Урок по теме "Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Закрепление изученной темы с использованием дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Предмет: русский язык.
Тема: «Словообразование».
Тип урока: закрепление.
Класс: 3.
Цель: развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.
Задачи: совершенствовать знания об однокоренных словах;
умение последовательно разбирать слова по составу;
развивать словарный запас учащихся; работать в парах;
Оборудование: плакат «чудо – дерево», карточки со словарными словами, однокоренные слова, карточки – пособие.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Определить закономерность в парах слов и назвать букву в последней паре.
день друг правда
н(очь) в(раг) ?(ложь)
(противоположное по значению слову «день» существительное «ночь» - поэтому написана буква «н» и т.д.)
- Правильно – «эль». Её мы и будем писать в сочетании с другими буквами.
Лла Ллб Ллв
2. Словарная работа – работа в парах по карточкам.
…рёза, …ведь, …гурец, …сина, …ловей, …рона, …тофель, …тух, за…ц, …бака. |
- Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили
И в норку быстро утащили.
- Восстановить недостающие слоги самостоятельно и подчеркнуть орфограммы.
- Прочитайте что получилось.
- Запишите словарные слова в тетрадь.
- На какие группы можно разделить слова? животные и растения;
с вопросом кто? и что?
III. Самоопределение к деятельности. (наблюдение над образованием однокоренных слов).
- Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово «сад». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили о нём, то увидели, что оно разрослось.
- Посмотрите, что за чудо – дерево выросло! А плоды на нём – это слова.
«Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадка рядом.
Вот идёт и садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять
В саду словесном».
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Как же случилось, что у одного слова появилось много родственных слов? (с помощью приставки и суффикса)
- Сформулируйте тему урока. (образование новых слов с помощью приставок и суффиксов).
- Процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием.
- Какими же способами образовались эти слова? (разобрать по составу у доски).
посадка рассада садовник
- Повторим, что такое корень? приставка? суффикс?
IV. Физкультминутка.
На двери висит замок.
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
V. Закрепление изученного материала.
1. - Выполним задание «Назовите слово».
- «Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга».
- Что получилось? (подружка)
- Выделите все значимые части слова.
2. Изменение смысла слов с помощью приставки и суффикса.
- Добавьте приставки к корню – лёт-.
отлёт
полёт
вылет
- Различаются ли однокоренные слова по смыслу? да
- Какая часть изменила смысл слова? (приставка)
- Подберите к получившимся словам существительные обозначающие живую природу.
Отлёт (птиц).
Полёт (шмеля).
Вылет (пчёл).
- Как называют маленького первоклассника? –ученик
- А важного профессора? – учёный
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Какая часть слова изменила смысл? суффикс.
Вывод: - какие части слова изменяют смысл? приставка и суффикс.
- А сейчас вы каждый возьмёте карточку – пособие и будете в ней выполнять задание.
- Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете и это слово разбираете по составу в своих карточках.
Клумба – это участок земли, на котором растут…(цветы).
Строитель- человек, который …(строит).
Школа- здание где учатся …(школьники, ученики).
VI. Рефлексия.
- Исключите лишнее слово, оставшиеся напишите, выделите суффикс.
толстущий тракторист шахтёр
хитрющий пианист барабанщик
горьковатый танкист лифтёр
кислющий печник боксёр
VII. Подведение итогов урока.
- Что общего между приставкой и суффиксом?
- В какой части заключено общее лексическое значение однокоренных слов?
- Какая часть служит для образования форм слов?
- Для чего нужны новые слова?
- Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-348523-1385400808.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-348523-1385400808.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-218910-1540400800.jpg)
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483029-1411041569.jpg)
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-652834-1440228498.jpg)
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...