Презентация по теме: "Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития"
презентация к уроку (3 класс)
В настоящее время в современном школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешности обучения младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема : каковы условия формирования учебной мотивации младших школьников?
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования. Цель исследования: формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации. Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогике. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
База исследования : исследование проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Льгова» . В эксперименте участвовали дети младшего школьного возраста (15 человек) и дети младшего школьного возраста в учреждении «Центр Ступени» (5 человек с задержкой психического развития)
В ходе эксперимента проводилась диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов по методикам: -оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой); -методика «Направленность на отметку», предложенная Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой ; -методика «Направленность на приобретение знаний», предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой; -методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения.
Результаты диагностики мотивации учения младших школьников «Направленность на приобретение знаний» Направленность на проиобретение знаний показали 5 учащихся(33%), а направленность на отметку-10 учащихся(67%)
Учащиеся положительно отреагировали на методику, прини-мали активное участие в выполнении задания, но особого интереса к полученным результатам отмечено не было. Таким образом, мы видим, какую важную мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников с ЗПР, а познавательный интерес называется очень редко .Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.
Можно предположить, что школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
Результаты диагностики мотивации учения младших школьников по методике Г.Н. Казанцевой Проведенные исследования констатируют: практически у всех младших школьников с задержкой психического развития присутствуют учебные мотивы. Вместе с тем, эти мотивы не являются у них доминирующими в мотивационной иерархии. У младших школьников рассматриваемой категории представлены мотивы самоуправления и самоуважения, а также узколичные мотивы престижа и благополучия. Младшие школьники осознают значимость учения для будущего, но побуждают их мотивы, связанные с повседневной жизнью. Между тем, не все мотивы осознаются младшими школьниками в равной степени. В частности, они плохо осознают учебные мотивы, непосредственно связанные с процессом обучения (умение мыслить, рассуждать). Весьма значимой для учащихся является оценка, имеющая большую побудительную силу, хотя ее значение осознают не все младшие школьники. Поэтому важность коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы учащихся сделать побуждаемыми, реально действующими.
Т.о., исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов младших школьников.
2. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешность обучения младших школьников. В связи с этим, особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Прежде всего, это относится к качественной оценке.
З. В условиях специального коррекционного обучения закономерности развития учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития приближаются к закономерностям, характерным для нормально развивающихся сверстников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...
Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»
В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»...
Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития
Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...
Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"
Выступление на "Ярмарке идей в секции работа с отстающими по теме: "Формирование познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития"...
Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.
В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...
"Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития"
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....