Изменение личных местоимений 3 лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жукова Елена Юрьевна

Урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:Русский язык

Класс:4

Тема урока: Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

Цели урока: знакомство с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица

Планируемые результаты:

Предметные: учиться правильно писать предлоги с местоимениями; определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывать лицо, число и падеж местоимений

Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку;

Тип урока: Общеметодологической направленности

Оборудование:учебник 4 кл. 2 ч. ШР., мультимедийный проектор.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой - рифмованное начало урока.

3 мин

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь!

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

Друг другу помогать!

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку

Объяснять смысл высказывания

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2.Актуализация знаний и мотивация.

Практический метод - тестирование.

Словесный метод - проверка выполнения домашнего задания.

8 мин.

- Для начала давайте выполним небольшой тест и проверим как мы усвоили тему предыдущих уроков.

Тест. Проверка

Выполнять тестирование

Оценивать себя.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Исследовательский метод - ответы на вопросы.

2 мин.

Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена,

Я о себе такого мнения

Огромна роль …(местоимения).

Скажите, а как вы поняли эту загадку? Слова, какой же части речи заменяют имена?(Местоимения).

Итак, прочитайте тему урока:«Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений.» Какие цели поставим перед собой?

А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете? (Он, она, оно, они)

Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите цели урока

Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Отгадывать загадку.

Местоимения.

Называть тему урока.

Ставить цели.

Вспоминать местоимения 3 лица: он, она, оно, они.

Принимать учебную задачу.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

4. Открытие нового знания.

Частично-поисковый метод - работа с таблицей.

Репродуктивный метод - вопросы у тексту.

Работа с упражнением .

Репродуктивный метод - работа по заданию.

Практический метод - работа над грамматическими признаками местоимений.

4 мин.

4 мин.

7 мин.

- Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на экране

В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами. Какой вывод можно сделать?

вывод: если личное местоимение 3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н». Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)». Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно

Упр. 127, с.61.

- Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

- В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

- Запишите словосочетания. Поставьте вопрос
от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву «н»
в местоимениях.

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
занего (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
кней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) сними (Т. п.)

Физминутка

- Присядьте столько раз, сколько лиц имеют местоимения.

- Подпрыгните столько раз, сколько падежей есть в русском языке.

- Топните ногой, если не согласны, хлопните в ладоши, если согласны:

местоимения не называют предмет и не указывают на него;

местоимения 3 лица множественного числа изменяются по родам;

местоимения в речи заменяют имена существительные;

слово она является местоимением 2-го лица;

местоимение о нас стоит во множественном числе;

слово её является местоимением женского рода.

Упр. 128, с. 61.

Прочитайте. Что обозначает выражение «просто так»? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж.

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так. Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решилиони (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Читать и воспринимать таблицу

Делать вывод.

Выполнять упражнение:

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.).

Работать с текстом, правильно указывать падеж, число и лицо:

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так. Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический метод - работа с упражнением.

Частично-поисковый метод - работа со словарем.

Практический метод - разбор слова.

5 мин.

3 мин.

Упр.130, с. 62.

- Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения. Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

Укажите падеж имен существительных и местоимений.

Беспокоился об отце (о нем – П. п.). Одержал победу (ее – В. п.). Увидел салют (его – В. п.). Любовался пейзажем (им – Т. п.). Сделал из металла (из него – Р. п.). Извинился перед товарищем (перед ним – Т. п.). Спросил у директора (у него/
у нее – Р. п.). Подъехал к вокзалу (к нему – Д. п.). Доверять ученице (ей – Д. п.). Мечтать о путешествиях (о них – П. п.). Дружить с космонавтом (с ним – Т. п.)

Выполнять упражнение самостоятельно.

Размышлять над вопросами учителя.

Работать со словарем.

Искать определение слова в толковом словаре «победа».

Выделять орфограммы, запоминать словарное слово.

Личностные:оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический метод - работа в парах.

Репродуктивный метод - работа над упражнением.

Практический метод - самостоятельная работа.

Практический метод - самостоятельная работа.

6 мин

Упр.131, с. 62.

- Поработаем в парах. У каждого ряда будет свой текст. Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м.

- Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.

Выполнять упражнение в парах.

Ответ 1 ряда:

Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.

Ответ 2 и 3 ряда.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать самостоятельно.

Познавательные:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Практический метод - самостоятельная работа.

3 мин

1. Поставьте местоимение в нужной форме. Карточка.

1) Думать о (он)

2) разговаривать с (они)

3) трава подо (я)

4) появился у (я)

2. Поставьте местоимение в нужной форме.

1) приехал с (они)

2) подарим (они)

3) блестит рядом со (я)

4) сожалеть о (он)

Домашнее задание:

с. 63, упр.133

Самостоятельно выполнять задание.

Познавательные:осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический - цветотехника.

1 мин

- Что интересного и нового узнали?

- Спасибо за урок! Мне понравилась ваша работа на протяжении всего этого урока! Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....

урок русского языка в 4 классе тема "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам."

Познакомить с изменением местоимений 3-го лица по падежам. Изучение нового материала.Комбинированный. Работа в парах, фронтально, самостоятельно. Проблемный, словесный, интерактивный, п...

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...