Урок по теме "Число имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Материал к уроку русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_chislo_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
на тему
«Число имён существительных»
3 класс
2019 – 2020 уч. год
Конспект урока по русскому языку
Класс 3в
Программа УМК Школа России
Ф.И.О. учителя Ботян Е.В.
Тема урока: «Число имен существительных»
Цель: научить определять число имён существительных.
Задачи:
- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися знаниями;
- обобщить полученные знания об имени существительном;
- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.
Оборудование:
Компьютер,
проектор,
презентация к уроку,
карточки со словами и заданиями.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
- С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II. Актуализация опорных знаний.
- Минутка чистописания.
Бб, бб, бо, бя
-О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов, соединение)
- Запишите пары букв, самую красивую пару подчеркните.
Запишите поговорку, выдели орфограммы.
Большой говорун – плохой работник.
2. Повторение пройденного материала.
- Прочитайте слова, напечатанные на карточках (на крыле доски):
Птицы, холодная, корм, дерево, голодные, ветер, вьюга.
- Найдите лишние слова. (Холодная, голодные)
- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)
- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.
- Какое можно выделить в этой группе? Подчеркните его. (Птицы-одушевленное)
Орфографическая минутка. Слайд №2
Спишите слова, выбрав нужную букву.
(З,з)емля, (Р,р)акета, (Ж,ж)учка, (В,в)нучка, (Б,б)айкал, (М,м)ороз, (К,к)рылов, (А,а)встралия, (Б,б)ереза, (С,с)ириус. (Фронтальная проверка).
Какие имена существительные вы записали?
III. Самоопределение к деятельности.
Формулировка задачи.
Слайд №3
- Прочитайте слова: Альбом, орех, альбомы, обеды, орехи, обед.
- Что общего у этих слов? (Имена существительные)
- Разделите данные имена существительные на две группы. Запишите в тетрадь.
- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?
- Почему именно эти существительные? (объясняют)
- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)
- Сформулируйте тему урока.
-Число имен существительных.
IV. Работа по теме урока.
- Наблюдение над изменением имён сущ. по числам
Игра «Один-много»
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.
Школа - …, клумба - …, праздник - …, друг - …, луга - …, арбуз - …, карандаши - …, мандарин - … . (Дети отвечают по цепочке).
- Какое встретилось одушевлённое им. сущ.?
- Вы правильно изменили слова по числам, и мы работаем дальше.
- Работа по учебнику (с. 20 у.28)
- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Пчела – пчёлы девочка – девочки
учитель – учителя книга - книги
озеро – озёра страна - страны
деревня – деревни кресло – кресла
- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
А верно ли вы рассуждали? Внимание на экран. Слайд №4
- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания.
Физминутка.
- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.
- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.
( Слова: ромашка, ромашки, снегирь, снегири, город, города, сказка, сказки, поэты, поэт, герой, герои, воробей, воробьи, самолеты, самолет, гости, гость..)
- Проблемная ситуация.
Работа по вариантам.
1в.
- Вспомните из окружающего мира, чего не хватает организму человека зимой? (Витаминов)
В следующем задании вы найдете продукты питания, богатые витаминами и минералами.
- Поставьте слова в форму мн. ч.
Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.
-Проверяем:
- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?
- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
2в.
-На улице зима. Для многих ребят это любимая пора года.
На экране набор слов, без которых невозможен зимний отдых.
Сапоги, брюки, варежки, каникулы, санки, носки, лыжи
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму ед. числа.
- Какое затруднение возникло? (брюки, каникулы, санки)
В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.
- Употребляются только в форме ед. числа: Слайд №5
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
В русском языке есть слова, которые употребляются во мн.числе, и их нельзя поставить в форму ед. ч.
- Употребляются только в форме мн. числа: Слайд №6
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
4. Работа в паре.
-Сейчас нам предстоит работать в парах.
- Возьмите карточку.
- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя «словарный мешок» внизу карточки.
(сюрприз, мука, молоко, пирог, яйца, соль, сахар, фрукты)
Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____, налили полстакана ______, разбили в тесто три ______, добавили для сладости ______ и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!
- Прочитайте, какой текст у вас получился.
- Ребята в этом тексте есть особенные существительные. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)
- А что вы можете сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. и мн. числа).
V. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведём скорей итог!
- Какие тайны скрывает число имён существительных? Слайд №7
(Есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе?
(Существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
- Где нам пригодятся полученные знания? (При выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)
VI. Рефлексия
- Оцените собственные результаты по изученной теме. (Ребята показывают светофор)
- Я готов работать дальше по теме …………
- Я не уверен, надо доработать материал…….
- Мне ещё трудно ………………………………
VII. Домашнее задание.
с.21 у.32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"
Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"
Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным.
Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.
Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....