Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: «Лексическое значение слова» по УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во втором классе (УМК "Школа России") . Тема урока: "Лексическое значение слова" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskoe_znachenie_slova_2_klass.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему:
«Лексическое значение слова»
по УМК «Школа России»
Учитель: Лядвик Т.Н.
Тема: «Что такое лексическое значение слова»
Дата: 01.10.2019г
Класс: 2
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности .
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
2. Психологический настрой.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.
-классная работа.
II. Чистописание
- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с греческого языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
- Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.
1. Чч Щщ
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
- Какая орфограмма нам известна с этими буквами?
Ча ча Чу чу Ща ща щу щу
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.
- Составьте предложение из слов, запишите его.
– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IV. Постановка учебной задачи
Работа в парах:
А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.
-У вас на столах лежит карточка под №1
В каждом ряду вам необходимо найти «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.
М | Я | Д | С | Ю | К | Е |
М | Е | Д | Р | Ю | Н | Е |
Л | Я | Д | Р | И | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | А |
М | Я | К | Р | Ю | Н | Е |
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла?
Какую вы перед собой поставите цель?
Я хочу узнать…… ( что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В словаре Ожегова дано следующее определение.
- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
Чтение подготовленным учеником стихотворения И.Токмаковой «Плим».
Действительно ли мальчик, герой стихотворения, придумал новое слово?
- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Игра «Отгадай слово»
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)
- Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)
- Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой же можно сделать вывод?
- Прочтите правило с.43
Фронтальная работа.
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
Упр.48 (устно).
Запишите одну из групп.
Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
-Назовите лексическое значение этого слова (учебник стр. 42)
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.
Записать ответы на доске и в тетрадях:
-Как ласково назвать берёзу? (берёзка)
-Как называют сок берёзы? (берёзовый)
-Лес из берёз? (березняк)
-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
-подчеркните во всех этих словах букву Е
- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?
Физминутка.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.
В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.
Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.
Работа в парах.
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | баловаться | |
Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | ленивый | |
Вести себя безобразно-(что делать?)… | пожилой | |
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | трудолюбивый | |
Очень весёлый человек- (какой?)… | жизнерадостный |
Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.
Диск. Работа на интерактивной доске:
1. ___________- первый месяц весны.
2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.
3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.
4. ___________ - тот, кто учится в школе.
5. ___________ - плод с яблони.
6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.
Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
Продолжите предложения:
Материал урока был…..
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
Возьмите сигналы для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка
Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка
Если тема показалась для вас трудной – красная совушка
VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п
По выбору – записать лексическое значение одного слова из упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: "Раздельное написание предлогов. Контрольная работа" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний по теме предлог; совершенствование умения писать предлоги с другими словами раздельно;Планируемыерезультаты:Предметные:знать: что такое предло...