Урок русского языка во 2кл по теме "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Конспект урока во 2 кл по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Субарь Валентина Фёдоровна

Предмет________Русский язык

Класс 2

Автор  Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина  УМК «Перспектива»

Тема урока  «Имя существительное»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи.

Задачи:

1) научить распознавать имена существительные в тексте и речи, различать одушевлённые и неодушевлённые имена

2) определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

3) обогатить речь детей словами - названиями инструментов;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику для 2 кл, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., карточки индивидуальные, игра (домики, слова), дерево, яблочки, цветочки, листики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. Орг мом.

Настрой на урок

Встали дружно,

Повернулись и друг другу улыбнулись,

Тихо сели, ножки вместе.

Спинки ровно, и к уроку всё готово

Выполняют всё за словами учителя

  1. Актуализация знаний

                а)чистописание

б) работа с однокоренными словами

Написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.

— Посмотрите на доску. Что там написано? Прочитайте.

— Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке?

— Что вы знаете про этот звук?

— Какой буквой обозначается этот звук?

-На минутки чистописания мы напишем букву эр заглавную в соединении с эр строчной.

— Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

— Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.

Запишите число, классная работа.

— Прочитайте скороговорку вслух.

— Что можно сказать о словах в этом предложении?

-Какие слова называются однокоренные?

 — Спишите скороговорку, выделите корень в однокоренных словах

( Проворонила ворона воронёнка.)

Это скороговорка, предложение.

Согласный звук [р].

Согласный, непарный, звонкий

Буквой эр.

Рр

21марта.

Классная работа.

( Это однокоренные слова.)

Слова имеющий один и тот же корень

  1. Постановка учебной задачи.

(фронтальная работа)

Поиграем в игру «Где живёт слово» ( На доске домики на них написано Предмет, Признак предмета, Действие предмета, под домиками вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делать? Что сделать?

Вы берёте(листочек) на нем написано слово, читаете его, задаёте к нему вопрос и заселяете в нужный домик

Слова: цапля, красивый, удивить, девочка, солнечная, ветер, весеннее, гнездо, дружить, горячие

Как называются в русском языке данные слова ?

  • Как называются в русском языке данные слова ?
  • Что такое части речи?  
  • У частей речи есть названия и сегодня на уроке мы узнаем как называется одна из частей речи. Если вы внимательно посмотрите сказку.

Просмотр сказки (если нет возможности посмотреть сказку, тогда её можно прочитать. Приложение1)

-  Как называется часть речи о которой шла речь в сказке?

 - Это и есть наша тема урока

(прикрепляется табличка)

  • На какие вопросы отвечают слова имени существительного?
  • Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?
  • Существительные которые отвечают на вопрос кто? Как называются?
  • -Существительные, которые отвечают на вопрос что?  Как называются?

Предмет

Кто? Что?

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое? Какие?

Действие предмета

Что делать?

Что сделать?

-Части речи

Рассказывают правило (с.75 учебника)

Имя существительное

 Кто? Что?

Предмет

Одушевлёнными

Неодушевленные

  1. Закрепление нового знания

(работа в паре у доски)

По электронному приложению

Задание распределить сущ-е  по группам: одушевлённые, неодушевлённые

Работа по учебнику

- упр 100 стр 77(с комментированием у доски)

- упр 101 стр 77(с комментированием с места)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Прочитайте текст и впишите на место пропусков слова для выбора. Озоглавьте текст.

Самостоятельно вставьте  имена существительные в предложения.

«Наступила ранняя  ____________  . Пригрело ласковое _____________ .

Тает последний __________ .Побежали шумные ______Появились чёрные _______ .  _________ запел свою весеннюю _____________ .»

Слова для выбора: солнышко, снег, проталины, весна, ручьи, скворец, песенку, тёплая.

-Какое слово лишнее?Почему?

Наступила ранняя весна . Пригрело ласковое солнышко .

Тает последний снег .Побежали шумные  ручейки. Появились чёрные проталины .  Скворец запел свою весеннюю песенку.

Тёплая,отвечает на вопрос какая?, остальные слова отвечают на вопросы кто?что?

  1. Рефлексия

Игра «Да-нет»

Имя существительное - это часть речи?

Имена существительные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

Имена существительные обозначают признак предмета?

Имена существительные обозначают предмет?

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными?

-Сформулируйте правило что такое имя существительное.

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Имя существительное –это часть речи которая отвечает на вопрос Кто? Что? Обозначает предмет.

Имена сущ. бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

  1. Д/з

Разгадать кроссворд по теме «Имя существительное»

  1. Итог урока

Оцените себя: на дерево прикрепите яблоко-всё понял, всё удалось

- цветок-нужно поработать

- листик-много трудностей

Самооценка

Приложение1

Сказка

Собрались как-то на площади перед дворцом, у Королевы речи, слова, отвечающие на вопрос кто? что? Стали они рассуждать: какое бы нам одно для всех название придумать?

- Первыми выступили слова-предметы. Нас очень много, нас можно потрогать, увидеть, мы существуем, мы есть на самом деле. Давайте назовем всех нас вещами или предметами.

-Остальные слова занервничали, заволновались и вперед вышли слова – явления природы. Нас хоть и не всегда можно потрогать, но зато нас можно увидеть и ощутить, попробуйте не почувствовать жару или лютый холод, так, что мы тоже существуем на самом деле, но мы не хотим называться ни вещами, ни предметами.

-За ними выступили слова-события. И мы существуем, потому что случаемся в жизни людей. Куда бы делись люди без встреч, без праздников и юбилеев.

-А потом пришел черед заявить о себе словам - чувствам. А мы, разве не существуем? Ведь человек все время что-нибудь чувствует: радость, обиду, печаль.

Так что, мы считаем себя самыми главными словами.

Долго бы еще спорили слова, если бы на балконе своего роскошного дворца не появилась Королева речи. Она сказала: «Зачем спорить? Ведь вы все одинаково важны и нужны. Я поняла, что вы все существуете на самом деле. Вот и назовите себя одним именем «Существительные».

Поблагодарили слова мудрую Королеву и с тех пор стали называться именами существительными.


Приложение 2

Прочитайте текст и впишите на место пропусков (существительные)  из слов для выбора . Озоглавьте текст.

______________________________

Наступила ранняя  _______________. Пригрело ласковое ______________ . Тает последний _______________  .Побежали шумные ______________ . Появились чёрные ____________________ . ______________ запел свою весеннюю _______________ .

Слова для выбора: солнышко, снег, проталины, весна, ручьи, скворец, песенку, тёплая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наступила ранняя ______ . Пригрело ласковое ______. Тает последний _____. Побежали шумные __________ . Появились чёрные ________ . _________ запел свою весеннюю ________. Слова для выбора: солнышко, проталины, весна, ручьи, скворец, песенку, тёплая

Слайд 3

Наступила ранняя весна . Пригрело ласковое солнышко . Тает последний снег . Побежали шумные ручьи . Появились чёрные проталины . Скворец запел свою весеннюю песенку . Слова для выбора: солнышко, проталины, весна, ручьи, скворец, песенку, тёплая

Слайд 4

Игра „Да-нет“ Имя существительное - это часть речи? Имена существительные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Имена существительные обозначают признак предмета? Имена существительные обозначают предмет? Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...