Технологическая карта урока«Спряжение глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока«Спряжение глагола».

Русский язык,. УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vvedenie_glagola.docx86.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык,. УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс

4 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Технология деятельностного метода; технология проблемного диалога; технология целеполагания.

Тема

«Спряжение глагола»

Цель

Создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов.

Основные термины, понятия

 «1-е спряжение глагола», «2-е спряжение глагола»,глаголы –исключения.

Планируемый результат

Предметные умения

Уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Личностные УУД:

уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:принимать  и  сохранять  учебную  задачу,  планировать  своидействия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  ее  реализации; учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в  учебном  материале; осуществлять  контроль  под  руководством  учителя  и  самостоятельно;  вносит необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки  и учета  характера  сделанных  ошибок;  принимать  участие  при  работе  в  парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и  информацию,  полученную  на  уроке;  кодировать  и  перекодировать информацию  в  знаково-символической  или  графической  форме;  делать  выводы  о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД:

уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и понимать  речь  других;  принимать  участие  в  работе  парами,  используя  речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная (беседа, фронтальный опрос), индивидуальная(работа с учебником, практическая работа.), работа в парах.

Книгопечатная продукция

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебник «Русский язык»

Иванов С. В. Кузнецова М. И. Учебник «Русский язык»

Технические средства обучения

Образовательные ресурсы, интернет сайты: «Русский язык»


Дидактические задачи этапов урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

создать условия для актуализации знаний учащихся.

3

Выявление места и причины затруднения

создать условия для обсуждения затруднения

4

Построение проекта выхода из затруднения

создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения

5

Реализация построенного проекта

организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.

8

Включение в систему знаний и повторение

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные: - нацелить на успешную деятельность;

Познавательные: - самоконтроль Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

-формирование положительного отношения к учению.

-Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, друг друга.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Познавательные: - переработка, использование информации для решения учебных ситуаций - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - умение защищать свою точку зрения. Регулятивные: - участие в учебном диалоге.

Словарная работа

 -  Расшифруйте  анаграммы.  Запишите слова. ИИДТ      ЛАЕЛЯ        ЕЙГОР       ЯРЗА Проверка.

 - Какие слова записали?  

- Какое слово лишнее в этом ряду?

 -Почему?  

 -  О  какой  части  речи  пойдет  разговор  на уроке?  

- Сегодня вы узнаете о нем что-то новое. Но  для  этого  вам  необходимо  вспомнить все, что уже знаете о глаголе.

Что же может рассказать о себе глагол?

Записывают слова.(по шкале оценивают свой результат №1)

 - Идти, аллея, герой, заря.  

- Идти.

 - Это глагол, все остальные слова – существительные.

 - О глаголе.

Выявление места и причины затруднения

Познавательные:умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;

Регулятивные: - умение ставить цель деятельности, определять пути её достижения; - участвовать в учебном диалоге;Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли и знания  в соответствии с задачами.

Предлагаю заполнить карточку « Я глагол»

-Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.(слайд 2)

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. вид
  6. спряжение

Работа в парах(по шкале оценивают свой результат №2)

Глагол - самостоятельная часть речи.

 - обозначает действие;

- отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

- в предложении чаще всего бывает

 сказуемым;

 -  не с глаголами пишется отдельно;

- перед глаголами никогда не пишется предлог; -изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам            

6 признак не выяснили (возникло  затруднение)

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные:умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы;

умение осознавать ответственность за общее дело;

Личностные: умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цель урока.   ( доска)

 -

Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?

Тема урока: Новый признак  глагола.

 - Узнать, как называется  новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.

Составление плана.

1.  Наблюдать

2.  Сделать вывод

 3.  Проверить вывод

 4.  Применить (знания)

Реализация построенногопроеект

Познавательные: применение знаний на практике

Регулятивные: - сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.;

Личностные: осознавать качество полученного материала.

Назовите лишнее слово из анаграммы,

Какой частью речи является?

Перед вами проблемная ситуация.(слайд 3)

Проблемная ситуация.

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
  2. Как изменяется глагол?
  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по аллее.

Ты __________________ по аллее.

Он ________________ по аллее.

Мы _________________ по аллее.

Вы _______________ по аллее.

Они _________________ по аллее.

- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.

- Как думаете, как он называется?

(Придумайте название сами.)

        

- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?

- Как же называется новый грамматический признак?

- Что такое спряжение?

Назовите тему урока!?

Внимательно проанализируйте страницу 81 в учебнике, что вы можете сказать о спряжение?

- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о нем …(слайды 4-5)

        Жили-были глагольчики-У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.

        Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон.

        А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками

Дети работают в парах с табличкой, затем проверяем по эталону.

Я иду по аллее.

Ты идешь по аллее.

Он идет по аллее.

Мы идем по аллее.

Вы идете по аллее.

Они идут по аллеею

(по шкале оценивают свой результат №3)

Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.

В учебнике прочитать правило на стр.81

«Спряжение глагола»

- Изменение по лицам и числам.

Учащиеся слушают сказку.

: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города.

        С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому?

- Тогда к  какому же спряжению относится глагол «идти».

- Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Вывод:

- К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё).

-Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И.

-К 1 спряжению.

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Познавательные:Первичная проверка усвоенных знаний.

Регулятивные: уметь оценивать, контролировать, корректировать свои умения.

Личностные: осознавать качество закрепленного материала.

Запишите глаголы в два столбика:(слайд 6)

глаголы 1-го спряжения

глаголы 2-го спряжения

Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.

- Работать будем с комментированием.

Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

(по шкале оценивают свой результат №4)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Творческая работа(слайд 7)

 -Откуда эти строки?

Кто написал басню?

- Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.  

Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .

Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.

- Определите спряжение глаголов, выделите окончания

Отвечают на вопрос учителя.  

Плутовка к дереву на цыпочках подходит (2спр.,),вертит(2спр., хвостом, с вороны глаз не сводит(2 спр.).

  Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях

(по шкале оценивают свой результат №5)

Включение в систему знаний и повторение

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений о понятиях;

- доказательство

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- различение способа и результата действия,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки,

- выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усеваемого знания.

Составить алгоритм « Как определить спряжение глагола?»(слайд 8)

Составление алгоритма, рассуждение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

Тест (слайды 9 -10)

- Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Тест

1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

    А. склонение

    Б. спряжение

2. Что называется спряжением?

А. изменение глагола по падежам

Б. изменение глагола по лицам и числам

    В. изменение глагола по родам и числам

3.Глагол «лежит»

     А. I спряжения

Б. II спряжения

  1. Глагол «растёт»

     А. I спряжения

Б. II спряжения

Проверка.

- Поставьте себе отметку за тест.

- Сравните отметки за работу на уроке и за тест.

- У кого одинаковые результаты?

- Вы подтвердили свои знания выполненным тестом.

- У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке?

- А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке?

(слайд 11)

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Что узнали об этом признаке?

Выучить правило на стр. 81

выполнить упр. 167 с. 82

Выполняют.

1.б

2.б.

3.б

4.а

Проверяют.

Отвечают, слушают, дополняют друг друга.

Записывают задание в дневники.

- адекватная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи"

Главная проблема урока : Глагол как часть речи....

Технологическая карта по теме Глагол 2 класс

Научно-методическая разработка по теме "Глагол" с презентацией (к учебнику Климановой Л.Ф.) УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"

ФИО учителяЛашина Анна НиколаевнаКласс4 БУМКУМК «Гармония»Тема урокаСпряжение глаголовТип урокаУрок рефлексииМесто урока в изучаемой теме4 урок изучение темы «Спряжение»ЦельСоздать условия для усвоени...

Технлогическая карта урока: Спряжение глаголов 4 класс

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема урока: Спряжение глаголов...

Технологическая карта русского языка «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов",4 класс.

Технолоическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глаголов", 4 класс, УМК "Школа России". Технологическая карта разработана  в соответствии с ФГОС НОО....