Узнавание | Формирование умения выделять относительные прилагательные в тексте, образовывать прилагательные по образцу, вставлять буквы в относительные прилагательные с опорой на правило | Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь правилом на стр. 153. Матро…кий, берёз…вый, кож..ный, глин..ный, осе…ий.
Задание 2. Запиши словосочетания по образцу: О б р а з е ц: Варенье из вишни – вишнёвое варенье,… Стол из дуба – Сок из моркови – Пюре из яблок – Салат из капусты – Ваза из стекла –
Задание 3. Выпишите из текста только относительные прилагательные Матрёшка Матрёшка в пуховой шали стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Деревенский мастер наградил сувенирных матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги мужские холодные сердца. | Задание 1. Для выполнения этого задания ученик должен обратиться к правилу на стр. 153. Задание может быть представлено на планшетах. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.
Задание 2. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.
Задание 3. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка. Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки. Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки. Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.
| Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь правилом на стр. 153. Матросский, берёзовый, кожаный, глиняный, осенний.
Задание 2. Запиши словосочетания по образцу: О б р а з е ц: Варенье из вишни – вишнёвое варенье,… Стол из дуба – дубовый стол Сок из моркови – морковный сок Пюре из яблок – яблочное пюре Салат из капусты – капустный салат Ваза из стекла – стеклянная ваза
Задание 3. Выпишите из текста только относительные прилагательные Пуховой, письменном, стеклянная, деревенский, сувенирных, русской, соболиными, мужский. |
|
Воспроизведение | Формирование умения воспроизводить усвоенные ранее правила о относительных прилагательных | Задание 1. Вставь пропущенные слова в правило: -н- пишется в суффиксах прилагательных -ин-, ____, ___ . -нн- пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с ____. -нн- пишется в суффиксах прилагательных –онн-, _____.
Задание 2. Выбери верные утверждения: 1. Качественные прилагательные имеют краткую форму. 2. Относительные прилагательные имеют краткую форму. 3. Качественные прилагательные имеют степень сравнения. 4. Относительные прилагательные имеют степень сравнения. 5. С качественным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-. 6. С относительным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-. 7. Качественные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком. 8. Относительные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком. 9. Качественные прилагательные обозначают качество предмета. 10. Относительные прилагательные обозначают качество предмета.
Задание 3. Напиши 5 относительных прилагательных, которые являются исключениями при написании суффиксов. | Задание 1. Данное задание выполняется самостоятельно учеником по карточке или на планшете. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1-2 ошибка. Оценка «3» - допущены 3 ошибки. Оценка «2» - допущено более 3 ошибок.
Задание 2. Данное задание выполняется самостоятельно учеником по карточке или на планшете. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.
Задание 3. Данное задание может выполняться в паре на этапе первичного закрепления знаний. Задание можно выполнить на планшете, интерактивной доске. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок. | Задание 1. Вставь пропущенные слова в правило: -н- пишется в суффиксах прилагательных -ин-, -ан-, -ян-. -нн- пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н. -нн- пишется в суффиксах прилагательных –онн-,-енн-.
Задание 2. Выбери верные утверждения: 1. Качественные прилагательные имеют краткую форму. 3. Качественные прилагательные имеют степень сравнения. 5. С качественным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-. 7. Качественные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком. 9. Качественные прилагательные обозначают качество предмета.
Задание 3. Напиши 5 относительных прилагательных, которые являются исключениями при написании суффиксов: Деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный, безветренный. |
|
Понимание | Формирование умения применять усвоенные ранее правила для различения относительных и качественных прилагательных, употребления –нн- и –н- в относительных, морфемного разбора относительных прилагательных | Задание 1. Вставь пропущенные буквы н или нн. Тума_ый, осе_ий, гор_ый, лимо_ый, вод_ый, карма_ый, карто_ый, лес_ой.
Задание 2. Разбери относительные прилагательные по составу слова (окончание, корень, приставка, суффикс). Лесной, стеклянный, книжный, московский, приморский.
Задание 3. Распределите прилагательные на две категории в зависимости от разряда. Качественные | Относительные |
|
|
Слова: чугунный, новый, широкий, алмазный, лёгкий, глиняный, бумажный, ягодный, добрый, тонкий. | Задание 1. Данное задание может выполняться фронтально по карточкам. Ученики прикрепляют карточки на доску с таблицей. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка. Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки. Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки. Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.
Задание 2. Данное задание можно включить в проверочную работу по теме урока. Задание выполняется индивидуально. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.
Задание 3. Данное задание можно включить в проверочную работу по теме урока. Задание выполняется индивидуально. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок. | Задание 1. Вставь пропущенные буквы н или нн. Туманный, осенний, горный, лимонный, водный, карманный, картонный, лесной.
Задание 2. Разбери относительные прилагательные по составу слова (окончание, корень, приставка, суффикс). Лесной (ой – окончание, лес – корень, н- суффикс), стеклянный (ый – окончание, стекл – корень, янн- суффикс), книжный (ый – окончание, книж – корень, н- суффикс), московский (ий – окончание, москов – корень, ск- суффикс), приморский (ий – окончание, лмор – корень, ск- суффикс, при - приставка).
Задание 3. Распределите прилагательные на две категории в зависимости от разряда. Качественные | Относительные | Новый, широкий, лёгкий, добрый, тонкий. | Чугунный, алмазный, глиняный, бумажный, ягодный |
|
|
Применение в знакомых условиях | Формирование умения распределять относительных прилагательные, употреблять правила правописания относительных прилагательных, выполнять морфологический разбор относительных прилагательных | Задание 1. Распредели относительные прилагательные, характеризующие предмет и запиши по столбикам: а) по материалу; б) по месту; в) по времени; г) по действию. Слова: завтрашний, меховой, сегодняшний, городской, глиняный, заклеенный, сельский, отрывной.
Задание 2. Найдите и исправьте ошибки. Объясните написание слов. Длинный, руский, липовый, берёзавый, меховой, воднный, капусный, крохотный, вечерний, туманый.
Задание 3. Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании: Небесная лазурь
| Задание 1. Данное задание можно использовать на этапе закрепления знаний. Задание может выполняться учащимися самостоятельно или в паре. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка. Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки. Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки. Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.
Задание 2. Критерии оценивания: Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - допущена 1 ошибка. Оценка «3» - допущены 2 ошибки. Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.
Задание 3. Данное задание может быть выполнено во время фронтальной работы. Критерии оценивания: «5» –разбор выполнен верно; «4» –допущено 1-2 ошибки; «3» – допущено 3-4 ошибки; «2» – допущено 5 и более ошибок | Задание 1. Распредели относительные прилагательные, характеризующие предмет и запиши по столбикам: а) по материалу – меховой, глиняный; б) по месту – городской, сельский; в) по времени – завтрашний, сегодняшний; г) по действию – заклеенный, отрывной.
Задание 2. Найдите и исправьте ошибки. Объясните написание слов. Длинный, русский, липовый, берёзовый, меховой, водный, капустный, крохотный, вечерний, туманный.
Задание 3. Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании: Небесная (лазурь) – прил. 1. Лазурь (какая?) небесная. Н. ф. – небесный. 2. Относит., И.п., ед. ч., ж.р. 3. Лазурь (какая?) небесная |
|
Применение в новых условиях | Формирование умения преобразовывать усвоенную информацию о относительном прилагательном для составления рассказов и стихов. | Задание 1. Вставьте в текст только относительные прилагательные, подходящие по смыслу. Матрёшка Матрёшка в _____ шали стояла на _____ столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как ______. ________ мастер наградил _______ матрёшек чисто _______ красотой –_______ бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги _____ холодные сердца.
Задание 2. Опишите любимую игрушку, используя относительные прилагательные.
Задание 3. Придумай стих о прилагательном.
| Задание 1-3. Критерии оценивания: «5» («отлично»): отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо»): использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») – не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») : наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
| Задание 1. Вставьте в текст только относительные прилагательные, подходящие по смыслу. Матрёшка Матрёшка в _____ шали стояла на _____ столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как ______. ________ мастер наградил _______ матрёшек чисто _______ красотой –_______ бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги _____ холодные сердца.
Задание 2. Опишите любимую игрушку, используя относительные прилагательные.
Пример: Моя комната похожа на магазин, чего тут только не найдешь: фигурки животных, плюшевые мишки и зайки, пиратские корабли, космические пришельцы и герои сказочных мультфильмов. Все игрушки я очень люблю, но чаще всего я играю в кукол, они у меня коллекционные.
Задание 3. Придумай стих о прилагательном.
Пример: — Я слово замечательное, — Сказало Прилагательное. — Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет — Об этом знает целый свет.
| Предполагается, что задания 2-3 учащиеся будут выполнять дома. Для выполнения данных заданий они могут воспользоваться интернет ресурсами, библиотекой, помощью учителя или родителей. |