Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Рекомендации для учителей нач.классов на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_slovarnye_slova.docx | 134.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация словарной работы на уроках русского языка
в начальных классах
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.
Поэтому формирование орфографической зоркости учащихся, умение писать эти слова без ошибок, грамотно - одна из задач, которую ставят педагоги перед собой
В словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется определение следующим образом: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" (13, с.215).
Таким образом, можно обозначить этапы работы над новым словом:
1) Объяснение значения нового слова;
2) Усвоение учащимися произношения нового слова;
3) Закрепление и активизация нового слова в речи.
Особую важность приобретают разнообразные методы, приемы, способы, которые являются более эффективными для реализации этих этапов
Для объяснения значения нового слова в работе используют следующие приемы:
1.Показ предметов в натуре, их моделей и макетов, коллекций (парта, книга, листок, морковь, ель), их признаки (красный, белый, мягкий, лёгкий, тяжёлый), количество предметов (два, пять, десять).
2.Демонстрация действий. Применяется обычно для объяснения значения отдельных глаголов (пишет, прыгает, сидит) и наречий, обозначающих образ и способ действий (пишет чисто, сидит правильно).
3.Показ изображения предметов и действий (рисунков, картин, иллюстраций, открыток, диапозитивов). Применяется тогда, когда нет возможности показать предмет в натуре или демонстрировать действия.
4.Слушание звукозаписи. Практикуется для осмысления глаголов звучания (кукует, кукарекает, гогочет)
5. Использование загадки .
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
6. Использование загадки – ответ
Очень сладкий он на вкус, а зовут его… АРБУЗ.
Щиплет уши, щиплет нос, стоит на улице … МОРОЗ и т.п.
7. Использование детских шутливых стихотворений
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой,
Встретимся не скоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова!
8.Нахождение толкования слова в словаре
9. Этимологический анализ слов
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».
10. Подбор синонимов (метель-буран, вьюга; бедный - небогатый; в двух шагах - близко).
11. Подбор антонимов (вылетел-влетел, далеко - близко, грязный - чистый).
12. Определение слова по лексическому значению
Первый день недели - …ПОНЕДЕЛЬНИК; Место, где ты родился – …РОДИНА
13. Ассоциации картинок со словами
14. Наполнение слов «сбежавшими»гласными
Змлнк, трмвй, чтврг, трктр, пндльнк
2.Для усвоения произношения нового слова; 1.Звукобуквенный анализ, сравнение произношения, определение слабой позиции в слове, объяснение правильного написания.
2. Использование различных видов словарей (орфографический, толковый, этимологический).
3. Придумывание «легенды» к слову.
4.Прослушивание аудиозаписи
3. Закрепление и активизация нового слова в речи.
Закрепление слова
1. Картинный словарь (рисунок, картинка, открытка),составление словосочетаний, предложений, составление сказок
АРБУЗ, ЯБЛОКО, ЗАЯЦ
2. Цепочка слов с одинаковым началом или концом
Картина – картофель, молоток – молоко, огород – город, работа – рабочий, пшеница – столица – синица - пятница и т.п.
3. Ассоциации слов, где «спряталось» одно и то же соединение букв
-оро- сорока, ворона, воробей, корова, корона, город, мороз;
-оло- соловей, колокол, молоко, молоток;
-ара- карандаш, баран, гараж, сарай, каравай и т.п.
4. Слова схожие по написанию
В субботу идём на субботник; в России русский учим в классе;
5. Картинный словарь (рисунок, картинка, открытка),составление сказок
АРБУЗ, ЯБЛОКО, ЗАЯЦ
6.Шифровка (при написании минутки чистописания)
з@ВоД, о@б@е@д, яяззыыкк, сЕвЕр, и т.п.
7. Весёлые стихи – напоминалки
Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова:
Напишем в корне с буквой О.
8. Отгадывание ребуса
100лица (СТОЛИЦА), Р1А (РОДИНА),
9. Работа с сигнальной карточкой записи слова, где буква, которую надо запомнить – пропущена.
Дети проговаривают слово целиком, называя чётко тот слог в котором букву надо запомнить. После записи сигнальную карточку переворачиваю, и дети выполняют самопроверку написанного слова.
Активизация нового слова в речи
1. Составление предложения так, чтобы оба слова или несколько слов были в него включены.
2.Нахождение общего между этими словами (или одна и та же непроверяемая гласная, или одинаковое количество букв, или начинаются с одной буквы, или оба слова – существительные, или прилагательные, или наречия и т.п.)
3.Работа с пословицами или поговорками, где встречаются такие слова, знакомимся с фразеологизмами
4.Работа с карточками из словарного уголка
Предлагаемые приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Данная работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»
В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...
Организация словарной работы на уроках русского языка в начальном звене в условиях малокомплектной школы
В данном документе описаны приёмы работы учителя на уроках русского языка в начальной школе при знакомстве с новыми словарными словами. Цель: - Представление различных приемов организации словарн...
Методическая разработка «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»
Методическая разработка «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»...