Учебно-методическая разработка «Что такое части речи?»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка 2 класс

УМК «Школа России» Тема: «Что такое части речи?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_russkiy_yazyk_2_klass.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Что такое части речи?»

Цель урока: формировать умение распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, прилагательное, глагол.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи по их признакам

Ход урока.

  1. Организационный момент

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

  1. Актуализация знаний. (На доске записаны слова)

Сорока, ворона, воробей, соловей.

- Прочитайте слова. Что у них общего? (Это названия птиц). Какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово соловей, так как в нем орфограмма сочетание –оло-). Спишите слова, подчеркните в них непроверяемую безударную гласную. Устно составьте предложение с одним из слов.

  1. Орфографическая подготовка. (Письмо по памяти)

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс (С. Маршак)

  1. Самоопределение деятельности. (На доске записаны слова)

луна                     желтая                светит

трава                 зеленая                  растет

роза                    красная                 цветет

- По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос «Что?», во втором столбике на вопрос «Какая?», в третьем столбике на вопрос «Что делает?»).

- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?

- Какую роль они играют в русском языке?

- Кто определит тему урока?

V.  Работа по теме урока

- Откройте учебник на странице 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)

- Назовите вопрос, на который отвечают эти слова. (Кто?)

- Прочитайте слова – названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый)

- Прочитайте слова – названия предметов, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный)

- Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться)

- Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов). Прочитайте название раздела.

Упражнение 68 (стр. 40)

Блок-схема (стр. 41).

- Рассмотрите схему. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? (Слова-названия).

(Учитель читает отрывок об Имени Существительном и показывает рисунок волшебника). Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка). Во что он превращался с ее помощью?

- Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительны е и на  какие вопросы отвечают?

(Учитель читает отрывок из второй книги).

- Каких слов много в речи Имени Прилагательном? (Много слов, отвечающих на вопросы какая, какое, какой, какие)

- Какой волшебный предмет есть у этой части речи? (Волшебная кисть)

- Что происходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появлялись какие-то признаки)

- Пойдем по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают?

- А теперь сходим в гости к глаголу. (Учитель читает отрывок из следующей книги)

- Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, он все время что-то делает)

- Пройдем по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы, на какие вопросы отвечают?

VI.  Работа в группах

1 группа (1-ый ряд)

- Выпишите имена прилагательные.

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Я. Аким)

2 группа (2-ой ряд)

- Выпишите имена существительные

Ветерок спросил, пролетая:

- «Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

- «Золотые руки растят»

(Е. Серова)

3 группа (3-ий ряд)

- Выпишите глаголы

Нашли в лесу мы ежика

И принесли домой.

Пускай по кузне бегает,

Колючий и смешной

Проверка выполнения. (Обобщение правила)

VII. Рефлексия

Запись под диктовку

Падают пушистые снежинки.

- Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. Проверка, самооценка.

VIII. Поведение итогов урока.

- Какие умения мы показали сегодня на уроке?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Что не получилось при проверке знаний?

Домашнее задание:  стр. 42, упр. 71

Список литературы:

УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России»)

Русский язык для веселых мальчиков и девочек. Новосибирск, 1995 год

Сборник проверочных и творческих работ по русскому языку. Москва, 2013 год

Поурочная разработка по русскому языку. Москва, «Вако», 2016 год

Русский язык В. Волина. Переиздание Екатеринбург. Издательство АРД ДТД, 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...