Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК

«Школа 2000» Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Класс

1

Тема урока

Написание слов с мягкими и твердыми согласными

Место урока в теме

2-й урок по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков и универсальных учебных действий, овладение новыми предметными умениями

Цели урока

Образовательные: Упражнять учащихся в применении усваиваемых знаний написания слов с мягкими и твердыми согласными в условиях решения учебных заданий.

Развивающие: Создать условия для самоопределения учащихся, развивать умения планировать, оценивать результат и делать выводы.

Воспитательные:  Воспитывать культуру учебного труда, любовь к чтению.

Задачи урока

1) Составить план действия по изучению данной темы.

2) Развивать умение различать мягкие и твердые согласные звуки [з] — [з'];

[л] — [л']; [с] — [с']; [р] — [р'] в начале и середине слов.

3) Обратить внимание детей на то, что твердость и мягкость согласных на письме показывается с помощью идущих следом гласных букв.

4) Повторить деление слов на слоги и правила переноса, научиться  различать деление слов на слоги от деления слов для переноса.

5) Тренировать в составлении  предложений по данным схемам.

6) Оценить свою работу на уроке.

Планируемый результат

Предметные умения:

Освоить способы определения мягкости и твердости согласных звуков, сформировать умение различать мягкие и твердые  согласные звуки в начале и середине слов, научиться различать деление слов на слоги от деления слов  для переноса и составлять предложения по данным схемам.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника, развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывать свое мнение, считаться с мнением товарищей. С уважением относиться к точке зрения, отличной от собственной.

Регулятивные: упражнение в составлении плана действий по выполнению задания, умению работать по предложенному плану и оцениванию результата своих действий.

Познавательные:  формирование умения ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебник, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: участие в работе парами, восприятие различных точек зрения и мнения других людей.

Межпредметные связи

«Литературное чтение», «Окружающий мир»

Повторение материала

Деление слов на слоги, перенос слов

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки индивидуальные и для работы в парах.

Этап  

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Необходимое оборудование

1.Вводно-мотива-ционный

Формировать положительную учебную мотивацию. Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень!

-Сейчас у нас урок русского языка. Как мы будем работать, чтобы достичь цели?

-Какое слово здесь спряталось? (Слайд №1)

-Я желаю вам сегодня получить такую отметку за урок.

-Мы будем работать дружно, внимательно слушать учителя, прислушиваться к мнению своих товарищей.

-Пять.

Личностные

-положительное отношение к школе и одноклассникам

Слайд №1

2.Актуализация знаний

1)Работа по слоговой таблице. (Слайд №2)

2) Игра «Кирпич – подушка» (Работа по карточкам по вариантам).

3) Выбор названия сказки. (Слайд №3)

4) Поставь на место звуки – соедини звуки со словами. (Слайд №4)

Стимулировать интерес учащихся к изучению темы. Повторить знания о мягких и твердых согласных звуках.

Мы начинаем урок русского языка и продолжаем работать над темой «Мягкие и твердые согласные звуки». А для этого нам надо вспомнить, какие звуки мы называем мягкими, а какие твердыми.

-На уроке мы работаем с разной информацией. А на слайде №2 информация нам представлена в виде чего?

-Объясните мне, как составлена таблица?

-Какими буквами различаются пары букв?

-Какими звуками они различаются?

-Давайте продолжим ее составление.

-На какие две группы можно разделить слоги?

-Сейчас вы будете работать по карточкам. Договоритесь с соседом по парте, кто какую карточку возьмет.

 

-Четко назовите в словах первый звук. Если он звучит мягко, соедините слово с «подушкой». Если звук твердый, соедините слово с «кирпичом».

-Проверьте у соседа.

-Встаньте те ребята, которые чувствуют, что с заданием они успешно справились.

-Почему вам легко было выполнять это задание?

-Посмотрите на слайд и прочитайте, что там написано.

-Выберите из трех названий название сказки. Напишите это название.

-Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки. Назовите звуки.

-Какие они?

-Как вы это определили? Что вам помогло?

- Какие согласные звуки ты еще можешь назвать?

-Что ты знаешь о согласных звуках?

-Рассмотрите слайд №4:  до…ик  …едведи, …аша.

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Какая буква присутствует во всех словах?

-В каких словах буква «м» обозначает звук

[м], а в каких [м']?

-Где находится звук [м'] в слове «медведь»?

-А в слове «домик»?

-Вспомните, где мы вчера находили твердые и мягкие согласные?

-А сегодня нам предстоит поупражняться находить эти согласные не только в начале, но и в середине слова.

-Что мы повторили, выполняя все эти задания?

-В виде таблицы.

-Гласными а-я, у-ю, ы-и, о-ё.

- Мягкими и твердыми согласными звуками  [з] — [з'];

[л] — [л']; [с] — [с'], [р] — [р'].  

Дети работают самостоятельно по карточкам.

Меняются карточками и проверяют друг у друга.

-Хорошо умеем различать твердые и мягкие согласные звуки.

-«Три медведя»

-Три медведя.

-Идущие следом гласные буквы.

-Кто? Что?

-Буква «м».

Дети отвечают.

-В начале слова.

-В середине.

-В начале слова.

-Чем отличается твердый согласный звук от мягкого.

Познавательные

-анализ

-сравнение

Коммуникативные

-работа в парах

Коммуникативные

Познавательные

Слайд №2

Карточки

Слайд №3

Слайд №4

3.Целеполагание.

Определить цели урока (сформулировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся). Составить план действий по изучению темы урока.

-Откройте учебник. Какую главу учебника мы начали изучать вчера?

-На какой странице мы будем работать?

-Что обозначает рисунок на полях?

-Назовите  еще раз тему урока и поставьте цель, чему мы должны будем научиться?

-А теперь проанализируйте страничку 45   учебника. Какие задачи необходимо решить для достижения этой цели? Обратите внимание на согласные в выделенных парах букв в №17.

-Это будет наша первая задача.

-Рассмотрите знаки-помощники на с.46. Что они означают? С каким еще заданием нам придется работать?

-Мы повторим деление слов на слоги.

-Это будет наша вторая задача.

- А также нам нужно будет повторить правила переноса и научиться  различать деление слов на слоги от деления слов для переноса.

-Это будет наша третья задача.

-В парах посоветуйтесь и составьте план, по которому мы будем работать. (На наборном полотне выставляю карточки с записанными задачами, нужно расположить их по порядку).

-Сделаем вывод, что же мы сейчас сделали?

-Твердые и мягкие согласные звуки.

-На стр.45 и 46.

-Мы продолжаем изучение темы, это второй урок.

-Писать слова с мягкими и твердыми согласными.

-Различать мягкие и твердые согласные звуки  [з] — [з'];

 [с] — [с'], [з] — [з']; [л] — [л']; [д] — [д'];  [р] — [р'] в начале и середине слов.

- Мы «пойдем» в Музейный Зал и будем работать в парах.

1. Написание слов с мягкими и твердыми согласными.

2. Деление слов на слоги.

3. Перенос слов.

-Поставили цель, определили задачи и составили план урока.

Познавательные

-поиск      информации

-умение ориентироваться на страницах учебника

Регулятивные

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач

Регулятивные

-планирование

Личностные

Коммуникативные

-коммуникация как сотрудничество

Учебник

План в виде карточек на доске

4. Работа над темой урока.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

1) Работа над предложением.

2)Динамическая пауза.

3)Работа по учебнику.

4)Словарная работа

Слайд №7.

5)Различение звуков [з]- [з'], [л]- [л'], [с]-[с'], [р] -[р'].

6)Динамическая пауза.

7)Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Учить различать мягкие и твердые согласные в начале и середине слов. Обратить внимание на то, что твердость и мягкость согласных на письме показывается с помощью идущих следом гласных букв.

Проконтролировать умение учащихся использовать изученный материал. Формировать действия самоконтроля в самостоятельной работе.

-С чего начнём работу по нашему плану?

-Какое слово загадала Маша? (Слайд №5)

-Сейчас у нас будет письмо под диктовку. Запишем предложение: В домике жили три медведя.

-Проверьте, правильно ли вы написали? (Слайд №6)

-Начертите схему предложения.

-Подчеркните все слова в предложении в соответствии со схемой.

-Подчеркните все мягкие согласные звуки в каждом слове.

-Как схематично мы обозначаем согласные звуки?

-А как показываем, что он мягкий?

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласных?

-Возьмите массажные мячики и помассируйте ладошки.

-Игра «Мое имя»

Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука. О

С твердого согласного звука. 

С мягкого согласного звука. '

-Давайте снова посмотрим на страницу учебника и найдем №16.

-Прочитайте стихотворение. Что в нем необычного?

-К какому слову подходит схема: O'? (Слайд №7)

-Знакомо ли вам это слово?

-Прочитайте объяснение слова  внизу страницы.

-Где еще можно посмотреть информацию об этой птичке?

-Я нашла в Интернете. Послушайте, а потом скажите, почему ее так назвали.

-«Кулик-перевозчик или зуек это самый маленький куличок. Объемом тела он немного больше обыкновенного воробья, но на вид кажется крупнее его; спина, верхняя сторона крыльев, хвостик, шейка и головка серовато-коричневого цвета, с разными крапинками или узорами; перышки же на брюшке и под хвостиком и крыльями ярко-белые. Стоя на одном месте, он беспрестанно поднимает и опускает хвост. Зуйком, вероятно, назвал его народ по юркости и проворству, а может быть, и по крику, с которым он всегда летает над водою и который похож, если хотите, на учащенное произношение слова «зуй-зуй-зуй». Имя же перевозчика дано ему охотниками вследствие того, что он очень часто перелетает с одного берега на другой— речки, реки, пруда или озера. Если двое охотников идут по обоим берегам и своим приближением спугивают зуйка, то он будет повторять этот маневр, то есть перелет с одного берега на другой много раз, точно переправляется с одной стороны на другую. Зуек очень хорошо плавает». (6)

-Что нового вы узнали об этой птичке? Почему ее так называют?

-Составьте со словом зуй предложение по данной схеме.

-Сколько слов в данном предложении?

-Что обозначает в схеме 1 слово? 2? 3? 4?

-Что значит, списать этот текст по законам стиха? Прочитайте объяснение внизу страницы.

-Справа возле каждого слова покажите, какой звук обозначает начальная буква З: [з] или [з'].

Проверка.

-Произносите вначале слово, потом слог, потом звук: [з'абн'эт]- [з'а]- [з'] и т.д.

-В каком слове есть два разных звука, обозначенных одной буквой З: [з] и [з']?

3) «Найди пару». (Работа по карточкам)

-Сейчас вы снова будете работать самостоятельно. Соедините пары звуков цветными карандашами.

-Проверьте у соседа.

-Проверьте по слайду №8.

 

-Назовите  неправильную пару.

-Почему?

Перед тобой пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто. («Надеваем перчатки»)

4)Выполнение упражнения 17 (Работа по образцу).

-Произнесите выделенные пары букв.

-Какими буквами они различаются?

-Произнеси и послушай, какими звуками они различаются.

-Это задание мы будем оценивать при помощи шкалы самооценки, на которой только два уровня: верхний и низкий, либо правильно, либо неправильно.

-Выполните письменно по образцу:

Сом [со], осёл [с'о].

-Сейчас мы проверим, что у вас получилось.

Обозначьте на шкале, на каком уровне, верхнем или низком, как вы думаете, вы справились с заданием. Если вы думаете, что правильно выполнили задание, то поставьте крестик вверху, если считаете, что допустили ошибки, то внизу.

Проверка.

Сом, осёл; сойка, сёмга; заяц, зяблик; лось, клёст; какаду, индюк; слон, цыплёнок; верблюд, голубь; орёл, носорог.

-Соотнесите ваши записи и мои и сделайте вывод о своей работе.

-Встаньте те ребята, которые оценили себя правильно: не допустили ни одной ошибки и поставили крестик вверху.

-По какому критерию вы себя оценивали?

-Кому задание показалось трудным?

-Над чем вам еще нужно поработать?

Вот и выполнили первую задачу: на примере этих упражнений мы учились различать мягкие и твердые согласные звуки.

-Сделаем вывод: с помощью чего показывается твердость и мягкость согласных звуков на письме?

-Нужно научиться

писать слова с мягкими и твердыми согласными.

-Письмо.

В домике жили три медведя.

'

-Я, е, ё, и, ю.

-Все слова на букву З.

-Зуй.

-Зуй – маленькая птичка, обитающая у воды.

-В энциклопедии, в Интернете…

-Четыре.

Дети называют.

-Столбиком, каждую строчку начинать с большой буквы.

Самостоятельная работа.

-Зазяб.

Дети выполняют задание, проверяют у соседа, а затем вместе с учителем по слайду.

-[г] — [к'].  

Дети рисуют на полях шкалу.

Дети отмечают + свой уровень.

-По критерию правильности.

-С помощью идущих следом гласных букв.

Познавательные

-моделирование

-знаково-символические действия

Познавательные

-смысловое чтение, извлечение необходимой информации

-моделирование

Познавательные

-моделирование

Коммуникативные

- работа в парах

Регулятивные

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные

-выполнение плана

Познавательные

-установление причинно-следственных связей

-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Регулятивные

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Слайд №5

Слайд №6

Учебник

Слайд №7

Карточки

Слайд №8

Учебник

5.Применение полученных знаний.

Освоение алфавита. Различение законов устной и письменной речи.

Продолжить формирование универсальных учебных действий. Учить различать деление слов на слоги от деления слов  для переноса, то есть различать

законы устной и письменной речи.

-Кто помнит, какую задачу мы ставили второй?

Выполнение упражнения 18.

-Что обозначает значок в правом углу?

Чтение задания учителем. Первая группа выписывает 19 слов из первой группы букв алфавита «А-Ж», вторая – 15 слов из второй группы букв алфавита «З-Л».

-Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам вам цифры с названием группы. Кому достанется цифра 1,  «присоединяется» к Маше. Кому достанется цифра 2, «помогает» Мише. (Во второй группе работают более слабые ученики, так как  первой группе надо выписать больше слов и обнаружить слова, которые нельзя перенести точно по слогам).

-Поднимите руку, кто будет выписывать слова Маши, а теперь, кто будет выписывать слова Миши.

-Прочитайте каждый свое задание.

-Давайте составим план, по которому мы будем выполнять это задание.

-При выполнении задания произносите название каждого животного по слогам. Если в названии животного один слог – записывайте  в первый столбик, если два слога – во второй, если три слога – в третий. Слоги отмечайте дугами внизу.

-Сейчас вы самостоятельно будете выполнять задание. Если потребуется помощь, я помогу.

Индивидуальная помощь.

Проверка работ в парах, затем коллективная.

Чтение выписанных слов.

-Кто помнит, какова была наша вторая задача?

-Решили мы ее?

-Сделайте вывод: как правильно разделить слова на слоги?

-Кто обнаружил слова, которые нельзя перенести точно по слогам? (Слайд №9)

-Почему именно в этих трех случаях нарушается принцип слогового переноса?

Чтение правила в учебнике на с. 46.

-Посмотрите, мы ставили одну из задач «повторить правила переноса и научиться  различать деление слов на слоги от деления слов для переноса». Это задание как раз и было направлено на решение этой задачи.

-Повторить деление слов на слоги.

-Мы возвращаемся на страницы 12-13 и работаем в парах.

1.Произнести слово по слогам.

2.Определить количество слогов.

3.Записать в нужный столбик.

Самостоятельная работа.

-Повторить умение делить слова на слоги.

-Да.

-Аист, енот, ехидна.

-Слова делятся на слоги: а/ист, е/нот, е/хид/на. Гласный звук в каждом слове образует слог и обозначается буквой а или е. По правилам письма – нельзя оставлять одну букву на строчке.

Познавательные

-работа с информацией

Коммуникативные

- работа в парах

Регулятивные

-планирование,

Коммуникативные

-коммуникация как сотрудничество (распределение работы с соседом по парте)

Познавательные

-выполнение действий по составленному алгоритму

-анализ

Коммуникативные

- работа в парах

Познавательные

-сравнение

Регулятивные

-выполнение плана

-удержание цели

Учебник

Слайд №9

Учебник

6.Рефлексия.

Сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. Учить оценивать свою работу на уроке.  

-Давайте вернемся к плану нашего урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Все ли поставленные задачи решили? Что нового узнали на уроке? Что показалось интересным?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие прежние знания нам пригодились?

-Рассмотрите следующую страничку в учебнике. Как вы думаете, на следующих уроках будем ли мы продолжать изучать эту тему?

-Как вы можете оценить свою работу на уроке? Можете воспользоваться нашими подсказками на табличке:

«Всё понял и могу помочь другим»,

«Понял, но требуется помощь учителя»,

«Ничего не понял».

Дети отвечают.

Регулятивные

-выполнение плана

 

Личностные

-положительное отношение к школе

-самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности на уроке

План в виде карточек на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Мягкие и твердые согласные", 2 класс

Проверочная работа позволит проверить знания детй по теме "Мягкие  твердые согласные"....

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Распознавание твердых и мягких согласных" УМК "Перспективная начальная школа"

Графическое проектирование урока русского языка в 1 классе, отслеживается деятельность учителя и ожидаемые действия обучающихся на каждом этапе урока...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка по теме: "Упражнение в различении мягких и твердых согласных звуков" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест...

Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на п...