Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными" | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
УМК | «Школа 2000» Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина | ||||
Класс | 1 | ||||
Тема урока | Написание слов с мягкими и твердыми согласными | ||||
Место урока в теме | 2-й урок по теме «Твердые и мягкие согласные звуки» | ||||
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных навыков и универсальных учебных действий, овладение новыми предметными умениями | ||||
Цели урока | Образовательные: Упражнять учащихся в применении усваиваемых знаний написания слов с мягкими и твердыми согласными в условиях решения учебных заданий. Развивающие: Создать условия для самоопределения учащихся, развивать умения планировать, оценивать результат и делать выводы. Воспитательные: Воспитывать культуру учебного труда, любовь к чтению. | ||||
Задачи урока | 1) Составить план действия по изучению данной темы. 2) Развивать умение различать мягкие и твердые согласные звуки [з] — [з']; [л] — [л']; [с] — [с']; [р] — [р'] в начале и середине слов. 3) Обратить внимание детей на то, что твердость и мягкость согласных на письме показывается с помощью идущих следом гласных букв. 4) Повторить деление слов на слоги и правила переноса, научиться различать деление слов на слоги от деления слов для переноса. 5) Тренировать в составлении предложений по данным схемам. 6) Оценить свою работу на уроке. | ||||
Планируемый результат | Предметные умения: Освоить способы определения мягкости и твердости согласных звуков, сформировать умение различать мягкие и твердые согласные звуки в начале и середине слов, научиться различать деление слов на слоги от деления слов для переноса и составлять предложения по данным схемам. Универсальные учебные действия: Личностные: формирование внутренней позиции школьника, развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывать свое мнение, считаться с мнением товарищей. С уважением относиться к точке зрения, отличной от собственной. Регулятивные: упражнение в составлении плана действий по выполнению задания, умению работать по предложенному плану и оцениванию результата своих действий. Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебник, делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: участие в работе парами, восприятие различных точек зрения и мнения других людей. | ||||
Межпредметные связи | «Литературное чтение», «Окружающий мир» | ||||
Повторение материала | Деление слов на слоги, перенос слов | ||||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки индивидуальные и для работы в парах. | ||||
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Необходимое оборудование |
1.Вводно-мотива-ционный | Формировать положительную учебную мотивацию. Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень! -Сейчас у нас урок русского языка. Как мы будем работать, чтобы достичь цели? -Какое слово здесь спряталось? (Слайд №1) -Я желаю вам сегодня получить такую отметку за урок. | -Мы будем работать дружно, внимательно слушать учителя, прислушиваться к мнению своих товарищей. -Пять. | Личностные -положительное отношение к школе и одноклассникам | Слайд №1 |
2.Актуализация знаний 1)Работа по слоговой таблице. (Слайд №2) 2) Игра «Кирпич – подушка» (Работа по карточкам по вариантам). 3) Выбор названия сказки. (Слайд №3) 4) Поставь на место звуки – соедини звуки со словами. (Слайд №4) | Стимулировать интерес учащихся к изучению темы. Повторить знания о мягких и твердых согласных звуках. | Мы начинаем урок русского языка и продолжаем работать над темой «Мягкие и твердые согласные звуки». А для этого нам надо вспомнить, какие звуки мы называем мягкими, а какие твердыми. -На уроке мы работаем с разной информацией. А на слайде №2 информация нам представлена в виде чего? -Объясните мне, как составлена таблица? -Какими буквами различаются пары букв? -Какими звуками они различаются? -Давайте продолжим ее составление. -На какие две группы можно разделить слоги? -Сейчас вы будете работать по карточкам. Договоритесь с соседом по парте, кто какую карточку возьмет.
-Четко назовите в словах первый звук. Если он звучит мягко, соедините слово с «подушкой». Если звук твердый, соедините слово с «кирпичом». -Проверьте у соседа. -Встаньте те ребята, которые чувствуют, что с заданием они успешно справились. -Почему вам легко было выполнять это задание? -Посмотрите на слайд и прочитайте, что там написано. -Выберите из трех названий название сказки. Напишите это название. -Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки. Назовите звуки. -Какие они? -Как вы это определили? Что вам помогло? - Какие согласные звуки ты еще можешь назвать? -Что ты знаешь о согласных звуках? -Рассмотрите слайд №4: до…ик …едведи, …аша. -На какие вопросы отвечают эти слова? -Какая буква присутствует во всех словах? -В каких словах буква «м» обозначает звук [м], а в каких [м']? -Где находится звук [м'] в слове «медведь»? -А в слове «домик»? -Вспомните, где мы вчера находили твердые и мягкие согласные? -А сегодня нам предстоит поупражняться находить эти согласные не только в начале, но и в середине слова. -Что мы повторили, выполняя все эти задания? | -В виде таблицы. -Гласными а-я, у-ю, ы-и, о-ё. - Мягкими и твердыми согласными звуками [з] — [з']; [л] — [л']; [с] — [с'], [р] — [р']. Дети работают самостоятельно по карточкам. Меняются карточками и проверяют друг у друга. -Хорошо умеем различать твердые и мягкие согласные звуки. -«Три медведя» -Три медведя. -Идущие следом гласные буквы. -Кто? Что? -Буква «м». Дети отвечают. -В начале слова. -В середине. -В начале слова. -Чем отличается твердый согласный звук от мягкого. | Познавательные -анализ -сравнение Коммуникативные -работа в парах Коммуникативные Познавательные | Слайд №2 Карточки Слайд №3 Слайд №4 |
3.Целеполагание. | Определить цели урока (сформулировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся). Составить план действий по изучению темы урока. | -Откройте учебник. Какую главу учебника мы начали изучать вчера? -На какой странице мы будем работать? -Что обозначает рисунок на полях? -Назовите еще раз тему урока и поставьте цель, чему мы должны будем научиться? -А теперь проанализируйте страничку 45 учебника. Какие задачи необходимо решить для достижения этой цели? Обратите внимание на согласные в выделенных парах букв в №17. -Это будет наша первая задача. -Рассмотрите знаки-помощники на с.46. Что они означают? С каким еще заданием нам придется работать? -Мы повторим деление слов на слоги. -Это будет наша вторая задача. - А также нам нужно будет повторить правила переноса и научиться различать деление слов на слоги от деления слов для переноса. -Это будет наша третья задача. -В парах посоветуйтесь и составьте план, по которому мы будем работать. (На наборном полотне выставляю карточки с записанными задачами, нужно расположить их по порядку). -Сделаем вывод, что же мы сейчас сделали? | -Твердые и мягкие согласные звуки. -На стр.45 и 46. -Мы продолжаем изучение темы, это второй урок. -Писать слова с мягкими и твердыми согласными. -Различать мягкие и твердые согласные звуки [з] — [з']; [с] — [с'], [з] — [з']; [л] — [л']; [д] — [д']; [р] — [р'] в начале и середине слов. - Мы «пойдем» в Музейный Зал и будем работать в парах. 1. Написание слов с мягкими и твердыми согласными. 2. Деление слов на слоги. 3. Перенос слов. -Поставили цель, определили задачи и составили план урока. | Познавательные -поиск информации -умение ориентироваться на страницах учебника Регулятивные -принятие и сохранение цели -постановка учебных задач Регулятивные -планирование Личностные Коммуникативные -коммуникация как сотрудничество | Учебник План в виде карточек на доске |
4. Работа над темой урока. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. 1) Работа над предложением. 2)Динамическая пауза. 3)Работа по учебнику. 4)Словарная работа Слайд №7. 5)Различение звуков [з]- [з'], [л]- [л'], [с]-[с'], [р] -[р']. 6)Динамическая пауза. 7)Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Учить различать мягкие и твердые согласные в начале и середине слов. Обратить внимание на то, что твердость и мягкость согласных на письме показывается с помощью идущих следом гласных букв. Проконтролировать умение учащихся использовать изученный материал. Формировать действия самоконтроля в самостоятельной работе. | -С чего начнём работу по нашему плану? -Какое слово загадала Маша? (Слайд №5) -Сейчас у нас будет письмо под диктовку. Запишем предложение: В домике жили три медведя. -Проверьте, правильно ли вы написали? (Слайд №6) -Начертите схему предложения. -Подчеркните все слова в предложении в соответствии со схемой. -Подчеркните все мягкие согласные звуки в каждом слове. -Как схематично мы обозначаем согласные звуки? -А как показываем, что он мягкий? -Какие гласные буквы показывают мягкость согласных? -Возьмите массажные мячики и помассируйте ладошки. -Игра «Мое имя» Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука. О С твердого согласного звука. С мягкого согласного звука. ' -Давайте снова посмотрим на страницу учебника и найдем №16. -Прочитайте стихотворение. Что в нем необычного? -К какому слову подходит схема: O'? (Слайд №7) -Знакомо ли вам это слово? -Прочитайте объяснение слова внизу страницы. -Где еще можно посмотреть информацию об этой птичке? -Я нашла в Интернете. Послушайте, а потом скажите, почему ее так назвали. -«Кулик-перевозчик или зуек это самый маленький куличок. Объемом тела он немного больше обыкновенного воробья, но на вид кажется крупнее его; спина, верхняя сторона крыльев, хвостик, шейка и головка серовато-коричневого цвета, с разными крапинками или узорами; перышки же на брюшке и под хвостиком и крыльями ярко-белые. Стоя на одном месте, он беспрестанно поднимает и опускает хвост. Зуйком, вероятно, назвал его народ по юркости и проворству, а может быть, и по крику, с которым он всегда летает над водою и который похож, если хотите, на учащенное произношение слова «зуй-зуй-зуй». Имя же перевозчика дано ему охотниками вследствие того, что он очень часто перелетает с одного берега на другой— речки, реки, пруда или озера. Если двое охотников идут по обоим берегам и своим приближением спугивают зуйка, то он будет повторять этот маневр, то есть перелет с одного берега на другой много раз, точно переправляется с одной стороны на другую. Зуек очень хорошо плавает». (6) -Что нового вы узнали об этой птичке? Почему ее так называют? -Составьте со словом зуй предложение по данной схеме. -Сколько слов в данном предложении? -Что обозначает в схеме 1 слово? 2? 3? 4? -Что значит, списать этот текст по законам стиха? Прочитайте объяснение внизу страницы. -Справа возле каждого слова покажите, какой звук обозначает начальная буква З: [з] или [з']. Проверка. -Произносите вначале слово, потом слог, потом звук: [з'абн'эт]- [з'а]- [з'] и т.д. -В каком слове есть два разных звука, обозначенных одной буквой З: [з] и [з']? 3) «Найди пару». (Работа по карточкам) -Сейчас вы снова будете работать самостоятельно. Соедините пары звуков цветными карандашами. -Проверьте у соседа. -Проверьте по слайду №8.
-Назовите неправильную пару. -Почему? Перед тобой пятерка братьев. Дома все они без платьев. А на улице зато Нужно каждому пальто. («Надеваем перчатки») 4)Выполнение упражнения 17 (Работа по образцу). -Произнесите выделенные пары букв. -Какими буквами они различаются? -Произнеси и послушай, какими звуками они различаются. -Это задание мы будем оценивать при помощи шкалы самооценки, на которой только два уровня: верхний и низкий, либо правильно, либо неправильно. -Выполните письменно по образцу: Сом [со], осёл [с'о]. -Сейчас мы проверим, что у вас получилось. Обозначьте на шкале, на каком уровне, верхнем или низком, как вы думаете, вы справились с заданием. Если вы думаете, что правильно выполнили задание, то поставьте крестик вверху, если считаете, что допустили ошибки, то внизу. Проверка. Сом, осёл; сойка, сёмга; заяц, зяблик; лось, клёст; какаду, индюк; слон, цыплёнок; верблюд, голубь; орёл, носорог. -Соотнесите ваши записи и мои и сделайте вывод о своей работе. -Встаньте те ребята, которые оценили себя правильно: не допустили ни одной ошибки и поставили крестик вверху. -По какому критерию вы себя оценивали? -Кому задание показалось трудным? -Над чем вам еще нужно поработать? Вот и выполнили первую задачу: на примере этих упражнений мы учились различать мягкие и твердые согласные звуки. -Сделаем вывод: с помощью чего показывается твердость и мягкость согласных звуков на письме? | -Нужно научиться писать слова с мягкими и твердыми согласными. -Письмо. В домике жили три медведя. ' -Я, е, ё, и, ю. -Все слова на букву З. -Зуй. -Зуй – маленькая птичка, обитающая у воды. -В энциклопедии, в Интернете… -Четыре. Дети называют. -Столбиком, каждую строчку начинать с большой буквы. Самостоятельная работа. -Зазяб. Дети выполняют задание, проверяют у соседа, а затем вместе с учителем по слайду. -[г] — [к']. Дети рисуют на полях шкалу. │ Дети отмечают + свой уровень. -По критерию правильности. -С помощью идущих следом гласных букв. | Познавательные -моделирование -знаково-символические действия Познавательные -смысловое чтение, извлечение необходимой информации -моделирование Познавательные -моделирование Коммуникативные - работа в парах Регулятивные -самоконтроль процесса и результатов деятельности Регулятивные -выполнение плана Познавательные -установление причинно-следственных связей -формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное Регулятивные -самоконтроль процесса и результатов деятельности | Слайд №5 Слайд №6 Учебник Слайд №7 Карточки Слайд №8 Учебник |
5.Применение полученных знаний. Освоение алфавита. Различение законов устной и письменной речи. | Продолжить формирование универсальных учебных действий. Учить различать деление слов на слоги от деления слов для переноса, то есть различать законы устной и письменной речи. | -Кто помнит, какую задачу мы ставили второй? Выполнение упражнения 18. -Что обозначает значок в правом углу? Чтение задания учителем. Первая группа выписывает 19 слов из первой группы букв алфавита «А-Ж», вторая – 15 слов из второй группы букв алфавита «З-Л». -Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам вам цифры с названием группы. Кому достанется цифра 1, «присоединяется» к Маше. Кому достанется цифра 2, «помогает» Мише. (Во второй группе работают более слабые ученики, так как первой группе надо выписать больше слов и обнаружить слова, которые нельзя перенести точно по слогам). -Поднимите руку, кто будет выписывать слова Маши, а теперь, кто будет выписывать слова Миши. -Прочитайте каждый свое задание. -Давайте составим план, по которому мы будем выполнять это задание. -При выполнении задания произносите название каждого животного по слогам. Если в названии животного один слог – записывайте в первый столбик, если два слога – во второй, если три слога – в третий. Слоги отмечайте дугами внизу. -Сейчас вы самостоятельно будете выполнять задание. Если потребуется помощь, я помогу. Индивидуальная помощь. Проверка работ в парах, затем коллективная. Чтение выписанных слов. -Кто помнит, какова была наша вторая задача? -Решили мы ее? -Сделайте вывод: как правильно разделить слова на слоги? -Кто обнаружил слова, которые нельзя перенести точно по слогам? (Слайд №9) -Почему именно в этих трех случаях нарушается принцип слогового переноса? Чтение правила в учебнике на с. 46. -Посмотрите, мы ставили одну из задач «повторить правила переноса и научиться различать деление слов на слоги от деления слов для переноса». Это задание как раз и было направлено на решение этой задачи. | -Повторить деление слов на слоги. -Мы возвращаемся на страницы 12-13 и работаем в парах. 1.Произнести слово по слогам. 2.Определить количество слогов. 3.Записать в нужный столбик. Самостоятельная работа. -Повторить умение делить слова на слоги. -Да. -Аист, енот, ехидна. -Слова делятся на слоги: а/ист, е/нот, е/хид/на. Гласный звук в каждом слове образует слог и обозначается буквой а или е. По правилам письма – нельзя оставлять одну букву на строчке. | Познавательные -работа с информацией Коммуникативные - работа в парах Регулятивные -планирование, Коммуникативные -коммуникация как сотрудничество (распределение работы с соседом по парте) Познавательные -выполнение действий по составленному алгоритму -анализ Коммуникативные - работа в парах Познавательные -сравнение Регулятивные -выполнение плана -удержание цели | Учебник Слайд №9 Учебник |
6.Рефлексия. | Сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. Учить оценивать свою работу на уроке. | -Давайте вернемся к плану нашего урока. -Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли ли мы этой цели? -Все ли поставленные задачи решили? Что нового узнали на уроке? Что показалось интересным? -Над чем еще надо поработать? -Какие прежние знания нам пригодились? -Рассмотрите следующую страничку в учебнике. Как вы думаете, на следующих уроках будем ли мы продолжать изучать эту тему? -Как вы можете оценить свою работу на уроке? Можете воспользоваться нашими подсказками на табличке: «Всё понял и могу помочь другим», «Понял, но требуется помощь учителя», «Ничего не понял». | Дети отвечают. | Регулятивные -выполнение плана
Личностные -положительное отношение к школе -самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности на уроке | План в виде карточек на доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс
Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Мягкие и твердые согласные", 2 класс
Проверочная работа позволит проверить знания детй по теме "Мягкие твердые согласные"....
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Твердые и мягкие соглассные звуки. Обозначение их на письме....
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Распознавание твердых и мягких согласных" УМК "Перспективная начальная школа"
Графическое проектирование урока русского языка в 1 классе, отслеживается деятельность учителя и ожидаемые действия обучающихся на каждом этапе урока...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка по теме: "Упражнение в различении мягких и твердых согласных звуков" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест...
Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм
Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения мягкости и твердости согласных на п...