Урок русского языка Тема "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_integrirovannogo_uroka_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черно-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кыдрана Александровича Туганбаева»
Урок русского языка
3 класс
Тема: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Разработала: Телегина Екатерина Алексеевна
Учитель начальных классов
I КК
2020 г.
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема | Определение рода имен существительных | Класс - птицы |
Педагогические | Содействовать формированию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода | создать условия для актуализации и систематизации знания о птицах, формирования представлений о названиях некоторых птиц |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи | |
Планируемые | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии | научатся определять общие условия, необходимые для жизни птиц, и их существенные признаки; выявлять зависимость строения тела птицы от его образа жизни; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. |
Личностные | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии | способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями;. способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся. |
Основное содержание темы, понятия | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Родовые окончания. Определение рода имен существительных. Начальная форма имен существительных. Словосочетания. Непроверяемые орфограммы. Загадка. Пословица | Дикие и домашние; зимующие и перелетные птицы |
Образовательные | Презентация. Схема «Род имен существительных» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Ввв во ве | Выполняют письмо | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание | |
III. Словарная работа | Фронтальная. Словесный. Беседа, | Игра «Угадай птицу» 1.Запишите, как называется маленькая птичка с серовато-коричневым оперением, обычно живущая около жилища человека. 2.Как в переносном значении называют «болтливого человека». 3.Птица с черным оперением. Так называют рассеянного, невнима-тельного человека. 4.Какая птица прилетает с наступлением зимы? ВОРОБЕЙ, СОРОКА, ВОРОНА, СНЕГИРЬ. - Определите род. | Называют птиц, записывают в тетрадь, подчеркивают орфограммы | Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разных птицах. Осуществляют контроль, самоконтроль | Упражнение | |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. - А также поговорим о птицах – как отдельном классе царства животных. | Слушают учителя | Сами формулируют тему и цель урока и принимают учебную | ||
V. Знакомство с разнообразием птиц | Фронтальная. Словесный, наглядный. | Презентация Дикие и домашние. Перелётные и зимующие. | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы | Извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют объект, выделяют главное | Распределительный | |
VI. Развитие знаний и способов действий. 1. Род имен существительных | Фронтальная, | Прочитайте запись на слайде: Названия птиц появились не случайно. Русский народ обращал внимание на какие- нибудь признаки и по этим признакам давал птице название. -Найдите существительные в первом предложении. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (повторение правила) | Находят существительные, повторяют правило, указывают род имен | Осуществляют само- | Упражнение | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
3. Списывание с грамматическим заданием | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму. - Спишите предложение. Подчеркните граммати-ческую основу и определите род имен существительных. | Списывают предложение.. Определяют род имен существительных. Находят грамматическую основу | Высказывают свое мнение, прислушиваются | Упражнение, письмо | |
4.Работа в группах | Групповая | Класс делится на три группы. Каждой группе своя карточка с заданием (Приложение 1) Обосновывают свой ответ, применяя правило. | Читают задание . определяют род имен существительных, выполняют грамматическое задание | Высказывают свое мнение, прислушиваются | Упражнение, правило | |
5. Письмо под диктовку | Словесный, практический. Упражнение, правило | Текст: Трясогузка живёт около воды. Она постоянно покачивает хвостом. Бежит волна, потряхивает хвостом птичка. Попробуйте её заметить, если перед глазами все колышется. - Найдите орфограммы. Определите род существительных. | Читают и запоминают правило | Высказывают свое мнение, прислушиваются Извлекают необходимую информацию | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем занимались сегодня на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? Стихотворение Н.Рубцова «Покормите птиц зимой!» | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморе-гуляция | |
Домашнее задание: начальная форма имени существительного | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Написать мини-сочинение на тему: «Пернатые друзья» Повторить правило определения рода имен существительных. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Сочинение, правило |
Приложение 1
Карточка № 1.
Почему эту птицу так назвали?
Зяблик совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег.
Да и улетает поздней осенью, в холодное, в «зяблое». Как говорят в народе время. Поэтому и назвали зябликом.
Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.
Карточка № 2
Почему эту птицу так назвали?
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется что это
Горихвостки хвост горит.
Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.
Карточка № 3
Почему эту птицу так назвали?
За что люди так обидели птицу, назвав её глухарём? А может он и вправду глухой? Прежде чем ответить на вопросы послушайте разговор Глухаря и Сороки.
- Глухарь, охотник идёт!
- Тэке – тэке – тэке - …..
- Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?!
- Тэке – тэке – вжжиу.. Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, - ничего не слышу…
- Охотник, говорю, идёт!
- Ах ты, ёлки- сосёнки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!
Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.
Приложение 2
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело .
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Н.Рубцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Род имени существительного"
Урок во 2-ом классе...
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
Презентация к уроку русского языка "Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения.
Презентация к уроку русского языка...
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
«Падежи имен существительных», 3 класс...