Урок русского языка 3 класс "Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель Шелухина Н.Н.
Учебный предмет | Русский язык |
Учебник | Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2012 |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Тема урока | Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности. |
Цель урока | Создание условий для повторения и обобщения обучающимися знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету |
Задачи урока |
|
Основные термины, понятия | часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает |
Планируемые результаты | |
Предметные - систематизировать знания детей об имени существительном; - обобщить знания детей о роли существительных в предложении; - умение находить имена существительные в тексте. -умение классифицировать имена существительные, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. -познакомить учащихся с интересными фактами из жизни пернатых; - закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку; - прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе; - углубить знания о птицах у учащихся.
| Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый. объяснительно-иллюстративный. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Самоопределение к деятельности | Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу. Пусть девизом нашего урока станут слова «Всё у нас получится!» | Определяют свою готовность к уроку | Коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
II. Актуализация знаний. | 1 СЛАЙД Предмет Род (м., ж.,с.) Число (ед., мн.) Склонение (1,2,3) Одушевленные-неодушевлённые -Скажите, это признаки какой части речи? -Какие ещё признаки вы можете назвать? -Дайте определение имени существительного, как части речи. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имена существительные изменяются по числам, относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам, бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. | Имени существительного Называют | Познавательные УУД - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - представлять информацию в виде схемы. - выявлять сущность, особенности объектов. - на основе анализа объектов делать выводы. - обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. |
III. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | 2 СЛАЙД Сформулируйте тему нашего урока Цели и задачи урока: обобщить знания об имени существительном, как части речи. О каком времени года говорится в загадке: С песенкой веселой, С громким звоном ручейков, К нам пришла с листвою, С шумом птичьих голосов. (Весна) Работая над темой урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, познакомимся с некоторыми из них. О ком же пойдет речь? - Конечно же, с приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают наше внимание причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Сообщение ученицы -Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу, в поселке нужно знать. Каких птиц вы знаете? СЛАЙД Птицы — наши пернатые друзья. - А почему птиц называют друзьями? - Можете вы представить нашу жизнь без птиц? (Слушаем пение соловья) | Повторение изучен- ного об имени существительном. Весна о птицах Сообщение о птицах (Приложение) | Регулятивные УУД - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
IV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа с предложением - Каких перелетных птиц вы знаете? Запишем предложение: Журавль, скворец, соловей — перелетные птицы. Найти грамматическую основу предложения. (однородные подлежащие, сказуемое выражено именем существительным) 2. Словарная работа. -А какие птицы зимовали в нашей местности? Прошла зима. Расскажите, чем мы помогали птицам в зимнее время? СЛАЙД -Посмотрите на фотографию . КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЛИ НА КОРМУШКУ? (воробьи, синицы, дятел)
1. В серой шубке перовой И в морозы он - герой, Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица.(воробей)
Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка.(дятел)
Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая Известная персона. Это —( ворона).
Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее — (сорока).
Вертушке на месте совсем не сидится. Все хвастает синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится. (синица) Назовите орфограмму в записанных словах. Одушевлённые или неодушевлённые? Какой вопрос поставим? Определите род и склонение имён существительных (самопроверка со слайда) СЛАЙД (Воробей (м.р., 2 скл.), дятел (м.р, 2 скл.), ворона (ж.р, 1 скл.), сорока(ж.р, 1 скл.), , синица. (ж.р, 1 скл.),)
На СЛАЙДЕ слова (кормушка, дерево, птица) - Назовите одушевленные имена существительные и неодушевленные -Выберите любое имя существительное и запишите его в родительном падеже в дательном падеже в предложном падеже на СЛАЙДЕ: Р.п. Д.п. П.п. Алгоритм проверки безударного окончания 1. Начальная форма (И.п. ед.ч.) 2. Склонение 3. Опорное слово (земля, слон, колесо, любовь)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки –плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут – тоже покажем: Крылья сложили назад.
Повторяем правила работы в группах, выбираем командира. Объясняем значение слов, которые вызвали затруднения. (бескормица) 1 группа – работа с деформированным текстом. Задание: расставить предложения в правильном порядке, определить тип текста, озаглавить. В первом предложении найти одушевлённое существительное. На высокой сосне в парке сидят птицы. Они ищут пищу. Школьники насыпали в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна наша забота. 2 группа – догадаться о какой птице идет речь, дать полную характеристику имени существительному (отгадке) по плану: определить род, число, склонение, одушевлённое-неодушевлённое, собственное,-нарицательное . Найти 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имени существительных, записать в начальной форме ( И. п., ед.ч.) Отвечает 1 уч-ся от группы. 3 группа - догадаться о какой птице идет речь, назвать её, найти в тексте имя существительное 2 склонения, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, в предложении стоит в родительном падеже. (хлеба), 2 неодушевлённых имени существительных. СЛАЙД Памятник воробью в США.
- Ребята, с 1 апреля 1924 года отмечается день птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники. Сообщения учащихся о том, какие гнёзда устраивают птицы. СЛАЙД Скворцы живут в дуплах, под камнями, на деревьях Фото «День птиц» Чернова Ирина помогала папе делать скворечник, а потом украсила его своими рисунками. Беседа об охране птиц. Но, к сожалению, у птиц существуют и трудности. Как вы думаете, какие? Ребята! Не разоряйте птичьи гнезда. Не забирайте птенцов из гнезда. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники. Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо. СЛАЙД Не стреляй воробьев, Не стреляй голубей, Не стреляй просто так Из рогатки своей! Эй, малыш, не стреляй И не хвастай другим, Как без промаха бьешь По мишеням живым! - Какова главная мысль этого стихотворения? | Называют Высказывают свое мнение. Ученик на доске, остальные – в тетрадях. Ответы детей: воробьи, синицы, дятел Индивидуальная работа Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением Изменяют слова по падежам, выделяют окончание. Проверка со слайда Повторяют правила работы в группах Отвечает 1 или 2 уч-ся от группы Дети говорят о необходимости помогать птицам, не разорять гнёзда | Коммуникативные УУД -развиваем умение слушать и понимать других. -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах и в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
V. Итог урока. | - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Смогли мы её достичь? Что повторили об имени существительном? - Что в вашей работе показалось трудным? А что интересным? - Какие умения формировали? (определяли признаки имени существительного, умение работать с информацией.) - Что интересного узнали о птицах? - Будем помогать птицам? Лист самооценки 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | Определяли признаки имени существительного. Отрабатывали умение работать с информацией. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI Домашнее задание | Нарисовать птицу, которую запомнили, учебник с. 56, упр. 4 или тест | ||
VII. Рефлексия | Цветовая оценка урока Зелёный цвет - все понятно желтый – есть затруднения красный – много непонятного | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока: формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...
Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»
Конспект урока по русскому языку:« Обобщение знаний об имени существительном» 2 класс...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.
Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...
Урок - соревнование по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Однотемный урок для 3-4 класса-комплекта....
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс, Школа России)
Обобщение знаний об имени существительном...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
Технологическая карта урока...
Урок русского языка "Обобщение знаний об имени существительном".
Тип урока-урок общеметодологической направленности.Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Имя существительное» Задачи:1) Образовательная: повторить существенные призна...