Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок направлен на формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkl_nepr_sogl.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Видякина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
Предмет: русский язык ОС «Школа 2100»
Класс: 3
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Учебник: «Русский язык» 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва «Баласс» 2010 г.
Цель урока:
Создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Воспитательные:
- формируем умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе
Развивающие:
- способствуем развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развиваем умение работать с ЭОР;
- развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Образовательные:
-формируем умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР - карточки-задания (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63046/?interface=pupil&class=44&subject=8).
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Список используемой литературы:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс. Москва «Баласс» 2010 г.
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» класс. «Баласс». 2010-г.
3. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации «Баласс». 2010г.
Структура и ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
- Чему вы учитесь в школе в первую очередь? - Напомните, что это значит? - Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать? | - Мы учимся учиться. -Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания. - Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него. | ||
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (Формулирование темы урока) | |||
На доске записаны слова. - Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся) -Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся) Что вас удивило, что интересного заметили? Какой же у нас возникает вопрос? - Сформулируйте тему урока. Открываю на доске тему: «Непроизносимые согласные в корне слова». - Какова цель нашего урока? | Видят слова: вестник, весть, известие, известный Читают. Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия) Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос). -Тема урока: «Непроизносимые согласные». - Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | ||
Поиск решения, совместное открытие знаний (побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез) | |||
- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы? -Вы с этой гипотезой согласны? -Есть ли еще слова с приставкой? - Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы? - Вы с этой гипотезой согласны? - Может, посмотрим на существительное? - Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы? - А где же стоит непроизносимый «Т»? - Как нам проверить эту гипотезу. - Как можно поработать с нашими словами? Выполняйте в тетради. - Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы). - К какому же выводу вы пришли? - Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке. - Подтвердилось ваше предположение? | - Звук «т» не произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза). Молчат. - Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент). - Звук «т» не произносится в прилагательных, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза). Молчат. - Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент). Молчат. - Между согласными. (Решающая гипотеза) Молчат. - Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки). Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске: вестник весть известный известие - «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент). - «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания). Читают вывод в учебнике. - Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится. | ||
Физминутка | |||
- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно. | Слушают и выполняют упражнения | ||
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах). | |||
- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах? Человек трудолюбивый – самый… Тайна, … троим, уже нетайна. … встанешь – мало сделаешь. - Напишите эти слова в столбик. - Прочитайте пословицы, которые получились. - Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите. - О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения? - А какой выход из этого затруднения? - Попробуем найти выход вместе. - На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное слово и подписать его справа. счастливы счастье вестник известие опоздать поздний - Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова. Показываю образец. - Сделайте вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова. - Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом. - Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми. - Составьте в парах схему правила. - Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец ) (слайд 8 ) | счастливый известная поздно Читают пословицы. - Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии. - Есть ли в слове непроизносимый согласный звук? - Подобрать проверочные слова. счасТливый - счастье позДно - опоздать извесТная - известие - Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым. - Читают и делают выводы. - Это только звуки «Л, Т, Д, В». Вот какая схема получилась у меня:
| ||
Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа | |||
- Напомним правила работы в группе. Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13) - Запишите попарно эти слова. - Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы. - Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | печальный - грустный весёлый – радостный здешний – местный всадник – наездник огромный – гигантский знаменитый – известный правдивый – честный гневный – яростный хмурая - ненастная Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп. | ||
Самостоятельная работа с ЭОР самостоятельное выполнение заданий карточки, в то числе и на новый способ действия | |||
Рефлексия учебной деятельности, самооценка. | |||
- Назовите ключевые слова урока. - Что нового узнали на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке. | - Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило….. Отвечают. - Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | ||
Объяснение домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."
данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учителя начальных классов Рыськиной Валентины Сергеевны ТЕМА УРОКА: «Парные согласные на конце слова»
Краткое описание работы на уроке по теме "Парные согласные на конце слова"...
Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"
Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...
Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"
Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс УМК "Школа России"...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....