«Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Арзамаскова Наталья Анатольевна

Конспект урока разработан для 1 класса по программе "Школа России". Включает в себя все этапы урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_zvuk_ts_bukvy_ts_ts.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.   1 класс.

Программа «Школа  России».

Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   (Технологическая карта урока)

Составитель: учитель начальных классов Арзамаскова Н.А.

Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

Тип: открытие новых знаий.

Задачи:

  • Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить  новый звук  с буквой.
  • характеризовать  звук [ц], находить  места соответствующих букв на ленте букв.
  • находить звук [ц] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить  слова со слого-звуковыми схемами.
  • учить  правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
  • Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;
  • Учить составлять предложения с заменой отдельных слов картинками, читать предложения с нужной интонацией;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
  • воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. 

 Формировать:

умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи.

– универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выделять звук [ц] в процессе слого-звукового анализа;
  • Определять звук [ц] на слух, находить его местоположение в слове;
  • Соотносить звук и обозначающую его букву;
  • Находить буквы Ц,ц  в текстах;
  • Владеть навыком слогового чтения

Метапредметные:

  • Планировать деятельность на уроке.
  • Слушать и слышать учителя.
  • Выполнять задание под руководством учителя.
  • Работать в паре, группе.
  • Оценивать свою деятельность на уроке.

Личностные:

  • Проявлять желание научиться читать самостоятельно;
  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные,  предложения,  слого-звуковая схема слова,  значение слова, изменение слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • Азбука Горецкий В.Г.
  • Диск "Обучение грамоте 1 класс ").
  • диск "Современная школа" уроки русского языка 1-2 классы с применением информационных технологий
  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • физкультминутка  Цыплёнок

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности:

1.Орг. момент. (эмоциональный настрой на урок)

2.Актуализация знаний.

С Т К Ш

-Назовите звуки, которые обозначают эти звуки.

-Назовите лишнюю буку Почему она лишняя?

-Какая буква тоже обозначает согласный твёрдый звук?

-Предположите о чём пойдёт речь на уроке?

3.Определение темы и целей урока.

Послушайте песню Олега Попова "Цирк"

-О чём эта песня?

Назовите первый звук.

-Кто догадался какая тема нашего урока?

-Сформулируйте цели урока.

-Назовите тип урока.

-Составим план урока.

-Что мы должны выяснить об этом звуке?

4.Знакомство со звуком [ц].

Работа с "Азбукой" стр.51.

-Человек какой профессии изображён?

-Кто такой кузнец?

-Где найти значение этого слова?

-Как вы искали это слово?

-Кузнец- это профессия редкая или часто встречается?

-Прочитаем стихотворение С.Я. Маршака про кузнеца.

-Для чего мальчик привёл коня  к кузнецу?

- В  какой форме написано это стихотворение?

Звуко-буквенный анализ слов: кузнец (коллективно), цветы (самостоятельно, на интерактивной доске).

 

 Зовём на помощь Тима и Тома.

 Цапля, медицина, отцы, цена, концерт, цифры.

Вывод 

Определите место звука[ц].

  Молодец, концерт, циркуль, палец, танцы.

Вывод

-Посмотрите мультфильм, назовите слова, где встречается звук [ц] ( Диск "Обучение грамоте 1 класс ").

5.Знакомство с буквами Ц,ц.

-На что похожа буква  ц?

Одень Букварёнка (диск "Современная школа" уроки русского языка 1-2 классы с применением информационных технологий).

- Посмотрите, как пишется печатная буква ц ]

 ( Диск "Обучение грамоте 1 класс ").

2..Обсуждают, высказывают свои предложения.

3. Слушают песню, высказывают свое мнение, называют тему и цели урока, составляют план урока.

4.Знакомство с профессией кузнеца, значение слова, умение работать  с толковым словарём.

В форме диалога.

Выделяют звук [ц].

Характеристика звука.

Проверяют работу на доске, дополняют.

2 ученика поднимают изображения с героями: Том- твёрдый согласный, Тим - мягкий согласный.

Дети делают вывод: звук [ц] всегда твёрдый.

Дети делают вывод: звук [ц] может быть в начале, середине, конце.

Смотрят мультфильм, называют слова со звуком [ц].

5.Дети одевают Букварёнку цилиндр, синие башмачки, серое платьишко.

Смотрят, в воздухе пишут букву ц.

Лепят из пластилина букву ц.

Вывод: буква ц обозначает  звук [ц] - твердый согласный, у него нет мягкой пары, глухой.

Интерактивная физкультминутка Цыплёнок

Актуализация необходимых знаний:

6.Чтение слогов с буквой ц.

7.Сравнение слогов с ци и цы .Проведём исследование.

-Какой возникает вопрос?

 -Когда пишется и, а когда ы?

- Сравните столбики слов и сделайте вывод.

цифры            скворцы

циркуль          огурцы

цилиндр         пловцы

цикорий          молодцы

- Прочитайте слова.

Цыплёнок, цып, на цыпочках.

-Что заметили?

-Разучим скороговорку.

Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка.

6. Дети читают слова с буквой ц самостоятельно.

Учитель индивидуально читает с детьми, у кого чтение вызывает затруднение ( на столе лежат фигурки цыплят).

7.Учащиеся сравнивают столбики слов и делают вывод.

Вывод: буква и пишется в середине слова, а буква ы пишется в конце слова.

После ц в середине слова пишется буква ы.

Работа в паре.

Организация познавательной деятельности:

8. Игра "Найдите лишнее слово.

Цирк, циркуль, циркач.

9.Чтение текста на стр.50.

-Про кого здесь не сказано?

-Составьте предложения про клоуна.

     

8.Дети находят лишнее слово.

(Цирк- это однозначное слово, цирк отвечает на вопрос"что?", циркуль - не является однокоренном словом).

9.Самостоятельное чтение текста.

Подведение итогов:

12. Подводит итоги урока:

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- С какими целями справились, что не успели сделать, что бы еще хотели сделать?

-- Какой звук мы изучили?

- Охарактеризуйте звук [ц].

- Как называется буква, обозначающая этот звук?

Определяет вместе с учащимися место буквы – к в ленте букв.

12. Подводят итоги, отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников, определяют место буквы в ленте букв.

Рефлексия

Спрашивает:

-  Что нового узнали?

-  Чему научились?

-  Что важное для себя поняли?

Анализируют свою работу, начинают ответ со слов:

«Я узнал, что….»

«Я понял, что….»

«Я запомнил, что…..»

Мне было трудно…

"Мне пригодятся эти знания и навыки… "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...