Помолчали!
А потом опять их сжали.                            

И опять работать стали!

Кулачками повращали,
                                                

VIII. Закрепление материала(продолжение).

1. Работа по учебнику

 -Откройте учебник на странице 50, найдите упражнение 85. Что нужно сделать? (соединить фразеологизм с его значением)

- В парах обсудите и соедините части левого и правого столбика. (Коллективная проверка. Одна пара читает свои ответы, остальные поднимают руки, если согласны с ответом)

2. На доске карточки со словами (каждое слово на отдельном листе на магните)                  

                                                                Ползёт, как рыба.
                                                Трещат, как черепаха.
                                                Молчит, как сороки

-Посмотрите на доску. Прочитайте фразы. Говорят ли так? Попробуйте исправить. (ученик у доски меняет слова местами) Запишите в тетрадь правильные сочетания.

                                                    Ползёт,  как черепаха.
                                                Трещат, как сороки.
                                                Молчит, как рыба.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.

- Зачем же существуют в языке такие странные сочетания слов? (чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее).

3. Групповая работа.

- Найдите фразеологизмы в тексте,  объясните их значение (слайд).

                                        Глеб у доски повесил нос,
                                        Краснеет до корней волос.

                                        Он в этот час как говорится
                                        Готов
сквозь землю провалиться.
                                        О чём же думал он вчера?

                                        Когда баклуши бил с утра?

- Почему же Глеб чувствовал себя неловко? (не выполнил домашнее задание)

- Что бы вы посоветовали Глебу?

4. Закончи фразы (слайд приложение 1)

Товарищ твой просит украдкой                          Дружнее этих двух ребят

Ответы списать из тетрадки.                               На свете не найдёшь.

Не надо! Ведь этим ты другу                               О них обычно говорят:

Окажешь … медвежью услугу                             Водой …. не разольешь

-Урок подходит к концу и нам нужно подвести итог.

IХ. Итог урока:

- С каким понятием мы познакомились?

- Что такое фразеологизмы?

- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?

- Какие фразеологизмы вам запомнились?

X. Рефлексия:

- Оцени свою работу на уроке с помощью фразеологизма (слайд приложение 2)

XI. Домашнее задание: страница 49 правило учить, страница 50  упражнение 86.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...