Урок по теме "Число имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ботян Елена Викторовна

Материал к уроку русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

на тему

 «Число имён существительных»

3 класс

               

2019 – 2020 уч. год

Конспект урока по русскому языку                  

Класс 3в                            

Программа УМК Школа России

Ф.И.О. учителя Ботян Е.В.

Тема урока: «Число имен существительных»

Цель: научить определять число имён существительных.

Задачи:

- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися   знаниями;

- обобщить полученные знания об имени существительном;

- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Оборудование:

                             Компьютер,

                             проектор,

                             презентация к уроку,

                             карточки со словами и заданиями.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

- С добрым утром, начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания.

Бб, бб, бо, бя

-О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов, соединение)

- Запишите пары букв, самую красивую пару подчеркните.

Запишите поговорку, выдели орфограммы.

Большой говорун – плохой работник.

2. Повторение пройденного материала.

- Прочитайте слова, напечатанные на карточках (на крыле доски):

    Птицы, холодная, корм, дерево, голодные, ветер, вьюга.  

- Найдите лишние слова. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Какое можно выделить в этой группе? Подчеркните его. (Птицы-одушевленное)

Орфографическая минутка.  Слайд №2

Спишите слова, выбрав нужную букву.

(З,з)емля, (Р,р)акета, (Ж,ж)учка, (В,в)нучка, (Б,б)айкал, (М,м)ороз, (К,к)рылов, (А,а)встралия, (Б,б)ереза, (С,с)ириус. (Фронтальная проверка).

     

Какие имена существительные вы записали?

III. Самоопределение к деятельности.

Формулировка задачи.

Слайд №3

- Прочитайте слова: Альбом, орех, альбомы, обеды, орехи, обед.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)

- Разделите данные имена существительные на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Сформулируйте тему урока. 

-Число имен существительных.

IV. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Один-много»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа - …, клумба - …, праздник - …, друг - …, луга - …, арбуз - …, карандаши - …, мандарин - … . (Дети отвечают по цепочке).

- Какое встретилось одушевлённое им. сущ.?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы работаем дальше.

  1. Работа по учебнику (с. 20 у.28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

             Пчела – пчёлы                    девочка – девочки

             учитель – учителя           книга - книги

             озеро – озёра                      страна - страны

             деревня – деревни              кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

А верно ли вы рассуждали? Внимание на экран. Слайд №4

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания.

Физминутка.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

   ( Слова: ромашка, ромашки, снегирь, снегири, город, города, сказка, сказки, поэты, поэт, герой, герои, воробей, воробьи, самолеты, самолет, гости, гость..)

  1. Проблемная ситуация.

Работа по вариантам.

1в.

- Вспомните из окружающего мира, чего не хватает организму человека зимой? (Витаминов)

В следующем задании вы найдете продукты питания, богатые витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч.

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

-Проверяем:

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

2в.

-На улице зима. Для многих ребят это любимая пора года.

На экране набор слов, без которых невозможен зимний отдых.

Сапоги, брюки, варежки, каникулы, санки, носки, лыжи

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму ед. числа.

- Какое затруднение возникло? (брюки, каникулы, санки)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа: Слайд №5   

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

В русском языке есть слова, которые употребляются во мн.числе, и их нельзя поставить в форму ед. ч.

- Употребляются только в форме мн. числа: Слайд №6 

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

4. Работа в паре.

-Сейчас нам предстоит работать в парах.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя «словарный мешок» внизу карточки.

(сюрприз, мука, молоко, пирог, яйца, соль, сахар, фрукты)

       Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____,  налили полстакана ______, разбили в тесто три ______,  добавили для сладости ______  и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть особенные существительные. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. и мн. числа).

V. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведём скорей итог!

- Какие тайны скрывает число имён существительных? Слайд №7

(Есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе?

(Существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (При выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)

VI. Рефлексия

- Оцените собственные результаты по изученной теме. (Ребята показывают светофор)

  • Я готов работать дальше по теме  …………
  • Я не уверен, надо доработать материал…….
  • Мне ещё трудно ………………………………

VII. Домашнее задание.

         с.21 у.32

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....