Сложные слова с буквой соединительного гласного
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_slozhnye_slova.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата проведения урока | 21.02 |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
УМК | «Перспективная начальная школа» |
Тема урока | Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления знаний |
Цель урока | Формирование умения правильно образовывать, писать и употреблять в речи сложные слова |
Планируемые результаты | Предметные результаты: формирование умения самостоятельно применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов. |
Метапредметные результаты: Личностные УУД: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения. Познавательные УУД: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и толкования информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные УУД: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принятие другого мнения и позиции, допуск существования различных точек зрения, осознание значимости работы в паре. | |
Учебные пособия | Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы по русскому языку 3 часть, / Н.А.Чуракова – М.: Академкнига, 2012 (Перспективная начальная школа). |
Используемое оборудование | ПК, проектор, экран, карточки с корнями слов, полоски трёх цветов для оценивания своей работы. |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников | Интернет |
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение деятельности. Организационный момент. Слайд 1. | – Ну-ка, проверь, дружок Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Добрый день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне и нашим гостям. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания и доброго, бережного отношения друг к другу. | Создаёт эмоциональный настрой | Самоорганизация, коллективное проговаривание. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте. |
2. Работа над каллиграфией. | - Какую букву будем писать сегодня? - Запишите, продолжив закономерность Фф, Ффф | Организует учащихся на правильное написание буквы. | Повторение написания буквы Фф. | Познавательные: отгадывание загадки, сравнение с ключом из сказки. |
3. Словарная работа | Откройте словарь «Пиши правильно», найдите слова на букву Ф? | Знакомит с новым словарным словом и нацеливает на запоминание безударной гласной. | Учатся быстро находить значение слова в словаре, фиксируют слово в тексте. | Регулятивные: управление своей деятельностью |
4. Актуализация знаний.
| - Как называется раздел, над которым мы с вами работаем? -Какие части слова вы знаете? А их угадать можете? 1.Я самый главный в слове Такая уж мне честь. И я в любой основе И в каждом слове есть. (корень) 2. Она выражает значение слова И называется просто — ... (основа) 3. Изменяемая часть С другим словом держит связь Её я быстро отыщу И часть ту в рамочку возьму (окончание) 4. После корня он стоит Слово новое звучит Обозначу уголком Называю …. ( суффиксом). - для чего нам нужны суффиксы? -Сегодня мы продолжим работать по теме «Как делаются слова» И сегодня будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. Вы будете исследователями. А вы знаете кто такие исследователи? Исследовать – значит узнавать новое. | Активизирует учащихся к изучению нового материала. загадывает загадки | Отгадывают загадки | Коммуникативные: Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
5. Постановка темы урока. Слайд 2 Слайд 3. | - Для начала давайте исследуем содержимое конвертов, которые лежат у вас на партах. Что там у вас? ( карточки с корнями слов и буквами О, Е) Попробуйте построить новые слова. - Как же можно построить новые слова? (Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово садовод). Запишите это слово. Сколько в нем корней? Два корня -сад- и -вод- Выделите корни. Как получили это слово? Аналогичная работа ведется с другими корнями. - Как получили новые слова? (С помощью соединения двух корней). А соединительная часть – это гласные Е и О. Как бы вы их назвали? (Соединительные) - Кто-то может сказать, как называются такие слова? (Слова, у которых два корня называются сложными). - Какая же тема сегодняшнего урока? (Сложные слова) - А что написано об этом в наших учебниках ( стр 37 ч 3) | Устанавливает осознанность восприятия, | Работа в парах. Практическая работа по составлению сложных слов с помощью карточек с корнями и соединительными гласными. | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания. Личностные: осознание значимости отобранного материала. |
5. Работа над новой темой. Слайд 4-8. Слайды 8 - 13 | - Составьте сложные слова с помощью рисунков и корней слов на слайде. Запишите: 1) он сам варит (самовар) 2) этот человек копает землю (землекоп) 3) это корабль, который колет лёд (ледокол) 4) русский народный танец, который сопровождается хоровым пением (хоровод) 5) человек, который любит читать книги (книголюб) | Демонстрирует слайды, подводит к выводу. | Составляют сложные слова по рисункам, записывают, выделяют корни. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль. |
6. Физминутка 1. (для глаз) | Гимнастика для глаз. 1.«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 2.«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. (повторить 5-6 раз) 3.«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя. | Организует гимнастику для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз. | Регулятивные, личностные, здоровьесберегающие. |
7. Продолжение работы над новой темой. Слайд 9. | - Работаем в группах. 1-я группа: Откройте обратный словарь на букву –Б и В стр.139-140. Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных. Выпишите 5 слов. 2-я группа: Откройте обратный словарь на букву –Г и Д стр. 140. Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных. Выпишите 5 слов. Исследование 2. Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах. - Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других Е? (обсуждение в группах) - На какой согласный оканчивается первый корень? Вывод: гласная О пишется после твёрдого согласного, гласная Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц. | Организует работу по сравнению исследований. Повторяет правила работы в группах. Проверка выполнения задания с помощью слайда. | Работа в группах Выполняют работу по сравнению сложных слов. . | Личностные: самоопределение. Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов. Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание. |
8. Закрепление. Слайд 10. |
Ходит пешком – Сам летает – Измеряет землю – Лес рубит – Лазит по скалам – - Произнесите эти слова. | Организует работу детей по применению полученных знаний. | Выполняют самостоятельную работу. | Личностные: осознание значимости умения решать учебную задачу. Коммуникативные: умение слушать других, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
10. Развитие речи. * Слайд 11. | Составь предложения из групп слов. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. сильный, вдруг, начался, снегопад фильм, о спасении, кинолюбитель, рыбаков, снял на, сидели, рыболовы, реке два, не, дня, прекращалась, метель пришли, на, вертолёты, рыболовам, помощь В сложных словах выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных. | Организует работу по карточкам, демонстрирует слайд проверки задания. | Составляют предложения, восстанавливают порядок, проверяют правильность составления текста по слайду. | Познавательные (общеучебные): осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, решение проблемы творческого и поискового характера. |
11. Домашнее задание. | 1. упр 36 стр 37 2. карточки-пазлы. | |||
12. Рефлексия. Слайд 12. | -Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями) -Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.) - Для чего нужны сложные слова ?( для краткости речи вместо словосочетаний) Тест «Да и нет» - Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите смайлик зелёного цвета, не согласны – смайлик красного цвета. 1. Сложные слова – это все длинные слова. - 2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную -О-. 3. Слова, у которых два корня, называются сложными. 5. Соединительные буквы -О- и -Е- в сложных словах – это орфограммы. 6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -О-. | Организует обобщение по теме урока и рефлексию - + + + - | Отвечают на вопросы учителя Показывают ответы смайликами | |
13. Итог. Самооценка. Слайд 13. | - Как вы думаете, всё ли вы узнали о сложных словах? (наверное, нет) Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся. - Закончи фразу: Сегодня на уроке я узнал… Мне понравилось… Было сложно… Было интересно… | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. | Регулятивные: контроль и коррекция ответов. Личностные: формулирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....
Открытый урок по теме "Сложные слова с буквой соединительного гласного" 2 класс УМК ПНШ
Конспект урока "Сложные слова с буквой соединительного гласгого" 2 класс УМК ПНШ...
Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединит...
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Конспект урока русского языка на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
Урок закрепления по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс....
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...