Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Видякина Татьяна Юрьевна

Урок направлен на формирование  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zkl_nepr_sogl.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Видякина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

Предмет: русский язык  ОС «Школа 2100»

Класс: 3

 Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Учебник: «Русский язык» 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва   «Баласс» 2010 г.

Цель урока:  

Создать условия для формирования  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

Воспитательные:

- формируем умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе

Развивающие:

- способствуем развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развиваем умение работать с ЭОР;

- развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Образовательные:

-формируем  умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР - карточки-задания (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63046/?interface=pupil&class=44&subject=8).

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и основные источники информации: учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Список  используемой литературы:

1.  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник  «Русский язык» 3 класс. Москва   «Баласс» 2010 г.

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык»  класс. «Баласс». 2010-г.

3.  Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева.  Русский язык 3 класс.   Методические рекомендации «Баласс». 2010г.  

 

Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действие учителя

Действия учащихся

УУД

Время

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

3 минуты

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/559fb389-0eb6-42c5-945e-04a29e08ef50/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BTQ_111%5D.html

Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос?

- Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

 «Непроизносимые согласные в корне

- Какова цель нашего урока?

Читают слова, сравнивают произношение и написание испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Почему звуков меньше, чем букв?

-

Тема урока: «Непроизносимые согласные».

-Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

5 минуты

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

- На доске записаны слова.

 Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?

-Вы с этой гипотезой согласны?

-Есть ли еще слова с приставкой?

- Значит дело не в приставке.

Какие есть еще гипотезы?

- Вы с этой гипотезой согласны?

- Может, посмотрим на существительное?

- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?

- А где же стоит непроизносимый «Т»?

- Как нам проверить эту гипотезу.

- Как можно поработать с нашими словами?

Выполняйте в тетради.

- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).

- К какому же выводу вы пришли?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

 Видят слова: вестник, весть, известие, известный

-- Звук «т» не  произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

- Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).

- Звук «т» не произносится в прилагательных,  например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

- Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).

Молчат.

- Между согласными. (Решающая гипотеза)

- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).

Работают по плану, пишут в тетрадях,  а один на доске:

вестник                весть

 известный          известие

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

Читают вывод в учебнике.

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится

11 минут

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Человек трудолюбивый – самый…

Тайна, … троим, уже нетайна.

… встанешь – мало сделаешь.

- Напишите эти слова в столбик.

- Прочитайте  пословицы,  которые получились.

- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.

- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?

- А какой выход из этого затруднения?

- Попробуем найти выход вместе.

- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.

счастливы  счастье

вестник  известие

опоздать поздний

- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.

Показываю образец.

- Сделайте  вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.

- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.

- Составьте в парах схему правила.

- Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец на слайде)

   счастливый

    известная

    поздно

Записывают слова в столбик

Читают пословицы.

- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.

-Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

- Подобрать проверочные слова.

Подбирают   и записывают проверочные слова

счасТливый  - счастье

позДно - опоздать

извесТная -  известие

- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.

- Читают и делают выводы.

- Это только звуки «Л, Т, Д, В».

Вот какая схема получилась у меня:

     СОГЛ.    Л    СОГЛ.      СОГЛ.    Т    СОГЛ.                    СОГЛ.    В    СОГЛ.                                                                   СОГЛ.    Д    СОГЛ.

12 минут

Первичное закрепление во внешней речи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d24c84ed-3933-415c-8b78-a225ed36e01d/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BTI_113%5D.html 

Что объединяет слова каждой группы?

Буква в слово просится,

Звук не произносится.

Надо ль букву “Т” писать?

Это надо проверять!

Записывают слова с комментированием, подбирая проверочные слова

5минут

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

с самопроверкой по эталону

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1380436-013b-4958-bb4b-51059d96f63c/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BQS_112%5D.html

- Напомним правила работы в группе.

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.

- Запишите  попарно эти слова.

- Каждая  группа оценит свой ответ и ответ другой  группы.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

печальный - грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая - ненастная

Проверяют по эталону, Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают ответы других групп. Сверяют с эталоном.

Выполняют индивидуальные задания

6минут

Рефлексия  учебной деятельности, самооценка.

- Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке 

Объяснение домашнего задания.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.

- Научиться  проверять слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Самооценка и взаимооценка.

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?

- Напомните, что это значит?

-  Урок  русского языка. Он  посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать?

- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.

- Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос?

- Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

 «Непроизносимые согласные в корне  слова».

- Какова цель нашего урока?

Видят слова: вестник, весть, известие, известный

Читают.

Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос).

-Тема урока: «Непроизносимые согласные».

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?

-Вы с этой гипотезой согласны?

-Есть ли еще слова с приставкой?

- Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?

- Вы с этой гипотезой согласны?

- Может, посмотрим на существительное?

- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?

- А где же стоит непроизносимый «Т»?

- Как нам проверить эту гипотезу.

- Как можно поработать с нашими словами?

Выполняйте в тетради.

- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).

- К какому же выводу вы пришли?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

- Звук «т» не  произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

- Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).

- Звук «т» не произносится в прилагательных,  например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

- Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).

Молчат.

- Между согласными. (Решающая гипотеза)

Молчат.

- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).

Работают по плану, пишут в тетрадях,  а один на доске:

вестник                весть

 известный          известие

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

Читают вывод в учебнике.

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Человек трудолюбивый – самый…

Тайна, … троим, уже нетайна.

… встанешь – мало сделаешь.

- Напишите эти слова в столбик.

- Прочитайте  пословицы,  которые получились.

- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.

- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?

- А какой выход из этого затруднения?

- Попробуем найти выход вместе.

- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.

счастливы  счастье

вестник  известие

опоздать поздний

- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.

Показываю образец.

- Сделайте  вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.

- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.

- Составьте в парах схему правила.

- Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец )   (слайд  8 )

              счастливый

               известная

               поздно

Читают пословицы.

- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.

- Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

- Подобрать проверочные слова.

счасТливый  - счастье

позДно - опоздать

извесТная -  известие

- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.

- Читают и делают выводы.

- Это только звуки «Л, Т, Д, В».

Вот какая схема получилась у меня:

     СОГЛ.    Л    СОГЛ.      СОГЛ.    Т    СОГЛ.                    СОГЛ.    В    СОГЛ.                                                                   СОГЛ.    Д    СОГЛ.

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

групповая работа

- Напомним правила работы в группе.

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13)

- Запишите  попарно эти слова.

- Каждая  группа оценит свой ответ и ответ другой  группы.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

печальный - грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая - ненастная

Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Самостоятельная работа с ЭОР

самостоятельное выполнение  заданий карточки, в то числе и на новый способ действия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a534419e-c653-4271-bfd7-809b0d84c042/%5BNS-RUS_3-05%5D_%5BIG_114%5D.swf

Рефлексия  учебной деятельности, самооценка.

- Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.

- Научиться  проверять слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Объяснение домашнего задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"

Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....