Урок "I и II спряжение глагола", 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок ОНЗ составлен в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagolov_4_klass.docx | 454.12 КБ |
etalon_dlya_samoroverki.pptx | 70.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «I и II спряжение глагола»
Цель: Познакомить с окончаниями глагола I и II спряжения
1 шаг: Новое знание: «Как по окончанию глагола определить его спряжение»
6 шаг: Фиксация нового знания
Способ действия: алгоритм определения спряжения глагола по его окончанию.
1 Определяю лицо и число глагола. | |
2. Смотрю на окончание глагола. | |
если окончание | если окончание |
- ем, - ём | - им, |
- ешь, - ете, - ёшь, - ёте, | - ишь, -ите, |
- ёт, - ут, - ет, - ют. | - ит, - ат, - ят. |
то глагол I спряжения | то глагол II спряжения |
Ход урока:
- Мотивация.
- Объясните смысл высказывания:
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.
(Объяснения высказывания детьми).
- О словах какой части речи мы говорили на прошлом уроке? (о глаголах)
- Какие глаголы вы услышали в стихотворении? (идти, не боимся, будет, не давались)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Назовите признаки глагола, которые нам известны? Что знаем о глаголах? (время, род – в прошедшем времени, лицо, число, неопределенная форма глагола)
1) - На доске вы видите картинки. (ЛИСА, ОГУРЕЦ, ЦИРК, ИГРУШКИ)
- Составьте слово по первым буквам. (Получилось слово «ЛИЦО»)
- Как определить лицо глагола? (Надо подобрать нужное местоимение)
Лицо | ед.ч. | мн.ч. |
1л. | я | мы |
2л. | ты | вы |
3л. | он она оно | они |
- Продолжите фразу «Глагол изменяется по…» ЛИЦАМ
2) Послушайте стихотворение:
Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол?
Вы, конечно, угадали?
- Как изменяется глагол? (ПО ЧИСЛАМ)
3) Продолжите фразу: «Изменение глагола по лицам и числам называется…» СПРЯЖЕНИЕМ
(лист со словом «СПРЯЖЕНИЕ» прикрепить на доску)
- Какая часть глагола изменяется при спряжении? (окончание)
- Для чего мы повторили этот материал? (Он нам пригодится на уроке)
Работа у доски
- На доске карточки со словами (в один столбик распределены).
- Определите ЛИЦО, ЧИСЛО глаголов, выделите окончание.
(Дети говорят лицо, число, я подписываю справа от слов)
тянем | тянем (1л., мн.ч.) | |
ответим | ответим(1л., мн.ч.) | |
достанем | достанем(1л., мн.ч.) | |
цветём | цветём(1л., мн.ч.) | |
прилетим | прилетим(1л., мн.ч.). |
- Что заметили? (у глаголов одинаковое лицо и число).
ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
- Распределите глаголы в две группы и попробуйте определить спряжение.
- У кого нет ответа?
- В чем ваша трудность (затруднение)?
(Я не могу распределить глаголы в 2 группы;
Я не могу определить спряжение)
- У кого есть ответ? Кто справился? (распределил на группы, обозначил спряжение)
- Обоснуйте грамотность своего выполнения. Докажите, что это верно.
- В чем ваша трудность (затруднение)?
(Я не могу объяснить, что это правильно;
Я не могу обосновать правильность своего ответа)
- Как называется действие, которое мы впервые пробуем выполнять? В нем всегда возникает затруднение? (ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ)
- Выявление места и причины затруднения.
- На каком этапе возникло затруднение? (у глаголов одинаковое лицо и число, но разное окончание)
- В чем причина нашего затруднения?
(Мы не знаем правила распределения глаголов,
нет опоры для распределения глаголов,
Мы не знаем (нет) алгоритма…)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Предлагаю выбрать цель на урок:
- Узнать как определить спряжение глагола.
- Потренироваться в определении спряжения глаголов.
Цели вывести на проектор
- Кто выбрал первую цель? Почему?
(На надо узнать способ определения спряжения глаголов; узнать какие вообще бывают спряжения глаголов)
- Кто выбрал вторую цель7 Почему?
(Тренировка дает опыт)
- Кто выбрал обе цели? Почему?
(Тогда мы сможем достичь то, что необходимо на сегодняшнем уроке)
РАБОТА В ГРУППАХ
-Кто назовет ТЕМУ урока? (Спряжение глагола)
- Я раздам вам карточки для работы в группах, подумайте по какому плану вы будете с ними работать.
План работы в группах
- Рассмотрим карточки.
- Прочитаем задание.
- Прочитаем слова.
- Заполним таблицы по заданию.
- Дополним алгоритм нужными словами.
- Распределим, кто заполняет одну таблицу, кто заполняет другую таблицу (чтобы время сэкономить).
КАРТОЧКА для работы в группах
- Прочитайте глаголы.
Идём, колем, колешь, идёшь, идём, идёте, колете, колет, идёт, идут, колют.
2. Распредели данные глаголы по таблицам. Выделите окончания.
Лицо | ед.ч. | мн.ч. |
1л. | иду колю | |
2л. | ||
3л. |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ _
- Прочитайте глаголы.
Говорим, спешим, спешишь, говоришь, говорите, спешите, говорит, спешит, говорят, спешат.
2. Распредели данные глаголы по таблицам. Выделите окончания.
Лицо | ед.ч. | мн.ч. |
1л. | говорю спешу | |
2л. | ||
3л. |
3. Дополни «Алгоритм определения спряжения глагола по окончанию» нужными словами. Вставь окончания в окошки.
1. Определяю ___________ и ____________ глагола. | |
2. Смотрю на ______________ глагола. | |
Если окончание | Если окончание |
- , - , | - , |
- , - , - , - , | - , - , |
- , - , - , - . | - , - , - . |
то глагол I спряжения. | то глагол II спряжения. |
- Реализация построенного проекта.
Проверка по эталону (новый способ действия).
Обсуждение вариантов заполнения, с опорой на результат групп.
1) Заполненные таблицы
Презентация для проверки
2) Проверка составленных группами алгоритмов.
Презентация для проверки
- Прочитайте первую строку.
- Есть другие варианты?
Открываю слайд.
- Прочитайте вторую строку.
- Есть другие варианты?
Открываю слайд.
- Какие окончания записали в 1 таблицу?
- Есть другие варианты?
Открываю слайд с окончаниями I спряжения.
.
- Какие окончания записали во 2 таблицу?
- Есть другие варианты?
Открываю слайд с окончаниями II спряжения.
Открываю слайд с полной таблицей – алгоритмом +
Раздать Алгоритм каждому ученик.
- Мы открыли с вами новый способ действия Алгоритм «Как определить спряжение глагола по окончанию».
- Где можем проверить действие этого алгоритма? (Вернуться к пробному действию)
(На доске карточки переместить по группам (По спряжению глагола)
Ученики делают поправки у себя в тетради.
ТЯНЕМ ОТВЕТИМ
ДОСТАНЕМ ПРИЛЕТИМ
ЦВЕТЁМ
I спряжение II спряжение
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь потренируемся в применении нового алгоритма.
На доске (на листах) написаны по два глагола для каждого ряда.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
съешь говорят | сошьёт говорит | запоют погонишь |
- Какое задание я вам предложу?
- (Запишите слова.
- Определите спряжение глаголов, окончания выделите).
- Кто может прокоментировать свой вариант выполнения.
Проверка + объяснение с опорой на алгоритм
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь задание для самостоятельной работы.
- Запишите два других глагола во второй столбик.
несут летят |
- Определите спряжение этих глаголов, выделите окончание.
- Пользуясь подробным образцом - (СЛАЙД) проверьте грамотность выполнения.
- У кого получилось сделать задание?
Эталон для самопроверки.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Устно составьте распространенные предложения с глаголами, с которыми мы работали на уроке.
- Самостоятельно запишите 3 любых предложения.
- Какое задание можно выполнить в предложениях? (выделить грамматическую основу, указать известные части речи)
- Рефлексия.
- Какие цели на урок мы ставили? (Открыть слайд с целями)
- Какую из них мы достигли? (Обе)
- над какой целью нам предстоит еще работать? Почему? (над второй)
- Почему у глаголов разные окончания? (Потому что они разного спряжения)
- Сколько спряжений у глаголов в русском языке?
- Назови окончания глаголов I спряжения. ( )
- Назови окончания глаголов II спряжения. ( )
- Продолжи фразу:
Я сегодня учился…
Мне было трудно…
У меня получилось …
Я могу себя похвалить за …
Д/з: Выучить алгоритм, окончания глаголов I и II спряжения,
Упр. 153.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Урок русского языка в 4 классе "Распознавание лица и числа глаголов. 2- лицо глагола".
Формировать умение спрягать глаголы, определять их лицо по местоимению....
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....