Памятка по работе над ошибками 1-4 кл. Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Систематическое выполнение работы над ошибками будет способствовать развитию орфографической зоркости у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_rabote_nad_oshibkami_1-4_1.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учащихся.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)
Последовательность работы над любой допущенной ошибкой:
- Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
- Определи, на какое правило допущена ошибка.
- Повтори данное правило.
- Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
- Прочитай внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке.
№ | Название орфограммы | Как проработать ошибку. Алгоритм |
1. | Большая буква в начале предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. |
2. | Знаки препинания в конце предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку? |
3. | Пропуск, замена, искажение буквы. | Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение. Конь/ки, конь/ки, конь/ки. |
4. | Слоги. | Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные. У/чи/тель. |
5. | Перенос слова. | Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке. Напиши слово и покажи все способы переноса. Бе-рёза, берё-за. Груп-па. |
6. | Гласные после шипящих. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча. |
7. | Сочетание чк, чн, нщ, щн. | Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. |
8. | Ударение. | Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфавит, азбука, портфель. |
9. | Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (а, о, е, и, я). | Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне. Гроза – грозы. |
10. | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова) | Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места. У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник. |
11. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни. Гриб-грибы, глазки-глаза. |
12. | Непроизносимые согласные в корне слова. | Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму. Звёздный – звезда, звездочка. |
13. | Большая буква в именах собственных. | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Таня, Саша, Андрей. Москва, Ярославль, Новгород. |
14. | Двойные согласные в слове. | Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило. Класс, русский, искусство. Тонна, длинный, лунный. |
15. | Ь – показатель мягкости. | Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Делай так: Ель, мальчик, коньки. |
16. | Разделительный мягкий знак. | Запомни! Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я. Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило. Листья, волчьи, вьюга. |
17. | Разделительный «Ъ». | Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму. Подъехал, объявление, съел. |
18. | Гласные и согласные в приставках. | Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули |
19. | Правописание приставки со словом. | Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Делай так: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом. |
20. | Правописание суффиксов. | Запомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. -ёнок-, -онок- После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-. -ик-, -ек- Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс -ик-. Замочек – замочки Кораблик – кораблики -ив-, -ев- Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-. -лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И. Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом. Делай так: липовый, дубовый, кленовый |
21. | Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях. | Запомни! Под ударением пиши букву - о, без ударения - Е. кольцом , тучей , мужичок ,большого, |
22. | Правописание Ы или И после Ц. | Запомни! Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция. цитировать, операционная, дисциплина. Буква Ы после Ц пишется: • в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы; • в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок. Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило. |
23. | Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел). | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Делай так: Лодка отплыла от берега. |
24. | Соединительные гласные в сложных словах ( о, е). | Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, самолёт. |
25. | Предлог с местоимением (орфограмма - пробел). | Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Делай так: у нас, ко мне, с тобой. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. |
26. | Разбор слов по составу. | Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме. Поездка, ….., … . |
27. | «Не» с глаголом. | Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не _знал. |
28. | Правописание «ь» после шипящих. | Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи. 1. Определи часть речи. 2. Если существительное, то определи склонение: 1 скл. - туч (мн.ч., р.п.) 2 скл. – шалаш 3 скл -ь ночь 3. Если краткое прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипуч, колюч 4. Если глагол,то "ь" всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь 5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзничь, настежь, прочь Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило. Ночь (ж.р. 3 скл.),…, …. . Мяч (м.р. 2 скл.), …, …. . |
29. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание. Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.) |
30. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж. Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.) |
31. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание. Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют) |
32. | Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Делай так: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.) Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак. |
33. | Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. | Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму. Слышал (слышать). |
34. | -ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени, неопределенной формы. | Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч. Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф. |
35. | Разбор предложения. | Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Делай так: пред. сущ. гл. прил. сущ. В гнезде сидел маленький орленок. (Пов., невоскл., прост., распр.) |
36. | Однородные члены предложения. | Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. Ветер (что сделал?) сорвал , разметал. [− = , = ]. |
37. | Сложное предложение. | Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Делай так: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. [− =],[− =]. |
38. | Предложения с прямой речью. | Запиши правильно предложение. Составь схему. "А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. " П ?” - а. |
39. | Слова на неизученные правила. | 1. Пропиши всю строчку слово, в котором ошибся. 2. Подчеркни место ошибки. 3. Постарайся запомнить правописание этого слова. Локомотив. |
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....
памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками...
Памятка по русскому языку при работе над ошибками в 1 классе ( УМК "Школа России")
1.Большая буква, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег. 2.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. 3. Мягкий знак (ь) на...
Памятк для работы над ошибками в начальной школе
Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...
Работа над ошибками. Умножение и деление (Начальная школа 21 века)
Цели урока: формировать умения анализировать свою работу.Планируемые результаты: Личностные: · Способствовать развитию умения сравнивать, до...
Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!
Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены основные разделы программы школьного курса по русск...