Памятка для учащихся начальной школы "Работа над ошибками"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Ломайчикова Галина Сергеевна

Памятка содержит рекомендации, которые помогают учителю организовать процесс обучения русскому языку через самостоятельную работу учащихся над собственными ошибками. Памятка предназначена для работы на уроках русского языка и при выполнении домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rno_3-4_klass.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ (3 – 4 класс)

№ п/п

Орфограмма

Правило

Инструкция

1

Пропуск, замена, искажение

Выпиши слово правильно 1 раз, подчеркни букву:  звонок

2

Перенос слова.

- слова переносятся по слогам,   

- нельзя одну букву оставлять на строке  и переносить на другую строку,

- слова с Ь и Й в середине слова переносятся так: паль - то,

зай - ка                                                                                                                              

 - слова с удвоенными согласными переносятся так:

кас - са,  тен – нис

- Ъ знак нельзя отрывать от предыдущего согласного подъ-ём                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Раздели слово на слоги для переноса правильно.

Если слово имеет другой вариант переноса, укажи его.

Скамей - ка,  ска - мейка.

3

Корневые орфограммы:

Безударные гласные

……………………..

Парные согласные

……………………..

Непроизносимые согласные

Сочетания СН - ЗН

……………………..

Удвоенные согласные

……………………

Сложные слова

Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением.

Непроверяемый безударный гласный нужно запомнить или посмотреть в словаре.

…………………………………….

Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.

…………………………………….

Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно.

…………………………………….

…………………………………….

При образовании сложных слов используются соединительные гласные О, Е

Выпиши слово, поставь ударение,  выдели безударный гласный, подбери  проверочное слово.

Запиши два однокоренных слова.

Вода – воды, водный, водяной.

…………………………………….

Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Мороз – морозы, морозный.

…………………………………….

Выпиши слово, подбери проверочное. Подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Сердце – сердечко, звёздный – звезда.

Вкусно – вкусен, любезный – любезен.

……………………………………

Выпиши слово правильно, выдели орфограмму. Измени форму слова или подбери однокоренные слова:

Суббота, субботний, после субботы.

…………………………………….

Выпиши слово правильно.

Выдели корень. Подчеркни гласный. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Водовоз, самолёт, землекоп.

№ п/п

Орфограмма

Правило

Инструкция

4

Гласные после шипящих

ЖИ - ШИ,

ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

……………………..

Сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, НЩ, ЩН.

ЖИ - ШИ пиши с И

ЧА - ЩА   пиши с А

ЧУ - ЩУ  пиши с У

…………………………………….

Сочетания  ЧН, ЧК, ЧТ, НЩ, ЩН  пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

Подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Малыши,  карандаши, шиповник.

……………………………………….

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание.

Подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Дочка, речка, внучка.

5

Словарное слово

Выпиши слово правильно три раза, подчеркни орфограмму.  

Запиши два однокоренных слова.

Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодное.

6

Имена собственные

Имена, отчества и фамилии людей, географические названия и клички животных пишутся с заглавной буквы.

Выпиши слово правильно.

Выдели заглавную букву.

Измени форму слова:

Волга, за Волгой, около Волги.

7

№ п/п

Предложение

Предложение с однородными членами

……………………..

Сложное предложение

(2 и более основы)

Орфограмма

Начало предложения пишется  с заглавной буквы.

В конце предложения ставятся

. ! ?

…………………………………….

Запятая ставится, если однородные члены соединены:

-  союзами А, НО

- повторяющимися союзами И, ИЛИ

Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночным союзом И, ИЛИ

…………………………………….

Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Простые предложения в составе сложного разделяются запятой.

Правило

Перепиши предложение, выдели заглавную букву и знак в конце предложения.

Выпал пушистый снег .

…………………………………….

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.

Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.

Составь схему предложения.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ ----   ==   ,    ==   ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге .[ ----   ==    и    ==   ].

…………………………………….

Запиши предложение правильно. Выдели грамматические основы. Составь схему. Выдели запятую.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ===  ---- ] , [ === ----].

Инструкция

8

Мягкий знак ( Ь):

Показатель мягкости (Ь)

……………………..

Разделительный мягкий знак (Ь)

……………………..

Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих.

…………………….

Мягкий знак (Ь)

НЕ ПИШЕТСЯ

……………………..

Мягкий знак (Ь)

на конце глаголов

 2-го лица единственного

числа настоящего и будущего времени.

…………………….

Мягкий знак (Ь) после Ч в неопределённой форме глаголов.

……………………..

ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах.

Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если он стоит в конце слова или между двумя согласными

…………………………………….

Разделительный мягкий знак пишется в КОРНЕ  после согласного перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

…………………………………….

На конце имён существительных после шипящих в ед. числе

в женском роде – пишется Ь,

в мужском роде – не пишется Ь.

…………………………………….

В именах сущ. ж. р. мн. ч.

В кратких именах прилагательных

……………………………………

На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.

…………………………………….

В неопределенной форме после Ч пишется мягкий знак.

…………………………………….

Если глагол отвечает на вопрос:

- что делать? или что сделать? пиши букву Ь

- что делает? или что сделает?

 буква Ь не пишется.

Выпиши слово, подчеркни Ь и согласную перед ним.

Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Тень, коньки,  пальто.   …………………………………….                         

Выпиши слово, подчеркни разделительный Ь. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Воробьи, соловьи, семья.

…………………………………….

Выпиши слово, определи род имени существительного, подчеркни шипящую с Ь на конце или без него. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

        ж.р.           ж.р.            ж.р.

 Помощь, ночь, молодёжь.

      м.р          м.р.          м.р.

Малыш, ключ, стриж.

…………………………………….

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

С крыш, много туч, мимо дач.

Ветер свеж, могуч.

……………………………………

Выпиши глагол правильно.

Выдели окончание.

Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Пишешь, решаешь,      прочитаешь

……………………………………

Выпиши глагол, обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Беречь, стеречь, прилечь.

…………………………………….

Выпиши глагол, поставь вопрос, обозначь орфограмму.

Надо (что делать?) учиться.

Он (что делает?) учится.

9

Разделительный твёрдый знак (Ъ).

Разделительный Ъ пишется после ПРИСТАВОК, оканчивающихся на согласный,  перед  корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово правильно, подчеркни Ъ. Подбери два однокоренных  слова.

 Объявление, объявленный, обьявил.

№ п/п

Орфограмма

Правило

Инструкция

10

Суффиксы

ЕК, ИК, ЕЦ, ИЦ

Нужно изменить слово:

- если гласный не выпадает, в суффиксе пиши букву И

- если гласный выпадает, пиши букву Е

Выпиши слово правильно. Измени слово. Обозначь орфограмму.

кораблик – кораблики

замочек – замочки

11

Приставки

Неизменяемые приставки:

А: ЗА-, НА-, НАД-

О: СО-, ПРО-, ВО-,

     ДО-, О-, ПО-,  

     ПОД-, ПОДО-,

     ОБ-, ОБО-,

     ОТ-, ОТО

У-, В-, ВЫ-, С-

……………………..

Приставки на З, С

Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.

…………………………………….

Перед гласными и звонкими согласными пишутся приставки на З;

Перед глухими согласными пишутся приставки на С

Выпиши слово правильно, выдели в нём приставку, подбери и запиши ещё два слова с такой же приставкой.

Подход, подъезд, подлетел.

…………………………………….

Выпиши слово правильно, выдели орфограмму.

Взбежать, всходить

12

Предлоги

Предлог – это отдельное слово. Между  предлогом  и  словом  можно  вставить ещё одно слово или вопрос.

У глаголов нет предлогов.

Выпиши слово с предлогом, докажи, что между ними можно вставить вопрос или другое слово, подчеркни предлог.

в  лесу,   в  (каком?) лесу,

в  ( густом)  лесу

13

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед.ч.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

 и (ы)

и

Д. п.

е

и

П. п.

е

е

и

Выпиши словосочетание с им.сущ., поставь к нему вопрос, определи падеж и склонение, выдели окончание

 стучал (по чему?) по  крыш е  (1 скл., Д.п.)

14

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

См. таблицу.

Выпиши имя прилагательное вместе с сущ., от которого оно зависит. Поставь вопрос, определи род, выдели окончание в вопросе и в им.прил.

                            ж.р.

зима (какая?) ранняя

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

См. таблицу.

Выпиши глагол правильно. Докажи правописание окончания.

    2 спр.

 пилить –пилит.

16

НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. Исключения составляют глаголы, которые без НЕ  не употребляются.

Выпиши слово правильно.

Напиши ещё 2 слова на это правило.

Не  смотрел, не  знал,

не  рисовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятка для учащихся по работе над ошибками.

Памятка поможет учащимся правильно выполнить работу над ошибками. Будет полезна учащимся  2 -4 классов и родителям....

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Памятка для учащихся "Как работать над ошибками по русскому языку"

Памятка служит помощником-инструкцией для учащихся при выполнении работы над ошибками по русскому языку....

Памятка для учащихся начальной школы. Работа над ошибками по русскому языку.

Памятка для учащихся начальной школы.Работа над ошибками по русскому языку....

Работа над ошибками. Памятка для учащихся начальной школы.

Работа над ошибками. Памятка для учащихся начальной школы....

Памятка для учащихся начальных классов. Работа над ошибками на уроках русского языка.

Материал содержит орфограммы, изучаемые в начальных классах и поможет учащимся при выполнении работы над ошибками по русскому языку...