рабочие программы
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Принята Согласована Утверждаю
на заседании заместителем директор МБОУ ОООШ
педагогического совета директора школы по УР _______О.В.Козырко
протокол №_________ ________Н.В. Балюх приказ №_____________ «___»__________2020 г. «____»____________2020 г. от «___»________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
3 класс,
на 2020-2021 учебный год
Всего часов на учебный год- 170
Количество часов в неделю – 5
Составлена в соответствии с программой:
- Примерные рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1-4 классы, учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение»,2020г.
Учебник: 1. В.П. Канакина В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Москва «Просвещение»,2014г.
Учитель:
Михайлютенко
Надежда
Ивановна
Категория: высшая
с. Орлеан
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 3 класс составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .
2.Примерные рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1-4 классы, учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение»,2020г.
3. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа»
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020 – 2021 уч. год.
5. Учебного плана МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» 2020 – 2021 уч. года
6. Календарного графика МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» 2020 – 2021 уч. года
7. Положения о рабочей программе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» (утв. 2019 г.)
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания ;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- Развитие способностей к творческой деятельности;
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 170 часов (5 часов в неделю)
Материал рабочей программы по русскому языку адаптируется для обучающихся с задержкой психического развития в процессе подготовки поурочных планов с целью формирования у общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач присоставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета
Наименование раздела или темы | Количество часов | Из них | ||||
Контрольных диктантов | Проверочных работ | Проверочных диктантов | Развитие речи | Проектов | ||
Язык и речь | 2 | 1 | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 1 | 3 | |||
Слово в языке и речи | 17 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Состав слова | 47 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
Части речи | 75 | 2 | 2 | 2 | 15 | 3 |
Повторение | 15 | 1 | 1 | 3 | ||
Итого | 170 | 4 | 6 | 3 | 28 | 5 |
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Правописание частей слова
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Формы, методы и технологии обучения
Формы организации обучения: урок; урок контроля знаний; использование ИТК; формы взаимоконтроля; урок творчества, урок-проект.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: групповая, парная, коллективная; самостоятельная.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение,частично-поисковый (эвристический); исследовательский; методы приобретения новых знаний; методы организации и осуществления учебно-познавательно деятельности; методы контроля и самоконтроля; метод проектов; наглядный; дидактический; практический.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностногоподхода; игровые технологии;здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные технологии; технология учебного и социального проекта.
Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:
Формы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:
коллективная; парная; совместно-индивидуальная.
Методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:
Для эффективности обучения детей испытывающих трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход.
Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
- введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; назавершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- организация учебного взаимодействия с одноклассниками:(работа в паре с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности);
- ориентации при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения изучаемого предмета.
- фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Формы проверки и оценки результатов обучения:
текущий контроль; итоговый контроль.
Формы текущего контроля: творческие задания, обобщающие вопросы, тестирование по темам, анализ работ учащихся, устный опрос.
Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета.
Учебно-методическоеобеспечение
1.Примерные рабочие программы. Русский язык. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1-4 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций . Москва «Просвещение», 2020г.
2.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017г.
3.В.П.Канакина Русский язык . Методическое пособие с поурочными разработками. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, в 2 частях, Москва «Просвещение»,2015г.
4.Канакина, В. П. Русский язык: сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы: 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – Москва.: Просвещение, 2014г.
5.Канакина, В. П. Русский язык: сборник диктантов и творческих работ для начальной школы: 3–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – Москва.: Просвещение, 2014.
6.Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ И.А. Бубнова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014г.
7.Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва: Просвещение, 2012г.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Дата | Примечание | ||||||||||||||||
Язык и речь – 2 ч | ||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | 02.09 | ||||||||||||||||||
2 | 2 | Наш язык. Р.р. Составление текста по рисунку. | 1 | 03.09 | ||||||||||||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч | ||||||||||||||||||||||
Текст- 2часа | ||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Признаки текста: Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | 04.09 | ||||||||||||||||||
4 | 2 | Типы текстов. Построение текстов | 1 | 05.09 | ||||||||||||||||||
Предложение – 1час | ||||||||||||||||||||||
5 | 1 | Предложение. Р.р Составление текста по репродукции картины К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы» | 1 | сочинение | 07.09 | |||||||||||||||||
Виды предложение по цели высказывания и по интонации – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 09.09 | ||||||||||||||||||
7 | 2 | Виды предложений по интонации. | 1 | 10.09 | ||||||||||||||||||
8 | 3 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | 11.09 | ||||||||||||||||||
9 | 4 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | 12.09 | ||||||||||||||||||
Предложения с обращением- 1 час | ||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Предложения с обращением. Р.р Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | развитие речи | 14.09 | Упр36 | ||||||||||||||||
Состав предложений – 2часа | ||||||||||||||||||||||
11 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Р.р. Составление предложений из деформированных слов. | 1 | развитие речи | 16.09 | Упр40 | ||||||||||||||||
12 | 2 | Распространенные и не распространенные предложения. | 1 | 17.09 | ||||||||||||||||||
Простое и сложное предложения – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Простое и сложное предложения. | 1 | 18.09 | ||||||||||||||||||
14 | 2 | Запятая внутри сложного предложения | 1 | 19.09 | ||||||||||||||||||
Словосочетание – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
15 | 1 | Связь слов в словосочетаниях. Проверочная работа. | 1 | 21.09 | ||||||||||||||||||
16 | 2 | Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | развитие речи | 23.09 | |||||||||||||||||
Слово в языке и речи – 17 ч | ||||||||||||||||||||||
Лексическое значение слова – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 24.09 | ||||||||||||||||||
18 | 2 | Синонимы и антонимы. | 1 | 25.09 | ||||||||||||||||||
Омонимы 1 час | ||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Использование омонимов в речи. | 1 | 26.09 | ||||||||||||||||||
Слово и словосочетание – 1час | ||||||||||||||||||||||
20 | 1 | Слово и словосочетание. | 1 | 28.09 | ||||||||||||||||||
Фразеологизмы 2 час | ||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 1 | 30.09 | ||||||||||||||||||
22 | 2 | Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | развитие речи | 01.10 | |||||||||||||||||
Части речи – 3 часа | ||||||||||||||||||||||
23 | 1 | Обобщение и уточнение представлений об имени существительном и местоимении | 1 | 02.10 | ||||||||||||||||||
24 | 2 | Обобщение и уточнение представлений об имени прилагательном и глаголе | 1 | 03.10 | ||||||||||||||||||
25 | 3 | Р.р Составление рассказа по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды.» | 1 | развитие речи | 05.10 | |||||||||||||||||
Имя числительное – 1час | ||||||||||||||||||||||
26 | 1 | Имя числительное. | 07.10 | |||||||||||||||||||
Однокоренные слова – 1 час | ||||||||||||||||||||||
27 | 1 | Однокоренные слова. Проверочная работа. | 1 | 08.10 | ||||||||||||||||||
Слово и слог. Звуки и буквы – 6часов | ||||||||||||||||||||||
28 | 1 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 09.10 | ||||||||||||||||||
29 | 2 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 10.10 | ||||||||||||||||||
30 | 3 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши,ща,ча… | 1 | 12.10 | ||||||||||||||||||
31 | 4 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | 14.10 | ||||||||||||||||||
32 | 5 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Проект «Рассказ о слове» | 1 | 15.10 | ||||||||||||||||||
33 | 6 | Проверочный диктант. | 1 | 16.10 | ||||||||||||||||||
Состав слова – 47 часов | ||||||||||||||||||||||
Корень слова – 3 часа | ||||||||||||||||||||||
34 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 17.10 | ||||||||||||||||||
35 | 2 | Чередование согласных в корне. | 1 | 19.10 | ||||||||||||||||||
36 | 3 | Сложные слова. | 1 | 21.10 | ||||||||||||||||||
Форма слова. Окончание – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
37 | 1 | Форма слова. Окончание. | 1 | 22.10 | ||||||||||||||||||
38 | 2 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | 1 | 23.10 | ||||||||||||||||||
39 | 3 | Слова, которые не имеют окончание. | 1 | 24.10 | ||||||||||||||||||
40 | 4 | Определения окончания в слове. | 1 | 02.11 | ||||||||||||||||||
Приставка – 3часа | ||||||||||||||||||||||
41 | 1 | Приставка как значимая часть слова. | 04.11 | |||||||||||||||||||
42 | 2 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. | 1 | 05.11 | ||||||||||||||||||
43 | 3 | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | 1 | 06.11 | ||||||||||||||||||
Суффикс – 3 часа | ||||||||||||||||||||||
44 | 1 | Суффикс как значимая часть слова. | 1 | 07.11 | ||||||||||||||||||
45 | 2 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. | 1 | 09.11 | ||||||||||||||||||
46 | 3 | Р.р Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | сочинение | 11.11 | |||||||||||||||||
Основа слова -1час | ||||||||||||||||||||||
47 | 1 | Основа слова. Разбор слова по составу. | 1 | 12.11 | ||||||||||||||||||
Обобщение знаний о составе слова – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
48 | 1 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | 13.11 | ||||||||||||||||||
49 | 2 | Разбор слова по составу. | 1 | 14.11 | ||||||||||||||||||
50 | 3 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи | 16.11 | Упр191стр99 | ||||||||||||||||
51 | 4 | Проверочная работа. Проект «Семья слов» | 1 | Проверочная работа | 18.11 | |||||||||||||||||
Правописание частей слова – 29 ч | ||||||||||||||||||||||
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова – 1 час | ||||||||||||||||||||||
52 | 1 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | 19.11 | ||||||||||||||||||
Правописание слов с безударными гласными в корне слова – 4часа | ||||||||||||||||||||||
53 | 1 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | 20.11 | ||||||||||||||||||
54 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | 21.11 | ||||||||||||||||||
55 | 3 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 1 | 23.11 | ||||||||||||||||||
56 | 4 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 1 | 25.11 | ||||||||||||||||||
Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне -4 часа | ||||||||||||||||||||||
57 | 1 | Правописание слов по глухости – звонкости согласными на конце слов. | 1 | 26.11 | ||||||||||||||||||
58 | 2 | Правописание слов по глухости – звонкости согласными на конце слов. | 1 | 27.11 | ||||||||||||||||||
59 | 3 | Правописание слов по глухости – звонкости согласными перед согласными в корне. | 1 | 28.11 | ||||||||||||||||||
60 | 4 | Правописание слов по глухости – звонкости согласными перед согласными в корне. | 1 | 30.11 | ||||||||||||||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
61 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 02.12 | ||||||||||||||||||
62 | 2 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 03.12 | ||||||||||||||||||
63 | 3 | Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного в корне. | 1 | 04.12 | ||||||||||||||||||
64 | 4 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 05.12 | ||||||||||||||||||
Правописание слов с удвоенными согласными – 3часа | ||||||||||||||||||||||
65 | 1 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 07.12 | ||||||||||||||||||
66 | 2 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 09.12 | ||||||||||||||||||
67 | 3 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 10.12 | ||||||||||||||||||
Правописание суффиксов и приставок – 4часа | ||||||||||||||||||||||
68 | 1 | Правописание суффиксов –ек,-ик в слове, их правописание. | 1 | 11.12 | ||||||||||||||||||
69 | 2 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 12.12 | ||||||||||||||||||
70 | 3 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 14.12 | ||||||||||||||||||
71 | 4 | Р.р.Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | Развитие речи | 17.12 | ||||||||||||||||||
Правописание приставок и предлогов – 3 часа | 16.12 | |||||||||||||||||||||
72 | 1 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 18.12 | ||||||||||||||||||
73 | 2 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 19.12 | ||||||||||||||||||
74 | 3 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 21.12 | ||||||||||||||||||
Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками – 6 часов | ||||||||||||||||||||||
75 | 1 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | 23.12 | ||||||||||||||||||
76 | 2 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | 24.12 | ||||||||||||||||||
77 | 3 | Контрольный диктант ( с грамматическим заданием) по теме «Состав слова» | 1 | Контрольный диктант | 25.12 | |||||||||||||||||
78 | 4 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | 26.12 | ||||||||||||||||||
79 | 5 | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | Развитие речи | 28.12 | |||||||||||||||||
80 | 6 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | Проект | 11.01 | |||||||||||||||||
Части речи – 75 часов | ||||||||||||||||||||||
Части речи- 2 часа | ||||||||||||||||||||||
81 | 1 | Части речи. Повторение и углубление представлений об изученных частях речи. | 1 | 13.01 | ||||||||||||||||||
82 | 2 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. | 1 | 14.01 | ||||||||||||||||||
Имя существительное – 30 часов | ||||||||||||||||||||||
Повторение и углубление представлений – 6 часов | ||||||||||||||||||||||
83 | 1 | Имя существительное. Повторение и углубление представлений об имени существительном. | 1 | 15.01 | ||||||||||||||||||
84 | 2 | Значение и употребление имен существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | 16.01 | ||||||||||||||||||
85 | 3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 18.01 | ||||||||||||||||||
86 | 4 | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Развитие речи | 20.01 | |||||||||||||||||
87 | 5 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 21.01 | ||||||||||||||||||
88 | 6 | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайны имени». | 1 | Проект | 22.01 | |||||||||||||||||
Число имён существительных. -2часа | ||||||||||||||||||||||
89 | 1 | Число имён существительных, изменение имен существительных по числам. | 1 | 23.01 | ||||||||||||||||||
90 | 2 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р.р Работа с текстом . Письмо по памяти | 1 | Развитие речи | 25.01 | |||||||||||||||||
Род имён существительных – 7 часов | ||||||||||||||||||||||
91 | 1 | Род имён существительных: мужской, женский и средний. | 1 | 27.01 | ||||||||||||||||||
92 | 2 | Определение рода имен существительных, употребленных в начальной и других формах. | 1 | 28.01 | ||||||||||||||||||
93 | 3 | Имена существительные общего рода. | 1 | 29.01 | ||||||||||||||||||
94 | 4 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода. | 1 | 30.01 | ||||||||||||||||||
95 | 5 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи | 01.02 | |||||||||||||||||
96 | 6 | Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце слова. | 1 | 03.02 | ||||||||||||||||||
97 | 7 | Проверочный диктант | 1 | диктант | 04.02 | |||||||||||||||||
Падеж имён существительных - 11 часов | ||||||||||||||||||||||
98 | 1 | Изменение имен существительных по падежам. | 1 | 05.02 | ||||||||||||||||||
99 | 2 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 1 | 06.02 | ||||||||||||||||||
100 | 3 | Р.р Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 08.02 | ||||||||||||||||||
101 | 4 | Неизменяемые имена существительные | 1 | 10.02 | ||||||||||||||||||
102 | 5 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | 11.02 | ||||||||||||||||||
103 | 6 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | 12.02 | ||||||||||||||||||
104 | 7 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | 13.02 | ||||||||||||||||||
105 | 8 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | |||||||||||||||||||
106 | 9 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | 15.02 | ||||||||||||||||||
107 | 10 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | 17.02 | ||||||||||||||||||
108 | 11 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи | 18.02 | |||||||||||||||||
Все падежи(обобщение знаний об имени существительном) - 4 часа | ||||||||||||||||||||||
109 | 1 | Все падежи. Начальная и косвенная форма имен существительных. | 1 | 19.02 | ||||||||||||||||||
110 | 2 | Р.р Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Развитие речи | 20.02 | |||||||||||||||||
111 | 3 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Зимняя страничка» | 1 | 22.02 | ||||||||||||||||||
112 | 4 | Проверочный диктант по теме «имя существительное» | 1 | диктант | 24.02 | |||||||||||||||||
Имя прилагательное – 18 ч | ||||||||||||||||||||||
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном 5 часов | ||||||||||||||||||||||
113 | 1 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном | 1 | 25.02 | ||||||||||||||||||
114 | 2 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 26.02 | ||||||||||||||||||
115 | 3 | Текст – описание. Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | 27.02 | ||||||||||||||||||
116 | 4 | Использование имен прилагательных в тексте –описании. Р.р Составление текста-описания растения в научном стиле. | 1 | Развитие речи | 01.03 | |||||||||||||||||
117 | 5 | Текст – описание. Р.р. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь». | 1 | Развитие речи | 03.03 | |||||||||||||||||
Формы имен прилагательных -8 часов | ||||||||||||||||||||||
Род имен прилагательных – 3 часа | ||||||||||||||||||||||
118 | 1 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | 04.03 | ||||||||||||||||||
119 | 2 | Зависимость рода имен прилагательных от формы рода имени существительного. | 1 | 05.03 | ||||||||||||||||||
120 | 3 | Родовые окончания имен прилагательных. | 1 | 06.03 | ||||||||||||||||||
Число имён прилагательных - 3 часа | ||||||||||||||||||||||
121 | 1 | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | 10.03 | ||||||||||||||||||
122 | 2 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | 11.03 | ||||||||||||||||||
123 | 3 | Число имён прилагательных. Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдением. | 1 | Развитие речи | 12.03 | |||||||||||||||||
Падеж имён прилагательных – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
124 | 1 | Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, ья, -ов, -ин по падежам. | 1 | 13.03 | ||||||||||||||||||
125 | 2 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | 15.03 | ||||||||||||||||||
Обобщение знаний об имени прилагательном – 5 часов | ||||||||||||||||||||||
126 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 17.03 | ||||||||||||||||||
127 | 2 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 18.03 | ||||||||||||||||||
128 | 3 | Р.р. Составление сочинения –отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками | 1 | Развитие речи | 19.03 | |||||||||||||||||
129 | 4 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | проект | 20.03 | |||||||||||||||||
130 | 5 | Контрольный диктант | 1 | диктант | 01.04 | |||||||||||||||||
Местоимение – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
131 | 1 | Личные местоимения 1,2,3-го лица | 1 | 02.04 | ||||||||||||||||||
132 | 2 | Личные местоимения единственного и множественного числа | 1 | 03.04 | ||||||||||||||||||
133 | 3 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Р.р. Составление письма. | 1 | Развитие речи | 05.04 | |||||||||||||||||
134 | 4 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа | 07.04 | |||||||||||||||||
Глагол – 21 час | ||||||||||||||||||||||
Повторение и углубление представлений о глаголе 4 часа | ||||||||||||||||||||||
135 | 1 | Значение и употребление представлений о глаголе. | 1 | 08.04 | ||||||||||||||||||
136 | 2 | Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | 09.04 | ||||||||||||||||||
137 | 3 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 10.04 | ||||||||||||||||||
138 | 4 | Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | Развитие речи | 12.04 | |||||||||||||||||
Формы глагола – 13 часов | ||||||||||||||||||||||
Начальная (неопределённая) форма глагола – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
139 | 1 | Начальная (неопределённая) форма глагола | 1 | 14.04 | ||||||||||||||||||
140 | 2 | Глагольные вопросы что делать? Что сделать? | 1 | 15.04 | ||||||||||||||||||
Число глаголов – 2часа | ||||||||||||||||||||||
141 | 1 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | 16.04 | ||||||||||||||||||
142 | 2 | Изменение глаголов по числам. Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов)их запись. | 1 | Развитие речи | 17.04 | |||||||||||||||||
Времена глаголов – 5 часов | ||||||||||||||||||||||
143 | 1 | Времена глаголов. | 1 | 19.04 | ||||||||||||||||||
144 | 2 | Время и число глаголов. | 1 | 21.04 | ||||||||||||||||||
145 | 3 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 22.04 | ||||||||||||||||||
146 | 4 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 23.04 | ||||||||||||||||||
147 | 5 | Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи | 24.04 | |||||||||||||||||
Род глаголов в прошедшем времени – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
148 | 1 | Родовые окончание глаголов (-а,-о) | 1 | 26.04 | ||||||||||||||||||
149 | 2 | Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. Р.р. Составление предложений и текста | 1 | Развитие речи | 28.04 | |||||||||||||||||
Правописание частицы НЕ с глаголами – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
150 | 1 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 29.04 | ||||||||||||||||||
151 | 2 | Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. | 1 | 30.04 | ||||||||||||||||||
Обобщение знаний о глаголе – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
152 | 1 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 03.05 | ||||||||||||||||||
153 | 2 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 05.05 | ||||||||||||||||||
154 | 3 | Проверочная работа | 1 | Проверочная работа | 06.05 | |||||||||||||||||
155 | 4 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | диктант | 07.05 | |||||||||||||||||
Повторение - 15 часов | ||||||||||||||||||||||
156 | 1 | Грамматические признаки частей речи. Р.р. Проведение «конференции» на тему « Части речи в русском языке». | 1 | 08.05 | ||||||||||||||||||
157 | 2 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | Развитие речи | 10.05 | Упр242 | ||||||||||||||||
158 | 3 | Предложения по цели высказывания и по интонации. | 1 | 12.05 | ||||||||||||||||||
159 | 4 | Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных. | 1 | 13.05 | ||||||||||||||||||
160 | 5 | Имя существительное. Имя числительное. Р.р. Составление текста из деформированных частей. | 1 | Развитие речи | 14.05 | Упр251 | ||||||||||||||||
161 | 6 | Разбор предложений по членам предложения. | 1 | 15.05 | ||||||||||||||||||
162 | 7 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 17.05 | ||||||||||||||||||
163 | 8 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | 19.05 | ||||||||||||||||||
164 | 9 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | 20.05 | ||||||||||||||||||
165 | 10 | Однокоренные слова. | 1 | 21.05 | ||||||||||||||||||
166 | 11 | Р.р.Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Развитие речи | 22.05 | Упр265 | ||||||||||||||||
167 | 12 | Р.р.Составление сочинения на основе сюжетного рисунка. | 1 | Развитие речи | 24.05 | Упр266 | ||||||||||||||||
168 | 13 | Проверочная работа | 1 | 26.05 | Упр268 | |||||||||||||||||
169 | 14 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | диктант | 28.05 | |||||||||||||||||
170 | 15 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | 29.05 | ||||||||||||||||||
Итого: 35 учебных недель*5 часов(в неделю) = 170 часов, контрольных диктантов - 4, проверочных работ - 6, проверочных диктантов - 3, развитие речи – 28,проектов - 5
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...