Методическая разработка по теме " Слова отвечающие на вопросы "ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?" 1 класс. Русский язык
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Землянкина Наталья Георгиевна

1 класс. Русский язык  Тема: "Слова отвечающие на вопрос "Что делать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat.odt27.94 КБ
Файл chto_delat.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Урок письма.

ТЕМА:   Слова   отвечающие  на   вопросы ЧТО  ДЕЛАТЬ?ЧТО  СДЕЛАТЬ?

Цели деятельности учителяформировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»; 
учить находить эти слова в тексте; составлять с ними предложения; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость.
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 
научатся: определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложений; различать действие и слово, называющее действие предмета; находить основу предложения;
получат возможность научиться: классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; проверять свою деятельность по образцу;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; следовать инструкции при выполнении задания; работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.
Методы и формы обученияОбъяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.


Ход урока

I.Организация начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку
-Давайте начнём урок как всегда с добрых пожеланий друг другу. Улыбнитесь Солнышку, улыбнитесь друг другу, а я улыбаюсь всем вами желаю успехов в работе. 
Учитель:
Проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Включение в учебную деятельность. (На экране стихотворение)
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки – врозь
Лапки - боком, лапки - вкось…
- Дайте ответы на вопросы: 
- Кто? (воробей, воробьишка, мышка) - Что? ( глазки, бисер, лапки)
- Как назвать эти слова? ( одушевлённые и неодушевлённые предметы).
- О каких словах мы говорили на предыдущих уроках? (О словах-предметах )
- Приведите свои примеры.
III. Чистописание. 
1. Письмо в тетради букв и соединений: Ин , Иг , ви, ли
2. Чтение предложения: 

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит.

А под ёлкой снег лежит.

- Сколько предложений вы прочитали? ( два )
- Почему каждая строка начинается с заглавной буквы? ( Это стихотворение)
3. Письмо предложения в тетради с проговариванием.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? ( травинки, ручей,снег )
IV.Постановка целей и определение темы урока. 
1.- Что говорится об травинках? ( пробиваются) Задайте вопрос к этому слову. ( Что делают? ) 
- А что делает ручей? ( бежит ) Поставьте вопрос к этому слову. ( Что делает ? )
- Что обозначают эти слова ? (Действие предметов).
- Рассмотрите картинку на экране, назовите слова, отвечающие на вопрос КТО? ( девочка, снегирь).
- Что делает девочка? Что делает снегирь?
2. «Снегопад» : 
-Прочитайте слова: узнавать, бегать, спать, писать, решать, лениться, трудиться, читать, думать, мечтать, рисовать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть. (Показываю слайд «Мы сегодня…»)
-Как вы думаете, какие из этих слов вам сегодня будут нужны на уроке?
- А что вы можете сказать об этих словах? 
- Попробуйте поставить вопрос к этим словам. Вам поможет мой вопрос:
- Что сегодня мы будем делать на уроке? Ответьте полным ответом: 
-Мы сегодня будем… и вставляете нужные вам слова со снежинок в свой ответ. (Мы сегодня будем узнавать, писать, трудиться, читать, думать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (что делать?)
( Подвести детей к самостоятельному выводу темы и целей урока). 
V. Физминутка.
– Я буду давать указания, а вы выполняйте.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
И писать, друзья, начните.
– Что вы сейчас выполняли? ( действия )
VI. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. – Проанализируйте предложение :
Льётся песня громкая про наш любимый край. 
- О чём говорится в предложении? ( О песне )
- Что она делает? ( Льётся )
- Что обозначают эти слова? ( действия предметов )
2. Добавьте подходящие по смыслу и созвучию слова и прочитайте стихотворение:
Травка … ,
Солнышко … ,
Ласточка с весною
В сени к нам … . 

Слова для вставки : блестит, зеленеет , летит .
- На какой вопрос отвечают написанные слова? 
- Составьте свои предложения (устно) с этими словами.
3. Образование действий от слов, отвечающих на вопросы «Что?» 
работа-… (работать) мороз - … (морозить)
завод- … ( заводить) город - … ( городить)
4.Запись слов с противоположным значением:
Стоять - .. (бежать) молчать - … ( кричать) любить - … (ненавидеть)
VII.Физкультминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия (ходьба).
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (поднимание рук).
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз (приседание).
И сказали три кота:
-Красота! Красота! (хлопки в ладоши).
- Какие действия выполняли коты?
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по карточкам. Учащиеся работают по рядам:
- Учащиеся каждого ряда должны найти слова-действия в предложениях.
Карточка 1.
Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.
Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.
Карточка 3.
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. 
IX. Итог урока. Рефлексия.
1.- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.
•Песня, играть, клюква, игрушка.
•Взял, труба, сидит, строит.
•Морской, красный, быстрый, книга.
2. - Какие слова вы узнали на уроке ? (слова-действия.)
- На какие вопросы отвечают слова-действия?
– Выберите любое высказывание и продолжите его:
Сегодня на уроке: 
я узнал …
я понял …
я хотел бы узнать еще ….
мне было интересно …
мне было трудно …
3.- Оцените свою работу на уроке. (Оценивают себя картинными символами - смайликами.)
laugh hoho sad

- Спасибо за урок!

Карточка 1.
Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.

Карточка 3.
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. 

Карточка 1.
Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.

Карточка 3.
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. 

Карточка 1.
Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.

Карточка 2.
Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса.

Карточка 3.
Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки – врозь Лапки - боком, лапки - вкось…

Слайд 3

Мы сегодня........ узнавать, бегать, спать, писать, решать, лениться, трудиться, читать, думать, мечтать, рисовать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть.

Слайд 4

Что делать? узнавать, писать , трудиться , читать, думать, рисовать , доказывать, обсуждать, сравнивать, слушать , играть.

Слайд 5

Льётся песня громкая про наш любимый край.

Слайд 6

Травка … Солнышко … , Ласточка с весною В сени к нам … . Слова для вставки : блестит, зеленеет , летит .

Слайд 7

Карточка 1. Идет сильный дождь. Марат делает уроки. Алина рисует куклу. Миша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину. Карточка 2. Скакал зеленый кузнечик. Желтела рожь. Журчал ручей. Стрекотала бойкая сорока. На цветке блестела роса. Карточка 3. Поют чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит под кустом. Ежи шуршат в траве.

Слайд 8

Песня , играть, клюква, игрушка. Взял , труба, сидит, строит. Морской , красный, быстрый, книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Урок чтения в 1 классе ".

Методическая разработка урока чтения по книге Р.Н.Бунеева "Капельки солнца"Работа над стихотворением В.Пескова "Листья падают с клёнов".Урок отвечает требованиям ФГОС , основан на личностно - деятельн...

Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

методическая разработка по теме "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний", 2 класс

Методическая разработка урока по теме "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний". Целью этого урока является познакомить со словами,которые не имеют окончаний;научит выделять и определять з...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"

Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...

Методическая разработка на тему "Использование игровой методики на уроках английского языка"

Использование игровой методики на уроках английского языка         В настоящее время одной из основных задач, считается развитие коммуникативно-речевой деятельн...