Конспект урока русского языка на тему "Времена глаголов" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гордеева Оксана Николаевна

Конспект и презентация на тему "Времена глаголов" 4кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.24 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt208 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛ

ТЕМА: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ  ПО ВРЕМЕНАМ

Цель: научить  распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи. 

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки  , презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

 - Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.

 Я хочу чтобы вы пожелали  друг другу хорошего настроения, ладошками коснитесь, кивните , улыбнитесь и ко мне повернитесь.

Проверка домашнего задания

У кого возникли вопросы по выполнению домашнего задания?

Запись «Классная работа»

Запишите одним словом:

-первый месяц года (ЯНВАРЬ)

-плод яблони(ЯБЛОКО)

-окаменелая смола(ЯНТАРЬ)

Вы записали словарные слова, подчеркните буквы которые нужно запомнить, поставьте ударение

Запишите  орфографическую разминку (ян, яб,ял)

-подберите к каждому слову глагол, составьте предложения, запишите одно на выбор.

Звуко-буквенный разбор «ТАЮТ»

2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

  - Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам….

 (Глагол)

- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)

-Чем является глагол в предложении?

 Мы гостили у бабушки в деревне.

Мы гостим у бабушки в деревне.

Мы будем гостить у бабушки в деревне.

-Одинаковы ли предложения?

-Чем они отличаются?

-В какое время происходит действие?

- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)

Работа со словарем

 Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.

– Какая  учебная  задача стоит перед нами?  (Научиться отличать одно время от другого.)

 

 3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.

1. Беседа по вопросам.

– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)

– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

(глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы Что сделал?, что делал?

-когда совершается действие?(действие произошло до момента речи, используется вспомогательное слово ВЧЕРА)

– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? (действие совершается в момент речи, т.е. СЕЙЧАС)

Будущего времени?(действие совершается после момента речи, ЗАВТРА)

– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении?

(Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)

2. Упражнение в определении времени глагола. Выборочный диктант.(СЛАЙД

Уж и  есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

-Поставьте глаголы в форме другого времени.(Проверка).

Прош.ВР                             БУД.ВР

4. Физкультминутка  

-Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения

Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать,стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, опереться, сесть.

5. Упражнение в изменении глаголов по временам. 

1. Работа с правилом (с. 64).

– Прочитайте правило в учебнике.

– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)

– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?

– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.

– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)

 

6.Упражнение «Четвёртый лишний». (работа в парах)
Даны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)


Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
7. Работа с учебником.

1. Упражнение в образовании временных форм глагола ( с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)

 8.Творческая работа. 
Упражнение «Оживи картинку»
На доске написан текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
-Прочитать текст.

-Вставить в каждое предложение глаголы.

-Определить время глаголов.

-Выберите любое предложение, подчеркните грамматическую основу и укажите   части речи над каждым словом

Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

Физминутка для глаз

9. Н а п и ш и т е  предложения, правильно употребив глаголы из скобок.

Поставь глаголы в прошедшее время. Самостоятельная работа

 Пришла зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Уснуть ) лес: ни звука. Мороз (щипать) щёки.

 рассыпала, уснул, щипал-разберите слова по составу

10 . Вставь глаголы в пословицы.

11. Глагол или существительное?

12.Рефлексия

– Что изучали на уроке?

– Чтобы определить время глаголов, что нужно сделать?

-   Каким бывает глагол будущего времени?

-Сколько имеют суффиксов глаголы прошедшего времени?

11. Домашнее задание: упражнение    , с. 64.

        ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ        

Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.

Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).

Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.

Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.

Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.

Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.

Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.

 Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.

Подчеркни лишнее слово

Пришла, пишет, встречает, улыбается, гремит


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам». Выполнил: учитель начальных классов Гордеева О.Н.

Слайд 2

Словарная работа Запишите одним словом Первый месяц года Плод яблони 3. Окаменелая смола

Слайд 3

Я нварь Ябл о к о Я нтарь

Слайд 4

Звуко-буквенный разбор та́ют . Транскрипция слова [тай’ут]-2 слога т — [т] — согласный, глухой , твёрдый а — [а] — гласный, ударный ю — [й’] — согласный, звонкий, мягкий [у] — гласный, безударный т — [т] — согласный, глухой, твёрдый 4 буквы, 5 звуков

Слайд 5

Стихотворение Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам….

Слайд 6

Мы гостили у бабушки в деревне. Мы гостим у бабушки в деревне. Мы будем гостить у бабушки в деревне .

Слайд 7

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!

Слайд 8

проверка прош. вр . будущ. вр . полюбил полюблю назвал назову стал стану

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА МАХАТЬ,ЖМУРИТЬСЯ,ПЛЫТЬ, СМЕЯТЬСЯ,БЕЖАТЬ, СТОЯТЬ,ГЛАДИТЬ, ПРЫГАТЬ, МЫЧАТЬ,МОЛЧАТЬ,НАГНУТЬСЯ,ОПЕРЕТЬСЯ,СЕСТЬ

Слайд 10

Работа в парах 1.Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил) 2.Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает) 3.Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил) 4.Спою,буду скучать, нарисую, мастерю, включу (мастерю)

Слайд 11

Оживи картинку Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле. (Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

Слайд 12

Проверка Наступила ночь. (пр.в) Уснула маленькая деревушка. (пр.в) Погасли огни. (пр.в) Шумит ветер. (н.в) Качаются одинокие деревья. (н.в) Пошёл снег. (пр.в) Белеет бесконечное поле. (н.в)

Слайд 13

Поставь глаголы в прошедшее время Пришла зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Уснуть ) лес: ни звука. Мороз (щипать) щёки.

Слайд 14

Морфемный разбор Рассыпала, уснул, щипал

Слайд 15

Книги – мир . Цыплят по осени . Слово как узлом . Дружба правдой . Крепнет, завяжешь, читаю, скажешь, открываю, считают. 1 л. ед.ч . 1 л. ед.ч . 3 л. мн.ч . 2л. ед.ч . 2л. ед.ч . 3 л. ед.ч .

Слайд 16

Книги читаю (наст. вр.) – мир открываю (наст. вр.) . Цыплят по осени считают (наст. вр.) . Слово скажешь (буд.вр.) как узлом завяжешь (буд.вр.) . Дружба правдой крепнет. (наст.вр.)

Слайд 17

Существительное или глагол? Затопили печь, чтобы пироги печь. Снежное покрывало всё поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Слайд 18

Домашнее задание Повторить правило Работа по карточкам Упр 146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект русского языка

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Конспект русского языка во 2 классе

Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"

Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных  познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Конспект русского языка "Родительный падеж"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...