Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" по программе "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Автор: Козлова Екатерина Романовна, учитель начальных классов МБОУ Ставровской СОШ
Предмет: русский язык
УМК, тип урока: «Перспективная начальная школа» , 2 класс, урок изучения и первычного зарепления новых знаний.
Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок».
Цель: организовать совместную и самостоятельную деятельность обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: организовать участие детей в действиях интриги по данной теме, с учётом позиции собеседника.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
* регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах
* познавательные (информационные) – способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
* познавательные (общеучебные) – способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
* организовать деятельность учащихся по знакомству с понятием «приставка» как часть слова, стоящая перед корнем, с помощью которой образуются новые слова;
* организовать деятельность учащихся по распознаванию родственных слов с приставками;
* познакомить со схематическим изображением приставки;
* формировать умение составлять слова с помощью приставки
Оборудование урока: учебник, тетрадь, сигнальные светофоры, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, макеты листьев.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Настраивает учащихся на благоприятную атмосферу, включает в учебную деятельность. - Внимание, проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке – Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Ребята, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня нам предстоит открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь! | Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - умение выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание самостоятельно узнавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2 | Минутка чистописания | Организует работу по повторению пройденного материала. Повторяет правила коллиграфии. Ребята, посмотрите на экран и попробуйте догадаться, какие буквы мы сегодня будем писать на уроке Слоник Котик Зайчик Что общего в этих словах? (Суффикс ик) Для чего нужен этот суффикс? Вспомните правила красивого письма. Пропишите целую строчку. Организует работу над пословицей, учит понимать и обьяснять смысл. Проводит зрительный диктант. И ещё одно задание – на экране надпись «Сам не научишься – никто не научит». Как вы понимаете эту запись? Какие тут есть сложные места. А теперь я закрываю эту запись, а вы запишите по памяти. (Затем происходит парная проверка – поменялись тетрадями, у кого без ошибок зажгите зеленый огонек) | Учащиеся производят анализ, учатся выделать часть слова, вспоминают коллиграфические навыки письма. На втором этапе работает зрительная память. Ребята учатся проверки и оценки друг друга. Формируется орфографическая зоркость. | ЛичностныеУченик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат Познавательные Анализ обьектов с целью выделения в них общих признаков. |
3 | Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Проверяет изученный материал. Проводит игру «Верно или неверно», помогает каждому оценить себя. Давайте вспомним материал прошлых уроков – 1.Игра «Верно или неверно». Проверим с помощью сигнальных кругов,как вы освоили эту тему: - Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно. - Окончание служит для образования новых слов? – Неверно. - Бывает ли у слова нулевое окончание? – Верно. - Суффикс находится за корнем? – Верно. - Суффикс служит для образования новых слов? – Верно. - Корень – это главная часть слова? – Верно. - Слово может быть без корня? – Неверно. - У родственных слов одинаковый корень? – Верно. 2. Назовите, все изученные части слова.Что мы повторили? Вспомните, алгоритм разбора слов по составу? У вас на столе конверты. Откройте их и из данных слов в паре создайте алгаритм разбора слов. Что мы проверили этим заданием? Как вы оцените свои знания по пройденной теме? Подводит к теме урока через проблемную ситуацию Посмотрите на доске слова и запишите их в тетрадь: дом, домик бездомный - Как называются эти слова? -Какую работу можем выполнить с этими словами. Выделите корень в словах. Укажите, какие еще известные вам части слов, которые вы можете выделить. - Все ли слова вы смогли разобрать? Почему? | С помощью сигнальных кругов делают свой выбор. Красный – не согласен, зелёный – согласен. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Составляют алгаритм, затем сравнивают с эталоном на доске. Отмечают себя на лесенке успеха. Рисуют зелёный кружок. Записывают слова, выделяют знакомые морфемы, сталкиваются с проблемной ситуацией в слове бездомный. | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
4 | Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Выявляет причину затруднения, готовит к определению темы урока - Что же такое без-? -Где стоит эта часть слова? -Изменилось ли значение слова с ее помощью? - Есть какие то предположения? -Почему возникло затруднение? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют, делают выводы. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: -уметь проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать действия с учетом поставленной учителем задачи. Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - быть готовым ее корректировать |
5 | Построение цели и задач урока
Цель этапа: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Помогает сформулировать тему и цель урока. - Какая тема нашего урока? - Какая цель нашего урока? -Какие задачи мы поставим на урок? Возьмите лист успеха и оцените себя – на данном этапе урока - где вы находитесь? Решать поставленную задачу мы будем пробовать самостоятельно. А я немного буду вам помогать. | Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Отвечают на вопросы, применяя выработанный на прошлом уроке способ действия. Оценивают себя на листе успеха.Рисуют красный круг. | Познавательные: - умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и их обоснование. Регулятивные: - вносить коррективы в действие после его завершения; - определять степень успешности своей работы и работы других людей: Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6 | Реализация построенного проекта. Цель этапа: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Организует работу по учебнику Откройте учебник на стр. 59 упр.64 - Откройте обратный словарь на букву -ь. Найдите слова на -ть. -Сколько в списке слов, родственных слову «бежать»? (5) -Вы можете выделить корень у этих слов? Назовите его! (-беж-) -Зачем этим словам частички ПЕРЕД корнем? (в словаре они выделены голубым цветом) - Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки. -Эти частички придают словам разный смысл? -От какого слова образовались ВСЕ эти слова с частичкой перед корнем? (бежать) Миша предположил, раз мы эту часть приставили к корню, значит, она называется «Приставка». Маша предложила обратиться к плакату Летучей Мыши. (У3, с.60) - Прочитайте внимательно правило. Какие выводы можно сделать? Называется ___________________ 1.Это маленькое слово или часть слова? 2.Стоит перед корнем или после корня? 3.Изменяет формы слова или образует новые слова? 4.Обозначается | Формулируют выводы наблюдений, высказывают свои гипотезы. | Познавательные: -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения Регулятивные: -уметь работать по коллективно составленному плану |
7 | Физминутка | Проводит игру «Ручеёк» (На столах лежат карточки разного цвета. Зелёные и серые строятся один за одним – это будут берега, синий цвет – ручек. Насиних карточках написаны разные корни, а на обратной стороне слово, в которое оно должно превратиться. На зелёных и серых приставки, суффиксы и окончания. Ручек бежит посередине и захватывает с собой необходимые части слов, чтобы получилось слово и строятся в конце класса. Когда все нашли свои части, читают, какие получились слова) | Делятся на 3 группы | Регулятивные УУД Умение составлять алгоритмы и работать по алгоритму |
8 | Первичное закрепление с комментрованием во внешней речи Цель этапа: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Проводит практическую работу. Назовите действие, которое я выполняю с водой: Наливает в стакан, переливает в другой, выливает в цветы. - Изменялось ли действие? За счет чего? - Какие еще действия мы могли произвести с водой? (поливаю, сливаю, обливаю, заливаю). - Запишите слова, которые образовались. Проверка Прочитайте, какие приставки помогли Дополним алгоритм разбора слова с учетом новой части слова. | По очереди комментируют словосочетания Дополняют алгоритм разбора слов | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Личностные: самоопределение |
9 | Включение в систему знаний и повторение по теме | Проводит дифференцированную работу. Выберите задание по карточкам самостоятельно. Но помните, что, чем темнее цвет карточки, тем задание труднее. Рассчитывайте на свои силы. Проверка по эталону. | Самостоятельно выполняют задание Выполняют проверку, сверяясь с эталоном | Регулятивные: - проговаривать последовательность действий -уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | Проверяет полученные знания, организуя работу в статичных группах 1. -Что такое приставка? -Как пишется приставка со словами? -Как обозначается приставка? - Для чего нужна приставка? - Перечислите приставки, с которыми мы познакомились на уроке? -Где находится приставка? 2. Возьмите лист успеха и отметьте себя на лесенке.
Кто хочет поделиться своими эмоциями? Урок окончен! Всем спасибо! | У каждой группы вопрос. Пишут ответ на макетах листьев. Затем создают кластер «Дерево» на доске, высказывая своё мнение. Оценивают свою работу, высказывают впечатления от урока. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Прогнозируемый результат: учащиеся получат знания о новой части слова - приставке, научатся находить приставку среди других частей слова и выделять её при помощи маркировки , образовывать новые слова с помощью приставок, овладеют навыками грамотного письма слов с приставками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....