РАБОТА НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
статья по русскому языку (3, 4 класс)

Чувилина Валентина Анатольевна

Особенности работы по обучению правописанию слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением.

Шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи

Упражнения  по типу заданий: списывание, диктанты, творческие упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_bezud.gl_._v_korne_statya.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по русскому языку по теме

РАБОТА НАД  ПРАВОПИСАНИЕМ  БЕЗУДАРНЫХ  ГЛАСНЫХ  В КОРНЕ СЛОВА

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако, и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с написанием слов с безударными гласными в корне.

Анализ контрольных работ показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых ударением. Известно немало приёмов работы над этой темой, но, как свидетельствует практика, некоторые учителя используют их от случая к случаю, недостаточно проводят тренировочных упражнений или эти упражнения однотипны. И, в конечном счёте, навык грамотного письма не вырабатывается. Надо понимать, что развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта особое место отводится «деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях», идёт обучение трём способам проверки правописания слов: «изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря». Необходимо развивать у каждого ребёнка способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка.

Различают три типа ошибок на правописание безударных гласных: правописание безударных гласных, проверяемых ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся безударных гласных. Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно выделять корень, не могут правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития.

Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы научить производить структурный анализ и анализ смысловой.

        Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:

а) понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т.п.;

б) анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы – в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;

в) фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее – решение орфографической задачи по алгоритму.

Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.

. Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, т.е. зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно и т.п.

Итак, знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации и естественно, что коммуникативно целесообразен каждый ее принцип.

Особенности работы по обучению правописанию слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением.

В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших школьников встречаются ошибки, вызванные неумением учащихся найти объект правила (ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал сметану – лез, посидел на скамейке – сед.

Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:

- Что надо проверять?

( Проверять надо безударную гласную.)

- Где надо проверять?

(Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.)

-Как надо проверять?

(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.)

-Чем надо проверять?

(Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.)

В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки.

Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Ребёнка важно научить:

– ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

– устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;

– осуществлять орфографический самоконтроль.

Существует  шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить её вид.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Алгоритм проверки безударной гласной корня.

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

     Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие орфографического материала. Без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографического навыка будет проходить медленно.

Поскольку обучение правописанию слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80 % площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражнения предусматривают не только практическое действие – письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами.

Мною разработан комплекс упражнений, направленных на развитие у детей навыка правописания слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением, на развитие орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи письма, а также на развитие речи учащихся и их творческих способностей.

Все упражнения были разбиты на группы по типу заданий: списывание, диктанты, творческие упражнения.

I группа упражнений. Списывание.

Задание № 1

Прочитай предложения. Спиши, вставляя пропущенные буквы,  подбери и запиши проверочные слова.
1
. Пришла в..сна. Стало т..пло. Пот..кли ручейки. В..да зал.ла тр.пинки. Вот цв..ты.  У зв.рей р.дились д..тёныши. В тр..ве шуршат …жи.

2. У нас во дв…ре ж…вут к…ты. Вон два л..жат на тр..ве. Третий с..дит на дер…ве. Скр…пит дв…рная п..тля. Вот и четвёртый.

3. В наших л..сах ж..вут б..бры и кр..ты. Можно увидеть л..су. У нас нет сл..нов и н..сорогов.

4. Пт..нцы с..дят в гн..зде. Они п..щ..т. Малыши х..тят есть. Мама л..тит к ним. Она несёт ч..рв..чка. Птичка сп..шит нак..рмить д..тей.

5. На б..регу р..ки ст..ит с..сна. З…мой и л..том она з..лёная. Среди к..рней в..дна н..ра кр..та. Он ж..вёт под з..млёй.

Задание № 2

Списать. Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить.

 
1.Кто пчеле подарит мед?

   Кто на солнышке цветет?

   И головкою цветной

   Нам качает в летний зной? (Цветок)

2.Хожу - брожу не по лесам,

   А по усам, по волосам.

   И зубы у меня длинней,

   Чем у волков и медведей. (Гребешок)

3. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

4. Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает. ( Дерево)

5. С бородой, а не мужик,

    С рогами, а не бык.( Козёл)

6. В небе молния сверкает,

    Гром в раскатах громыхает,

    Клонится к земле лоза,

    Начинается ....( Гроза)

Задание № 3

Найдите все (проверяемые и непроверяемые) безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

(Н. Некрасов.)

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

(Е. Авдеенко.)

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

(А. Фет.)

Задание № 4

Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

Задание № 5 Прочитайте.

Сп..шит, зал..вает, к..лючий, в..твистый;

В..ликан, п..левой, г.ристый, гр..зовая;

Уг..сает, выгл..дит, бр..тишка, гр..знуля.

Определите, какой части речи нет в первой и второй цепочках.

Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки.

Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

Задание № 6

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное:

После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

II группа упражнений. Диктанты.

Задание № 1

Дождливый денёк. Плохо без зонта или плаща. Во дворе полно воды. Тихо кругом. Улетели из садов грачи и дрозды. Наступила холодная осень.

Выпиши из диктанта слова с безударной гласной, проверяемой ударением, подбери проверочное слово.

Задание №2  Вставь пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

1. Д.ждливый, св.стетъ, ст.лъной, пл.сатъ, зв.нок, пл.довитый, скр.петъ, с.деть на стуле.

2. Пч.ла, с.стра, р.ка, б.льшая, посп.ватъ, ств.лы, т.чёт, л.жат.

3. Гр.бешок, т.шина, гр.бы, стропа, гродской, м.лодой, п.сателъ, ст.ял.

4. К.са, к.лосья, з.рно, гн.здо, в.сло, в.дро, про д.ревья.

5. Д.лёкий, н.чная, т.желая, ч.рвивое, сл.ды, ст.пной, г.лоса, гр.бешок.

6. Поб.жала, обл.тел, созр.вает, тр.пинка, прив.ла, ст.ит, п.щат.

7. В.сною, л.тит, пос.дила, сп.шитъ в школу, зап.ватъ песню, пол.скатъ бельё, б .р.да, в.селилась.

Задание № 3

Желтеет листва на рябине перед моим окном. Земля покрылась цветным ковром. По ночам бывают холода. Часто идут дожди. Под ногами лужи и грязь. Скоро зима. На деревьях в саду висят кормушки. Птички могут не бояться голода.

Выпиши слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подбери проверочные слова.

Задание № 4

В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветках деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи. Бобры строят свои дома-хатки на реке.

Подчеркни безударные гласные в корне, проверяемые ударением, устно подбери проверочные слова.

III группа упражнений. Творческие упражнения.

Задание № 1

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

Задание № 2 Замени одним словом.

Холодное время года – …  зима

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе – …

Составь с любым словом предложение и запиши его.

Задание № 3

Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов.

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый.

Задание № 4

Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Говорить дерзости –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести посадку –

          Таким образом, можно сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей, которые можно преодолеть при помощи указанных выше упражнений, наглядности, игровых моментов, систематической работы над темой в течение всего учебного года. От умений школьников быстро и правильно производить разбор слов по составу, определять в сопоставляемых словах корень, устанавливать безударную гласную, подбирать проверочное слово, соотносить написание гласной в корнях проверочного и проверяемого слов, во многом зависит уровень сформированности навыка правописания.

Список используемой литературы:

1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. – 2008, №4.

2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 2007.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1999.

4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне // Начальная школа. – 2007, №2.

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 2006.

6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. – 2006, №4.

7. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – Изд. «Знание» – М., 1997.

8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. – 2001, №1.

9. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию // Начальная школа.-1991, №11.

10. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

11. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1963, №5.

12. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008, №3.

13. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов //Начальная школа. – 2008, №2.

14. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 2010.

15. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. –2009, №8.

16. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе. – М., 1997.

17. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 2001.

18. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 2002.

19. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа. – 2008, №11.

20. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982.

21. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа. 2003, №5.

22. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. –1998, №12

23. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

24. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии // Начальная школа. – 2006, №9.

25. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальник школа. – 2009, №6.

26. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка // Начальная школа. – 2009, №1.

27. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.

28. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. – 2008, №1.

29. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. – 2010, №1.

30. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 2009.

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова

2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...

3 класс работа с корнем слова

упражнения для нахождения корня в словах...