Урок русского языка 3 класс "Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель Шелухина Н.Н.
Учебный предмет | Русский язык |
Учебник | Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2012 |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Тема урока | Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности. |
Цель урока | Создание условий для повторения и обобщения обучающимися знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету |
Задачи урока |
|
Основные термины, понятия | часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает |
Планируемые результаты | |
Предметные - систематизировать знания детей об имени существительном; - обобщить знания детей о роли существительных в предложении; - умение находить имена существительные в тексте. -умение классифицировать имена существительные, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. -познакомить учащихся с интересными фактами из жизни пернатых; - закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку; - прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; - углубить знания о птицах у учащихся.
| Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый. объяснительно-иллюстративный. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Самоопределение к деятельности | Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу. Пусть девизом нашего урока станут слова «Всё у нас получится!» | Определяют свою готовность к уроку | Коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
II. Актуализация знаний. | 1 СЛАЙД Предмет Род (м., ж.,с.) Число (ед., мн.) Склонение (1,2,3) Одушевленные-неодушевлённые -Скажите, это признаки какой части речи? -Какие ещё признаки вы можете назвать? -Дайте определение имени существительного, как части речи. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имена существительные изменяются по числам, относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам, бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. | Имени существительного Называют | Познавательные УУД - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - представлять информацию в виде схемы. - выявлять сущность, особенности объектов. - на основе анализа объектов делать выводы. - обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
III. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | 2 СЛАЙД Сформулируйте тему нашего урока Цели и задачи урока: обобщить знания об имени существительном, как части речи. О каком времени года говорится в загадке: С песенкой веселой, С громким звоном ручейков, К нам пришла с листвою, С шумом птичьих голосов. (Весна) Работая над темой урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, познакомимся с некоторыми из них. О ком же пойдет речь? - Конечно же, с приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают наше внимание причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Сообщение ученицы -Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в поселке нужно знать. Каких птиц вы знаете? СЛАЙД Птицы — наши пернатые друзья. - А почему птиц называют друзьями? - Можете вы представить нашу жизнь без птиц? (Слушаем пение соловья) | Повторение изучен- ного об имени существительном. Весна о птицах Сообщение о птицах (Приложение) | Регулятивные УУД - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
IV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа с предложением - Каких перелетных птиц вы знаете? Запишем предложение: Журавль, скворец, соловей — перелетные птицы. Найти грамматическую основу предложения. (однородные подлежащие, сказуемое выражено именем существительным) 2. Словарная работа. -А какие птицы зимовали в нашей местности? Прошла зима. Расскажите, чем мы помогали птицам в зимнее время? СЛАЙД -Посмотрите на фотографию . КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЛИ НА КОРМУШКУ? (воробьи, синицы, дятел)
1. В серой шубке перовой И в морозы он - герой, Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица.(воробей)
Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка.(дятел)
Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая Известная персона. Это —( ворона).
Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее — (сорока).
Вертушке на месте совсем не сидится. Все хвастает синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится. (синица) Назовите орфограмму в записанных словах. Одушевлённые или неодушевлённые? Какой вопрос поставим? Определите род и склонение имён существительных (самопроверка со слайда) СЛАЙД (Воробей (м.р., 2 скл.), дятел (м.р, 2 скл.), ворона (ж.р, 1 скл.), сорока(ж.р, 1 скл.), , синица. (ж.р, 1 скл.),)
На СЛАЙДЕ слова (кормушка, дерево, птица) - Назовите одушевленные имена существительные и неодушевленные -Выберите любое имя существительное и запишите его в родительном падеже в дательном падеже в предложном падеже на СЛАЙДЕ: Р.п. Д.п. П.п. Алгоритм проверки безударного окончания 1. Начальная форма (И.п. ед.ч.) 2. Склонение 3. Опорное слово (земля, слон, колесо, любовь)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки –плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут – тоже покажем: Крылья сложили назад.
Повторяем правила работы в группах, выбираем командира. Объясняем значение слов, которые вызвали затруднения. (бескормица) 1 группа – работа с деформированным текстом. Задание: расставить предложения в правильном порядке, определить тип текста, озаглавить. В первом предложении найти одушевлённое существительное. На высокой сосне в парке сидят птицы. Они ищут пищу. Школьники насыпали в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна наша забота. 2 группа – догадаться о какой птице идет речь, дать полную характеристику имени существительному (отгадке) по плану: определить род, число, склонение, одушевлённое-неодушевлённое, собственное,-нарицательное . Найти 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных, записать в начальной форме ( И. п., ед.ч.) Отвечает 1 уч-ся от группы. 3 группа - догадаться о какой птице идет речь, назвать её, найти в тексте имя существительное 2 склонения, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, в предложении стоит в родительном падеже. (хлеба), 2 неодушевлённых имени существительных. СЛАЙД Памятник воробью в США.
- Ребята, с 1 апреля 1924 года отмечается день птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники. Сообщения учащихся о том, какие гнёзда устраивают птицы. СЛАЙД Скворцы живут в дуплах, под камнями, на деревьях Фото «День птиц» Чернова Ирина помогала папе делать скворечник, а потом украсила его своими рисунками. Беседа об охране птиц. Но, к сожалению, у птиц существуют и трудности. Как вы думаете, какие? Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не забирайте птенцов из гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо. СЛАЙД Не стреляй воробьев, Не стреляй голубей, Не стреляй просто так Из рогатки своей! Эй, малыш, не стреляй И не хвастай другим, Как без промаха бьешь По мишеням живым! - Какова главная мысль этого стихотворения? | Называют Высказывают свое мнение. Ученик на доске, остальные – в тетрадях. Ответы детей: воробьи, синицы, дятел Индивидуальная работа Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением Изменяют слова по падежам, выделяют окончание. Проверка со слайда Повторяют правила работы в группах Отвечает 1 или 2 уч-ся от группы Дети говорят о необходимости помогать птицам, не разорять гнёзда | Коммуникативные УУД -развиваем умение слушать и понимать других. -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах и в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
V. Итог урока. | - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Смогли мы её достичь? Что повторили об имени существительном? - Что в вашей работе показалось трудным? А что интересным? - Какие умения формировали? (определяли признаки имени существительного, умение работать с информацией.) - Что интересного узнали о птицах? - Будем помогать птицам? Лист самооценки 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | Определяли признаки имени существительного. Отрабатывали умение работать с информацией. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI Домашнее задание | Нарисовать птицу, которую запомнили, учебник с. 56, упр. 4 или тест | ||
VII. Рефлексия | Цветовая оценка урока Зелёный цвет - все понятно желтый – есть затруднения красный – много непонятного | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/27/picture-44145.jpg)
урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока: формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166207-1355772858.jpg)
Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»
Конспект урока по русскому языку:« Обобщение знаний об имени существительном» 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/17/picture-100507.jpg)
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.
Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-671519-1600621991.jpg)
Урок - соревнование по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Однотемный урок для 3-4 класса-комплекта....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-974847-1524132063.jpg)
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс, Школа России)
Обобщение знаний об имени существительном...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272002-1601233009.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-591779-1423818285.jpg)
Урок русского языка "Обобщение знаний об имени существительном".
Тип урока-урок общеметодологической направленности.Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Имя существительное» Задачи:1) Образовательная: повторить существенные призна...