Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

 Шибарева Алена Александровна

Рабочая программа  и тематическое планирование по родному русскому языку для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_2_klass.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения Глуховской средней школы Елдежская основная школа

Принята на педсовете                                                              Утверждена приказом  №

Протокол №.                                                  

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на  2020-2021 уч. год

2 класс

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                                                         Шибарева А.А.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

во 2 классе

          Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

           осознавать роль языка и речи в жизни людей;

           эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

           понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

           обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

          Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

          Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

          Регулятивные УУД:

           определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

           проговаривать последовательность действий на уроке;

           учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

           учиться работать по предложенному учителем плану.

          Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

          Познавательные УУД:

           ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

           находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

           делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

           преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

          Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

          Коммуникативные УУД:

           оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  

           слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

           договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

           учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

          Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

           Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

           воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

           осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

           понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

           выразительно читать и пересказывать текст;

           делить текст на части, озаглавливать части;

           подробно и выборочно пересказывать текст;

           правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

           делить слова на части для переноса;

           правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

           писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

           обращать внимание на особенности употребления слов;

           ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

           составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

           составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Содержание учебного предмета

           Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

   Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

   Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

На изучение учебного предмета «Родной (русский) язык»

отведено 1 полугодие -  17 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

2

Язык в действии  

6

3

Секреты речи и текста

3

 

                                            Итого                                                            

17 часов

 

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку (17 часов)

Дата

Тема урока

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)

1

По одёжке встречают… 

2

 

Ржаной хлебушко калачу дедушка. 

3

 

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. 

4

 

Каша – кормилица наша.

5

Любишь кататься, люби и саночки возить.

6

 

Делу время, потехе час

7

В решете воду не удержишь

8

 

Самовар кипит, уходить не велит.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

9

Помогает ли ударение различать слова? 

10

Для чего нужны синонимы? 

11

Для чего нужны антонимы? 

12

Как появились пословицы и фразеологизмы?

13

Как можно объяснить значение слова?

14

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

15

 

Учимся вести диалог.

16

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова

17

 

Устанавливаем связь предложений в тексте. Проверочная работа.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...