Памятка по работе над ошибками 1-4 кл. Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Систематическое выполнение работы над ошибками будет способствовать развитию орфографической зоркости у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_rabote_nad_oshibkami_1-4_1.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)

Последовательность работы над любой допущенной ошибкой:

  1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
  2. Определи, на какое правило допущена ошибка.
  3. Повтори  данное правило.
  4. Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
  5. Прочитай  внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке.

Название орфограммы

Как проработать ошибку.

Алгоритм

1.

Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:  Выпал  пушистый  снег.  Дети  рады.

2.

Знаки препинания в конце предложения.        

Выпиши  предложение  правильно.  Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же знаком  и  запиши.  Подчеркни  знак.

Делай так: Ты любишь отгадывать загадки?  Кто быстрее прочитает скороговорку?

3.

Пропуск, замена, искажение буквы.

Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.

Конь/ки, конь/ки, конь/ки.

4.

Слоги.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.

Уиель.

5.

Перенос слова.

Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.

Напиши слово и покажи все способы переноса.

Бе-рёза, берё-за. Груп-па.

6.

Гласные после шипящих.

Выпиши  слово правильно. Придумай и запиши  ещё  два слова на эту орфограмму.

Делай так:  малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7.

Сочетание  чк,  чн,  нщ,  щн.        

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё  два слова.

8.

Ударение.

Выпиши  слова.  Поставь в них правильно знак  ударения.

Делай так:   алфавит, азбука, портфель.

9.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением  (а,  о,  е,  и,  я).

Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне.

Гроза – грозы.

10.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова)

Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.

У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.

11.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.

Гриб-грибы, глазки-глаза.

12.

Непроизносимые согласные в корне  слова.

Прочитай  слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.

Звёздный – звезда, звездочка.

13.

Большая буква в именах собственных.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.

Таня, Саша, Андрей.

Москва, Ярославль, Новгород.

14.

Двойные согласные в слове.

Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило.

Класс, русский, искусство.

Тонна, длинный, лунный.

15.

Ь – показатель мягкости.

Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: Ель, мальчик, коньки.

16.

Разделительный мягкий знак.

Запомни! 

Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило.

Листья, волчьи, вьюга.

17.

Разделительный «Ъ».

Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.

Подъехал, объявление, съел.

18.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно.  Выдели в нём приставку.  Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Делай так:  полетели,  побежали,  потянули

19.

Правописание приставки со словом.

Выпиши слово.  Выдели приставку.  Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так:  заехал,  уехал,  переехал.

Запомни!  Приставка – это часть слова.  Она пишется слитно со словом.

20.

Правописание суффиксов.

Запомни!  Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

-ёнок-, -онок-

После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-.

-ик-, -ек-

Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс   -ик-.

Замочек – замочки

Кораблик – кораблики

-ив-, -ев-

Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-.

-лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом.

Делай так: липовый, дубовый, кленовый

21.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях  и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях.

Запомни! Под ударением пиши букву - о, без ударения - Е.

кольцом , тучей  , мужичок ,большого, 

22.

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни!  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

•        в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;

•        в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило.

23.

Правописание предлога со словом  (орфограмма - пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.  Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.  Обозначь орфограмму – пробел.

Делай так:  к_берегу,  к  (какому?)  берегу,  к  (крутому) берегу.

Запомни!  Предлог - это отдельное слово. Не  смешивай  приставку  с  предлогом. У  глаголов  нет предлогов.

Делай так:  Лодка  отплыла  от  берега.

24.

 Соединительные  гласные  в  сложных  словах  ( о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.  Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши  ещё  одно слово на эту  орфограмму.

Делай так:  водовоз,  самолёт.        

25.

Предлог с местоимением  (орфограмма - пробел).

Выпиши  из предложения  местоимения  с  предлогом.  Запиши  ещё  два  примера на эту орфограмму.

Делай так:  у  нас,  ко  мне,  с  тобой.

Запомни!  Предлоги  с  местоимениями (как  и  с  именами  существительными)  пишутся  отдельно.

26.

Разбор слов по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.

Поездка, ….., … .

27.

«Не» с глаголом.

Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.

Выпиши  глагол  с  не. Запиши  ещё  два  слова  на  это  правило.  Подчеркни  орфограмму.

Делай так: не  пришёл,  не  выучил,

 не _знал.

28.

Правописание «ь» после шипящих.

Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи.

1. Определи часть речи.

2. Если существительное, то определи склонение:

1 скл. - туч (мн.ч., р.п.)

2 скл. – шалаш

3 скл -ь ночь

3. Если краткое прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипуч, колюч

4. Если глагол,то "ь" всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь

5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзничь, настежь, прочь

Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило.

Ночь (ж.р. 3 скл.),…, …. .

Мяч (м.р. 2 скл.), …, …. .

29.

Правописание безударных  падежных окончаний имён существительных.

Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.

Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)

30.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.

Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)

31.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.

Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)

32.

Мягкий  знак  ь  на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши  глагол  правильно.  Запиши  ещё два глагола на эту орфограмму.

Делай так:  пишешь,  решаешь, читаешь  (наст. вр.,  2-го  лица,  ед.ч.)

Запомни!  На  конце  глаголов  2-го  лица  единственного  числа  пишется  мягкий  знак.

33.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

Слышал (слышать).

34.

-ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени,   неопределенной формы.

Задай  вопрос  к  глаголу.  Запиши  вопрос  и  глагол.  Обозначь  орфограмму.  Запиши  ещё   два  слова на  это  правило.

Делай так:  Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч.

Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф.

35.

Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  главные  члены.  Обозначь  части  речи.  

Делай так:

пред. сущ.    гл.        прил.          сущ.

В  гнезде сидел маленький орленок.

(Пов.,  невоскл.,  прост.,  распр.)

36.

Однородные  члены  предложения.

Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Ветер (что сделал?) сорвал , разметал. 

[−  =  , =  ].

37.

Сложное   предложение.

Выпиши  правильно.  Подчеркни  грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай  так:    В  синем  небе  звёзды   блещут,  в  синем  море  волны   хлещут.

 [− =],[− =].

38.

Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

"А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. " П ?” - а.

39.

Слова на неизученные правила.

1. Пропиши всю строчку

слово, в котором ошибся.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Постарайся запомнить

правописание этого слова.

Локомотив.

Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками...

Памятка по русскому языку при работе над ошибками в 1 классе ( УМК "Школа России")

1.Большая буква, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег. 2.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. 3. Мягкий знак (ь) на...

Памятк для работы над ошибками в начальной школе

Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...

Работа над ошибками. Умножение и деление (Начальная школа 21 века)

Цели урока: формировать умения  анализировать свою работу.Планируемые результаты:  Личностные: ·         Способствовать развитию умения сравнивать, до...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...