рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Принята: на заседании педсовета протокол №_____ «___»________20__г. | Согласована: зам. директора по УВР _________________ Михайлютенко Н.И. «__»__________20__г | Утверждаю: директор МБОУ директор МБОУ Орлеанская ООШ ________________ Козырко О.В. Козырко О.В. Приказ № _______ «___»_______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«русский язык»
2 класс
на 2018-2019 учебный год
Всего часов на учебный год -170
Количество часов в неделю -5
Составлена в соответствии с примерной рабочей программой Русский язык. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2015.
Учебник: Русский язык . 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий./ и др./-5-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
Учитель:
Михайлютенко
Надежда
Ивановна
Категория высшая
с. Орлеан
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования
- Примерные рабочие программы. Русский язык. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2015.
- Основной образовательной программы НОО МБОУ ОООШ.
- Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год.
- Учебного плана МБОУ ОООШ (утв. 2021г) на 2018-2019 учебный год.
- Календарного графика МБОУ ОООШ.
- Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ ОООШ
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач :
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В учебном плане МБОУ ОООШ на изучение русского языка во 2 классе предусмотрено 5 часов в неделю (170 часов в год).
Используемая в тексте программы система условных обозначений: Р.р. – развитие речи
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и в разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-представления о своей этнической принадлежности;
-развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
-представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
-положительного отношения к языковой деятельности; •заинтересованности в выполнении
языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
-развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); •проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); •составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию
изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты.
- Формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как ocнове национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебной программы изучаемого предмета в практической части предмета
Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Контрольных диктантов | Проверочных диктантов | Развитие речи | Проектов | ||
Наша речь | 3 | ||||
Текст | 3 | ||||
Предложение | 11 | 1 | 1 | ||
Слова, слова, слова | 18 | 1 | 3 | ||
Звуки и буквы | 60 | 3 | 2 | 11 | 3 |
Части речи | 57 | 2 | 5 | 10 | 1 |
Повторение изученного за год | 18 | ||||
Итого: | 170 часов | 5 | 9 | 25 | 4 |
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (3 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (11 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (60 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (57 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение (18 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Формы, методы и технология обучения
Методы организации работы:
- активные;
- интерактивные - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают;
- творческий;
- проектный;
- исследовательский метод (частично-поисковый, поисковый, проблемный).
Формы организации работы:
- групповая;
- коллективная ( фронтальная);
- индивидуальная,
- нетрадиционные формы (деловые игры, соревнования, КВН, уроки творчества, аукционы, зачеты, конкурсы, ролевые игры, межпредметные уроки и т.д.)
Технология обучения:
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах;
- Игровые технологии;
- Проблемно-развивающая технология;
- Информационная технология;
- Личностно-ориентированная технология;
- Проблемно-диалогическая технология.
Формы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении: коллективная; парная; совместно-индивидуальная; дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
Методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении:
Для эффективности обучения детей испытывающих трудности в обучении осуществляется
дифференцированный подход, который позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию на «зону ближайшего развития» каждого школьника, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет:
- дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
- индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения;
- введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- организация учебного взаимодействия с одноклассниками:(работа в паре с одноклассником, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки, введение элементов программированного обучения и т. д.
- ориентации при оценке результатов обучения на индивидуальную динамику освоения изучаемого предмета.
- фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Формы проверки и оценки результатов обучения:
Текущий контроль;
Итоговый контроль.
Формы текущего контроля: творческие задания, тестирование по темам, анализ работ учащихся, устный опрос.
Учебно – методическое обеспечение
- Примерные рабочие программы. Русский язык. Предметные линии учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2019.
- Русский язык. Учебник+эл.приложение. 2 класс. В 2-х частях
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. -Москва. Просвещение 2017 г - Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2-х частях. Канакина В.П. -Москва. Просвещение 2017 г
- Русский язык. Проверочные работы. 2 класс
Канакина В.П., Щеголева Г.С. -Москва. Просвещение 2017 г - Русский язык. Тетрадь учебных достижений. 2 класс Канакина В.П. -Москва. Просвещение 2017 г
- Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс Канакина В.П. -Москва. Просвещение 2016 г
- Русский язык. Тесты. 2 класс Занадворова А.В. -Москва. Просвещение 2015 г
- Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы Канакина В.П., Щеголева Г.С. -Москва. Просвещение 2015 г
- Рабочий словарик. 2 класс Бондаренко А.А. -Москва. Просвещение 2016 г
- Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др. Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс. – С-Петербург. Просвещение. 2017г.
Технические средства
- Мультимедийный проектор
- Настенная доска
- Компьютер
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | № урока по разделу | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Дата | Примечание |
Наша речь 3 часа | ||||||
Виды речи 2 часа | ||||||
1 | 1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | |||
2 | 2 | Виды речевой деятельности. | 1 | |||
Диалог и монолог 1 час | ||||||
3 | 1 | Речь диалогическая и монологическая. | 1 | |||
Текст 3 часа | ||||||
Текст 2 часа | ||||||
4 | 1 | Признаки текста целостность, связанность, законченность | 1 | |||
5 | 2 | Тема и главная мысль текста. Заглавие | 1 | |||
Части текста 1 час | ||||||
6 | 1 | Построение текста : вступление, основная часть, заключение .Р.р Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам | 1 | |||
Предложение 11ч. | ||||||
Предложение 3 часа | ||||||
7 | 1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 | |||
8 | 2 | Наблюдение за значением предложения. Логическое(смысловое) ударение в предложении | 1 | |||
9 | 3 | Знаки препинания конца предложения. | 1 | |||
Члены предложения 8 часов | ||||||
10 | 1 | Главные члены предложения (основа) | 1 | |||
11 | 2 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||
12 | 3 | Подлежащие и сказуемое – главные члены предложения | 1 | |||
13 | 4 | Подлежащие и сказуемое – главные члены предложения | 1 | |||
14 | 5 | Распространённое и нераспространённое предложения | 1 | |||
15 | 6 | Связь слов в предложении | 1 | |||
16 | 7 | Р.р Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень» | 1 | Развитие речи | ||
17 | 8 | Проверочная работам по теме «Предложение» | 1 | Проверочная работа | ||
Слова, слова, слова 18 часов | ||||||
Слово и его значение 4 час | ||||||
18 | 1 | Номинативная (назывная ) функция слова. Понимания слова как единства звучания и значения | 1 | |||
19 | 2 | Слово как общее название многих однородных предметов | 1 | |||
20 | 3 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
21 | 4 | Прямое и переносное значение слов. Р.р Наблюдение за переносным значением слов. Работа с толковым и орфографическим словарем. | 1 | Развитие речи | ||
Синонимы и антонимы 4 часа | ||||||
22 | 1 | Синонимы | 1 | |||
23 | 2 | Антонимы | 1 | |||
24 | 3 | Работа со словарем синонимов и антонимов | 1 | |||
25 | 4 | Р.р. Изложение текста по данным к нему вопросам | 1 | Развитие речи | ||
Однокоренные слова 4 часа | ||||||
26 | 1 | Родственные (однокоренные) слова | 1 | |||
27 | 2 | Корень слова | 1 | |||
28 | 3 | Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов | 1 | |||
29 | 4 | Выделение корня в однокоренных словах | 1 | |||
Слог, ударение, перенос слова 6 часов | ||||||
30 | 1 | Слог как минимальная произносительная единица Словообразующая роль гласных звуков | 1 | |||
31 | 2 | Слоговое и логическое ударение в предложении | 1 | |||
32 | 3 | Словообразующая функция ударения | 1 | |||
33 | 4 | Перенос слов по слогам | 1 | |||
34 | 5 | Правила переноса слов по слогам Р.р Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | 1 | Развитие речи | ||
35 | 6 | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова..» | 1 | Проверочная работа, | ||
Звуки и буквы -60 часов | ||||||
Звуки и буквы 2часа | ||||||
36 | 1 | Различие звуков и букв | 1 | |||
37 | 2 | Звуки и их обозначения буквами на письме. Замена звука буквой и наоборот | 1 | |||
Русский алфавит или азбука -3 часа | ||||||
38 | 1 | Знание алфавита правильное название букв | 1 | |||
39 | 2 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом» | 1 | Развитие речи | ||
40 | 3 | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы. Русский алфавит или азбука» | 1 | Проверочная работа | ||
Гласные звуки 2 часа | ||||||
41 | 1 | Признаки гласного звука. Буквы е,ё,ю,я их функции в словах | 1 | |||
42 | 2 | Буквы е,ё,ю,я их функции в словах. Р.р работа с текстом. Запись ответов по вопросам к тексту | 1 | Развитие речи | ||
Правописание слов с безударным гласным в корне – 15 часов | ||||||
43 | 1 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |||
44 | 2 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |||
45 | 3 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |||
46 | 4 | Особенности проверяемых и проверочных безударного гласного звука в корне слова и обозначение на письме | 1 | |||
47 | 5 | Особенности проверяемых и проверочных слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |||
48 | 6 | Особенности проверяемых и проверочных слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |||
49 | 7 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | |||
50 | 8 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | |||
51 | 9 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | |||
52 | 10 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | |||
53 | 11 | Представление об орфограмме. | 1 | |||
54 | 12 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | |||
55 | 13 | Проверочный диктант по теме «Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне» | 1 | Диктант | ||
56 | 14 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Р.р. Наблюдение за использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка | 1 | Развитие речи | ||
57 | 15 | Р.р Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | Развитие речи | ||
Согласные звуки 1 час | ||||||
58 | 1 | Признаки согласного звука Р.р Восстановления деформированного текста по рисунку | 1 | Развитие речи | ||
Согласный звук /й/ и буква и краткая 1 час | ||||||
59 | 1 | Согласный звук /й/ и буква и краткая | 1 | |||
Слова с удвоенной согласной -2часа | ||||||
60 | 1 | Написание слов с удвоенной согласной. Проект «И в шутку и всерьёз» | 1 | Проект | ||
61 | 2 | Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова « Лоси» | 1 | Развитие речи | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения – 2 часа | ||||||
62 | 1 | Согласные парные и непарные по твердости и мягкости | 1 | |||
63 | 2 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я,ь | 1 | |||
Мягкий знак -3 часа | ||||||
64 | 1 | Правописание мягкого знака на конце и середине слова перед согласными | 1 | |||
65 | 2 | Правописание мягкого знака на конце и середине слова перед согласными. Р.р Составление ответов на вопросы к тесту. | 1 | Развитие речи | ||
66 | 3 | Правописание мягкого знака. Проект «Пишем письмо» | 1 | Проект | ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками -8 часов | ||||||
Буквосочетания чк,чн,чт,щи,нч -4часа | ||||||
67 | 1 | Орфоэпические нормы произношения чн,чт. Правописание сочетаний чк, чн, чт ,щи, нч | 1 | |||
68 | 2 | Правописание сочетаний чк, чн, чт ,щи, нч | 1 | |||
69 | 3 | Правописание сочетаний чк, чн, чт ,щи, нч . Рр. Работа с текстом.. Запись предложений из текста на заданную тему | 1 | Развитие речи | ||
70 | 4 | Правописание сочетаний чк,чн,чт,щи,нч Проект «Рифма» | 1 | Проект | ||
Буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу – 4 часа | ||||||
71 | 1 | Правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |||
72 | 2 | Правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |||
73 | 3 | Правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Р.р Работа с предложением и текстом. Составление текста | 1 | Развитие речи | ||
74 | 4 | Проверочный диктант по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | Диктант | ||
Звонкие и глухие согласные звуки - 1час | ||||||
75 | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначения буквами. | 1 | |||
Правописание слов с парными по согласным на конце слова и перед согласным -14 часов | ||||||
76 | 1 | Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | |||
77 | 2 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука | 1 | |||
78 | 3 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука | 1 | |||
79 | 4 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука | 1 | |||
80 | 5 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук на конце слова | 1 | |||
81 | 6 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук на конце слова | 1 | |||
82 | 7 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук на конце слова | 1 | |||
83 | 8 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук на конце слова | 1 | |||
84 | 9 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук на конце слова | 1 | |||
85 | 10 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук перед согласным | 1 | |||
86 | 11 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук перед согласным | 1 | |||
87 | 12 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук перед согласным | 1 | |||
88 | 13 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук перед согласным | 1 | |||
89 | 14 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости и звонкости согласный звук перед согласным | 1 | |||
Обобщение знаний об изученных правилах 2часа | ||||||
90 | 1 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Р.р. Составление поздравительной открытки, письменное изложение текста по вопросам | 1 | Развитие речи. | ||
91 | 2 | Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 | Диктант | ||
Разделительный мягкий знак – 4часа | ||||||
92 | 1 | Использование на письме разделительного мягкого знака | 1 | |||
93 | 2 | Правило написания разделительного мягкого знака | 1 | |||
94 | 3 | Правило написания разделительного мягкого знака Р.р. Составление устного рассказа по серии картинок | 1 | Развитие речи | ||
95 | 4 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с парными по согласным на конце слова и перед согласным» | 1 | Проверочная работа | ||
Части речи – 57 часов | ||||||
Части речи -2 часа | ||||||
96 | 1 | Соотнесения слов-названий, вопросов на которые они отвечают, с частями речи | 1 | |||
97 | 2 | Соотнесения слов-названий, вопросов на которые они отвечают, с частями речи | 1 | |||
Имя существительное 17часов | ||||||
Имя существительное как часть речи -2 | ||||||
98 | 1 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | 1 | |||
99 | 2 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | 1 | |||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные -3часа | ||||||
100 | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |||
101 | 2 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |||
102 | 3 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |||
Собственные и нарицательные имена существительные – 5 часов | ||||||
103 | 1 | Заглавная буква в собственных именах существительных | 1 | |||
104 | 2 | Нарицательные имена существительные | 1 | |||
105 | 3 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |||
106 | 4 | Собственные и нарицательные имена существительные. Р.р Составление устного рассказа о своем домашнем питомце | 1 | Развитие речи | ||
107 | 5 | Собственные и нарицательные имена существительные. Р.р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | Развитие речи | ||
Число имен существительных -3часа | ||||||
108 | 1 | Число имен существительных | 1 | |||
109 | 2 | Изменение имен существительных по числам | 1 | |||
110 | 3 | Имена существительные употребляющие только в одном числе | 1 | |||
Обобщение знаний об имени существительном – 4часа | ||||||
111 | 1 | Первоначальное представление о разборе имени существительного как часть речи | 1 | |||
112 | 2 | Разбор имени существительного как часть речи | 1 | |||
113 | 3 | Р.р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам | 1 | Развитие речи | ||
114 | 4 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | Проверочная работа | ||
Глагол – 12часов | ||||||
Глагол как часть речи – 4часа | ||||||
115 | 1 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | |||
116 | 2 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | |||
117 | 3 | Глагол как часть речи и употребление его в речи | 1 | |||
118 | 4 | Р.р Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | Развитие речи | ||
Число глагола – 2 часа | ||||||
119 | 1 | Число глагола | 1 | |||
120 | 2 | Изменение глаголов по числам | 1 | |||
Правописание частицы не с глаголами – 1час | ||||||
121 | 1 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | |||
Обобщение знаний о глаголе -2часа | ||||||
122 | 1 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | |||
123 | 2 | Обобщение знаний о глаголе Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Развитие речи | ||
Текст-повествование и роль глаголов – 2часа | ||||||
124 | 1 | Понятие о тексте-повествования | 1 | |||
125 | 2 | Роль глаголов в тексте повествовании. Р.р. Составление текста – повествования на предложенную тему | 1 | Развитие речи | ||
Проверочная работа 1 час | ||||||
126 | 1 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | Проверочная работа | ||
Имя прилагательное – 13 часов | ||||||
Имя прилагательное как часть речи -6часов | ||||||
127 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |||
128 | 2 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребления в речи | 1 | |||
129 | 3 | Связь имени прилагательного с именем существительном | 1 | |||
130 | 4 | Связь имени прилагательного с именем существительном | 1 | |||
131 | 5 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении | 1 | |||
132 | 6 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении | 1 | |||
Единственное и множественное число имен прилагательных 2часа | ||||||
133 | 1 | Изменение имен прилагательных по числам | 1 | |||
134 | 2 | Зависимость формы числа от формы имени существительного | 1 | |||
Текст – описания и роль в нем имен прилагательных - 3часа | ||||||
135 | 1 | Понятие о тексте –описания | 1 | |||
136 | 2 | Роль имен прилагательных в тесте описания | 1 | |||
137 | 3 | Р.р Составление текста –описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка» | 1 | Развитие речи | ||
Обобщение знаний об имени прилагательном – 2 часа | ||||||
138 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | |||
139 | 2 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | Проверочная работа | ||
Местоимение - 5 часов | ||||||
Местоимение (личное) как часть речи - 3 часа | ||||||
140 | 1 | Местоимение (личное) как часть речи | 1 | |||
141 | 2 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи | 1 | |||
142 | 3 | Местоимение (личное) как часть речи. Р.р .Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление по рисункам текста- диалога | 1 | Развитие речи | ||
Текст – рассуждение -2часа | ||||||
143 | 1 | Структура текста - рассуждения Р.р. Работа с текстом. | 1 | Развитие речи | ||
144 | 2 | Проверочная работа по теме «Текст-рассуждение» | 1 | Проверочная работа | ||
Предлоги – 5 часов | ||||||
145 | 1 | Роль предлогов в речи. Функции предлогов. | 1 | |||
146 | 2 | Ознакомление с наиболее употребляемыми предлогами. | 1 | |||
147 | 3 | Правописание предлогов с именами существительными | 1 | |||
148 | 4 | Правописание предлогов. Р.р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста | 1 | Развитие речи | ||
149 | 5 | Проверочная работа по теме «Предлоги» | 1 | Проверочная работа | ||
Проект - 1час | ||||||
150 | 1 | Проект «В словари – за частями речи» | 1 | Проект | ||
Контрольный диктант – 2 час | ||||||
151 | 1 | Контрольный диктант «Части речи» | 1 | Контрольный диктант | ||
152 | 2 | Контрольный диктант за курс 2 класса с грамматическими заданиями. | 1 | Контрольный диктант | ||
Повторение – 18 часов | ||||||
153 | 1 | Текст. Типы текстов | 1 | |||
154 | 2 | Типы текстов. Устное составление рассказа по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 | |||
155 | 3 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | |||
156 | 4 | Члены предложения | 1 | |||
157 | 5 | Связь слов в предложении | 1 | |||
158 | 6 | Слово и его лексическое значение | 1 | |||
159 | 7 | Однокоренные слова | 1 | |||
160 | 8 | Части речи и их грамматические признаки | 1 | |||
161 | 9 | Правильное написание слов разных частей речи | 1 | |||
162 | 10 | Правильное написание слов разных частей речи | 1 | |||
163 | 11 | Звуки и буквы | 1 | |||
164 | 12 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
165 | 13 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
166 | 14 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
167 | 15 | Правописание согласных по глухости – звонкости в корне слова и на конце слова | 1 | |||
168 | 16 | Правописание согласных по глухости – звонкости в корне слова и на конце слова | 1 | |||
169 | 17 | Правописание согласных по глухости – звонкости в корне слова и на конце слова | 1 | |||
170 | 18 | Правописание согласных по глухости – звонкости в корне слова и на конце слова, безударных гласных в корне слова | 1 | |||
Итого: 34 (уч. недели) х 5 ч (в неделю) = 170 ч, из них: контрольных диктантов – 2, проверочных диктантов – 3, проверочных работ – 9, проектов – 4, развитие речи -25 |
Лист корректировки поурочно-тематического планирования
Предмет Русский язык
Класс 2
Учитель Чигенова Раушан Хабылхаховна
2021-2022 учебный год
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | ||
в рабочей программе | фактически | по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...