Сборник заданий по русскому языку
картотека по русскому языку

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_zadaniy_otnositelnye_prilagatelnye.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка уровневых учебных заданий

ФИО участника  _ _________________________
Класс   _
3 (2 часть)___________________________________________________
Предмет   _
русский язык______________________________________________
Тема   _
Правописание относительных прилагательных ____________________

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечание (при необходимости)

Узнавание

Формирование умения выделять относительные прилагательные в тексте, образовывать прилагательные по образцу, вставлять буквы в относительные прилагательные с опорой на правило

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь правилом на стр. 153.

Матро…кий, берёз…вый, кож..ный, глин..ный, осе…ий.

Задание 2.

Запиши словосочетания по образцу:

О б р а з е ц: Варенье из вишни – вишнёвое варенье,…

Стол из дуба –

Сок из моркови –

Пюре из яблок –

Салат из капусты –

Ваза из стекла –

Задание 3. Выпишите из текста только относительные прилагательные

Матрёшка

Матрёшка в пуховой шали стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. Деревенский мастер наградил сувенирных матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги мужские холодные сердца.

Задание 1.

Для выполнения этого задания ученик должен обратиться к правилу на стр. 153.

Задание может быть представлено на планшетах.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 2.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 3.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка.

Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки.

Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь правилом на стр. 153.

Матросский, берёзовый, кожаный, глиняный, осенний.

Задание 2.

Запиши словосочетания по образцу:

О б р а з е ц: Варенье из вишни – вишнёвое варенье,…

Стол из дуба – дубовый стол

Сок из моркови – морковный сок

Пюре из яблок – яблочное пюре

Салат из капусты – капустный салат

Ваза из стекла – стеклянная ваза

Задание 3. Выпишите из текста только относительные прилагательные

Пуховой, письменном, стеклянная, деревенский, сувенирных, русской, соболиными, мужский.

Воспроизведение

Формирование умения воспроизводить усвоенные ранее правила о относительных прилагательных

Задание 1. Вставь пропущенные слова в правило:

-н- пишется в суффиксах  прилагательных  -ин-, ____, ___ .

-нн- пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с ____.

-нн- пишется в суффиксах прилагательных –онн-, _____.

Задание 2. Выбери верные утверждения:

1. Качественные прилагательные имеют краткую форму.

2. Относительные прилагательные имеют краткую форму.

3. Качественные прилагательные имеют степень сравнения.

4. Относительные прилагательные имеют степень сравнения.

5. С качественным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-.

6. С относительным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-.

7. Качественные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком.

8. Относительные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком.

9. Качественные прилагательные обозначают качество предмета.

10. Относительные прилагательные обозначают качество предмета.

Задание 3. Напиши 5 относительных прилагательных, которые являются исключениями при написании суффиксов.

Задание 1.

Данное задание выполняется самостоятельно учеником по карточке или на планшете.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1-2 ошибка.

Оценка «3» - допущены 3 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 3 ошибок.

Задание 2.

Данное задание выполняется самостоятельно учеником по карточке или на планшете.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 3.

Данное задание может выполняться в паре на этапе первичного закрепления знаний. Задание можно выполнить на планшете, интерактивной доске.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в правило:

-н- пишется в суффиксах  прилагательных  -ин-, -ан-, -ян-.

-нн- пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н.

-нн- пишется в суффиксах прилагательных –онн-,-енн-.

Задание 2. Выбери верные утверждения:

1. Качественные прилагательные имеют краткую форму.

3. Качественные прилагательные имеют степень сравнения.

5. С качественным прилагательным можно образовать антоним с приставкой не-.

7. Качественные прилагательные сочетаются с наречиями очень, слишком.

9. Качественные прилагательные обозначают качество предмета.

Задание 3. Напиши 5 относительных прилагательных, которые являются исключениями при написании суффиксов:

Деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный, безветренный.

Понимание

Формирование умения применять усвоенные ранее правила для различения относительных и качественных прилагательных, употребления –нн- и –н- в относительных, морфемного разбора относительных прилагательных

Задание 1. Вставь пропущенные буквы н или нн.

Тума_ый, осе_ий, гор_ый, лимо_ый, вод_ый, карма_ый, карто_ый, лес_ой.

Задание 2. Разбери относительные прилагательные по составу слова (окончание, корень, приставка, суффикс).

Лесной, стеклянный, книжный, московский, приморский.

Задание 3. Распределите прилагательные на две категории в зависимости от разряда.

Качественные

Относительные

Слова: чугунный, новый, широкий, алмазный, лёгкий, глиняный, бумажный, ягодный, добрый, тонкий.

Задание 1.

Данное задание может выполняться фронтально по карточкам. Ученики прикрепляют карточки на доску с таблицей.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка.

Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки.

Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.

Задание 2.

Данное задание можно включить в проверочную работу по теме урока. Задание выполняется индивидуально.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 3.

Данное задание можно включить в проверочную работу по теме урока. Задание выполняется индивидуально.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы н или нн.

Туманный, осенний, горный, лимонный, водный, карманный, картонный, лесной.

Задание 2. Разбери относительные прилагательные по составу слова (окончание, корень, приставка, суффикс).

Лесной (ой – окончание, лес – корень, н- суффикс), стеклянный (ый – окончание, стекл – корень, янн- суффикс), книжный (ый – окончание, книж – корень, н- суффикс), московский (ий – окончание, москов – корень, ск- суффикс), приморский (ий – окончание, лмор – корень, ск- суффикс, при - приставка).

Задание 3. Распределите прилагательные на две категории в зависимости от разряда.

Качественные

Относительные

Новый, широкий, лёгкий, добрый, тонкий.

Чугунный, алмазный, глиняный, бумажный, ягодный

Применение в знакомых условиях

Формирование умения распределять относительных прилагательные, употреблять правила правописания  относительных прилагательных, выполнять морфологический разбор относительных прилагательных

Задание 1. Распредели относительные прилагательные, характеризующие предмет и запиши по столбикам:

а) по материалу; б) по месту; в) по времени; г) по действию.

Слова: завтрашний, меховой, сегодняшний, городской, глиняный, заклеенный, сельский, отрывной.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки. Объясните написание слов.

Длинный, руский, липовый, берёзавый, меховой, воднный, капусный, крохотный, вечерний, туманый.

Задание 3. Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании:

Небесная лазурь

Задание 1.

Данное задание можно использовать на этапе закрепления знаний. Задание может выполняться учащимися самостоятельно или в паре.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок или допущена 1 ошибка.

Оценка «4» - допущены 2-3 ошибки.

Оценка «3» - допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 4 ошибок.

Задание 2.

Критерии оценивания:

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок.

Оценка «4» - допущена 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 2 ошибки.

Оценка «2» - допущено более 2 ошибок.

Задание 3.

Данное задание может быть выполнено во время фронтальной работы.

Критерии оценивания:

«5» –разбор выполнен верно;

«4» –допущено 1-2 ошибки;

«3» – допущено 3-4 ошибки;

«2» – допущено 5 и более ошибок

Задание 1. Распредели относительные прилагательные, характеризующие предмет и запиши по столбикам:

а) по материалу – меховой, глиняный;

б) по месту – городской, сельский;

в) по времени – завтрашний, сегодняшний;

г) по действию – заклеенный, отрывной.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки. Объясните написание слов.

Длинный, русский, липовый, берёзовый, меховой, водный, капустный, крохотный, вечерний, туманный.

Задание 3. Выполните морфологический разбор прилагательного в словосочетании:

Небесная (лазурь) – прил.

1. Лазурь (какая?) небесная.

Н. ф. – небесный.

2. Относит., И.п., ед. ч., ж.р.

3. Лазурь (какая?) небесная

Применение в новых условиях

Формирование умения преобразовывать усвоенную информацию о относительном прилагательном для составления  рассказов и стихов.

Задание 1. Вставьте в текст только относительные прилагательные, подходящие по смыслу.

Матрёшка

Матрёшка в _____ шали стояла на _____  столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как ______. ________ мастер наградил _______ матрёшек чисто _______ красотой –_______ бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги _____  холодные сердца.

Задание 2.

Опишите любимую игрушку, используя относительные прилагательные.

Задание 3. Придумай стих о прилагательном.

Задание 1-3.

Критерии оценивания:

«5» («отлично»): отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо»): использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») : наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Задание 1. Вставьте в текст только относительные прилагательные, подходящие по смыслу.

Матрёшка

Матрёшка в _____ шали стояла на _____  столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как ______. ________ мастер наградил _______ матрёшек чисто _______ красотой –_______ бровями и ярким румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами, от одного взмаха которых должны были разбиваться вдребезги _____  холодные сердца.

Задание 2.

Опишите любимую игрушку, используя относительные прилагательные.

Пример:

Моя комната похожа на магазин, чего тут только не найдешь: фигурки животных, плюшевые мишки и зайки, пиратские корабли, космические пришельцы и герои сказочных мультфильмов. Все игрушки я очень люблю, но чаще всего я играю в кукол, они у меня коллекционные.

Задание 3. Придумай стих о прилагательном.

Пример:

— Я слово замечательное, —
Сказало Прилагательное. —
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет —
Об этом знает целый свет.

Предполагается, что задания 2-3 учащиеся будут выполнять дома. Для выполнения данных заданий они могут воспользоваться интернет ресурсами, библиотекой, помощью учителя или родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...

Сборник грамматических заданий по русскому языку

данные задания помогут разнообразить изучаемый материал на уроке...

Текст. Сборник творческих заданий по русскому языку

Сборник творческих заданий по теме: "Текст"...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку 1-4 класс

В сборнике  собраны задания, которые можно использовать как при проведении олимпиад,  так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала...

Электронный_сборник_заданий_по_русскому_языку

Электронный_сборник_заданий_по_русскому_языку...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3 класса

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Настоящее пособие предназ...

Сборники заданий по русскому языку 4 класс

Дополнительный материал к урокам русского языка...