Сборник грамматических заданий по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме
данные задания помогут разнообразить изучаемый материал на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gram.zadaniya.docx | 12.51 КБ |
infinitiv.doc | 23.5 КБ |
kartochka_s__v_gruppah.doc | 30.5 КБ |
odnokorennye_slova.doc | 25.5 КБ |
rabbota_s_tektsom.doc | 42.5 КБ |
rol_sushchestvitelnyh.doc | 28.5 КБ |
sam.rab_po_rus.yaz_.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1
1.Измени существительные по падежам: трава, тропинка. Выдели безударные окончания.
2. поставь слова в данных словосочетаниях в единственном числе. Определи род у имен существительных.
Яркие плащи, сухие камыши, полевые мыши, тихие ночи, солнечные лучи.
Карточка №2
Запиши несколько существительных среднего рода. Выдели окончания. С одним из них составь и запиши предложение.
Карточка №3
Спиши предложение.
Белка прыгнула на ветку и занялась орехами.
Определи падежи у имен существительных. Выдели окончания.
Карточка №4
Разбери слова по составу.
Угостила, ягодами, подарок.
Карточка №5
Запиши данные имена существительные в два столбика:
в один столбик – слова, где мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода;
в другой столбик – слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков при письме.
Тополь, ширь, полночь, день, дрожь, пень, рожь, гусь, сельдь, сирень, тишь, помощь, роскошь.
Карточка №6
Запиши слова в два столбика. Подумай, по какому признаку ты их будешь разделять.
Пейзаж_, суш_, вещ_, матч_, реч_, глуш_, плащ_, обруч_, помощ_, доч_, врач_.
Карточка №7
Прочитай, запиши.
Прекрасный, чудесный,… .
Счастливый, местность,…. .
Продолжи каждую цепочку слов, включив в нее еще два-три слова.
Карточка №8
Подпиши к каждому слову несколько родственных слов с приставками.
Ехать,….,….. .
Единый,…,….. .
Карточка №9
Разбери слова по составу.
Скользит, радостный, запах.
Карточка №10
К данным существительным подбери однокоренные прилагательные. Подчеркни в них орфограмму.
Счастье - ….; ярость - ….; радость - …. .
Карточка №11
Выпиши слова с непроизносимыми согласными.
Чудес?ный, прекрас?ный, здра?ствуй, сер?це, опас?ный, поз?ний, вкус?ный, чу?ствовать, лес?ница, праз?ник, уча?ствовать.
Подчеркни слова, написание которых надо проверять по словарю.
Карточка №12
Запиши данные имена существительные в единственном числе.
Речи, пустоши, силачи, ночи, грачи, печи, плащи, ножницы.
Обозначь род имен существительных.
Карточка № 13
Прочитай и запиши предложение. Обозначь части речи.
С огромного дерева слетела птица.
Карточка №14
Предварительный просмотр:
Образуйте от данных глаголов неопределенную форму
Живешь –
Плывешь –
Бежишь –
Глядишь –
Ждешь –
Машешь –
Спишь –
Сидишь –
Замените одним словом.
Исполнять роль в спектакле –
Чувствовать холод –
Не разрешать что-либо делать –
Находить решение –
Подвергаться опасности, риску –
Обнести изгородью, забором –
(играть , мёрзнуть, запрещать, решать , рисковать, загородить)
Предварительный просмотр:
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Задание для работы в группах:
- Запишите слова, разделяя их на слоги.
- Обозначьте точкой нужного цвета согласные, стоящие перед Ь.
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Почему Ь нельзя отделять при переносе от стоящей впереди буквы?
Коньки, долька, большой, деньги.
Предварительный просмотр:
Корень есть у разных слов, Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай, А ищи и выделяй!
Речка, реченька, речушка,
Двор, дворец, за ним избушка.
Рис, рискует, рисковать,
Рисовать, нарисовать.
Лень, лениться и ленивый,
Труд, трудиться и трусливый.
Словарно – орфографическая работа
М…лина, д…рога, ябл…ко, к…пуста, м…дведь, л…пата, п…нал, д…журный, п…льто, п…суда, в…тер, в…рона, м…роз, яг…да, т…традь, з…вод.
Вставьте пропущенные буквы
Пушистый сн.жок белым к.вром укрыл всю землю. В.доёмы покрылись льдом. Солнце светит мало. Птицы жмутся к жилью. Они ищут себе пищу. Р.бята к.таются на лыжах и санках. М.роз щиплет щёки. Пора идти д.мой.
- Вставьте пропущенные буквы.
В…сна, р..ка, ст…кло, стр…ла.
Ст…на, с…рло, оз…ро, гн…здо.
Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок.
В…юга, ласточ…кА, рыс…, оде…да.
Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль.
Предварительный просмотр:
Попружная Г.П., учитель начальных классов МОУ № 8 г. Дубны Московской области
Работа с текстом
Разделить текст на предложения, исправить ошибки.
№1.
котёнок
на крыльце котёнок пушок лена кормит его котёнок играет ниточкой вдруг прибежал щенок барсик
№2.
В доме живёт щенок шарик он большой шалун мы любим щенка часто играем с ним в прятки
№3.
По лесу бежал кабан заяц услышал топот он присел за куст кабан пробежал мимо
№4.
Дует сильный ветер небо темнеет гремит дальний гром падают первые капли дождя
№5.
Сова живёт в роще днём она спит ночью сова летит на поле там она ловит мышей
№6.
Галка села на забор она глядит вокруг где цепной пёс но пёс спит сладкий сон у пса
№7.
Дедушка подарил детям ёжика летом зверёк жил в сенях зимой ёж уснул в норе придёт ёжик весной голодный берегитесь, мыши
№8.
У саши живёт крыса её зовут чуча она сидит в клетке саша берёт крысу в руки чуча не трусит она любит сашу он дал ей сыр чуча рада
№9.
В клетке кролик он смешной кролик белый его зовут снежок он любит хлеб наш кролик очень ласковый
№10.
в чаще
над нами кружит стриж стрижи часто сидят на вершинах деревьев мы не нарушим чудный покой чащи мы прощаемся с животными и уходим
№11.
ястреб
летит ястреб он несёт еду для птенцов птенцы сидят в гнезде оно на верхушке ели
№12.
озеро
в зелёном парке озеро там плавает утка с утятами малыши играют они увидели алёшу и спрятались
№13.
осень
пришла осень поспели орешник и рябина дети тёма и лёша идут в лес они принесут домой лесные плоды
№14.
на даче
вот улей в нём пчелиный рой а вот муравей ползёт к муравейнику мы подходим к ручью он узкий и мелкий
№15.
У лёши жил ёжик вдруг ёж пропал лёша везде искал нет ежа взял лёша сапог хотел надеть сапог фыркнул в нём спал ёж
№16.
весна
началась весна стоит чудная погода ребята рады прилетевшим грачам скоро прилетят стрижи зацветут ландыши гена с сестрой светой поедут на дачу
№17.
дети
миша и гриша ищут в лесу шишки вот в траве шуршит ёжик дети замечают белку она качает ветку а из кустов торчат уши зайца дети рады
№18.
лето
началось лето во дворе кричат и пищат птицы пушистый кот рыжик слышит их он навострил уши птицы замечают рыжика кот шипит
№19.
на лыжах
выпал пушистый снег стоит чудная погода лёня и катя встали на лыжи папа и мама учат детей кататься на лыжах скоро малыши будут замечательно ездить
№20.
замёрз
костя замёрз он дрожит от холода малыш спешит домой мальчик будет пить душистый чай бабушка обещала сделать хороший торт
№21.
бельчата
бельчата живут в дупле малыши часто пищат и кричат белка слышит их и спешит к ним но вот она замечает внизу медведя ветки трещат
№22.
в лесу
в лесу тишина мы слышим только наши шаги мы дышим свежим воздухом вот звучат чужие шаги это ёжик шуршит в траве
№23.
стрижи
на ветвях сосны лежит гнездо стрижей в нём пищат птенцы стрижи должны корить своих детей они несут червячков и различные семечки
№24.
Липа
пришла весна выросла тонкая липка лопнули почки на ветках видны листочки вот пушистые цветы они пахнут медом пчелки любят пить нектар
№25.
Ручеек
все тает проснулись звонкие малыши ручейки бегут, смеются они рады весне в лесу весело поют птицы вот бежит серенький зайчик Пуська
№26.
Галка на льдине
На реке тронулся лед кругом шум и треск льдины плывут и тают на кромку льда села галка она боялась воды улетай, галка улетай
№27.
у веры жил кот пушок кот был белый и пушистый лапки и хвост серые пушок любил рыбу и мясо девочка часто гуляла с котом
Разделить текст на предложения, исправить ошибки, озаглавить.
№1.
__________________
Дедушка подарил мне двух зайч__т я х__р__шо ухаж__вал за ними зайч__та подросли и стали б__льш__ми весной я понёс их в лес и выпустил на волю зайч__та вес__ло помч__лись по лесу
№2.
____________________
Наступил июль стоит сильная жара ребята идут в лес вот кусты малины на кустах крупные душистые ягоды Ольга любит малину вот и полная корзина ягод брат Никита несет корзину жара спала надвинулась темная туча ребята быстро бегут к дому
№3.
____________________
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики
№4.
____________________
светило яркое солнце медвежонок Умка весело бегал по льдинам вот он залёг у края льдины блестела вода там виднелась рыба малыш даже перестал дышать но рыба не подплывала Умка очень огорчился
№5.
____________________
Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа
№6.
____________________
Светит солнышко тают снега плачут сосульки на реке треснул лёд над водой кружат быстрые чайки проснулся медведь к реке вышли лось и лосёнок звонко стучит дятел звери и птицы рады теплу и весне
№7.
____________________
я тихо иду по тропе я наблюдаю за жизнью в лесу вот с дерева на дерево прыгнула белка над елью кружили клесты дятел стучал по коре сосны в дупле дуба гнездо совы под землёй у берёзы нора крота
№8.
____________________
дети пришли в рощу там весело и шумно пчела брала мёд с цветка муравей тащил травинку голубь строил гнездо для голубят зайчик бежал к ручью ручей журчал по камням он работал ручей поил чистой водой людей и животных
№9.
____________________
мы идём в лес скрипят клесты кукуют кукушки свистит иволга около корней лежит уж под ногами прыгают изумрудные лягушки пышным ковром лежит мох там видны сухие нити клюквы в лапах сосны мелькает пушистый хвост зверька это белка
Предварительный просмотр:
Напишите слова в три столбика по родам. Вставьте пропущенные буквы.
Умен…е, м…лодёжь, сер…це, к…л…сок, мур…вей, ноч…ка, в…дич…ка, пас…ж…р, тра…вай, к…нгуру, х…дьба, чу…ство, белоч…ка, т…пло, тюл…, п…л…то, р…ботница, ш…мпанзе, вес…ник, гордость.
К данным именам существительным подберите антонимы. Определите род существительных
Храбрость трусость
Солнце туча
Плач смех
радость уныние
жара холод
счастье несчастье
стужа жара
Письмо по памяти
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень, Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Напишите по памяти.
Укажите род существительных.
Разберите по составу слово ПОДОСИНОВИК.
Подберите 3 однокоренных слова к слову ЛЕС.
Прочитайте пословицы. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён существительных.
Повторение – мат… учения. Красное слово – с…р…бро, хорошее дело – зол…то. Старание и труд всё перетрут. Ласточ…ка ден… начинает, а с…л…вей к…нчает. Береги нос в сил…ный м…роз.
Предварительный просмотр:
- Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Пригородный , ягода
- Напиши слово в транскипции: ездок
- Составь фонемную запись слова: дорога
- Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Безоблачный, завтра
- Напиши слово в транскрипции: объезд
- Составь фонемную запись слова: дорога
1.Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Пригородный , ягода
- Напиши слово в транскипции: ездок
- Составь фонемную запись слова: дорога
- Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Безоблачный, завтра
- Напиши слово в транскрипции: объезд
- Составь фонемную запись слова: дорога
1.Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Пригородный , ягода
- Напиши слово в транскипции: ездок
- Составь фонемную запись слова: дорога
- Обозначь сильные и слабые позиции звуков в словах:
Безоблачный, завтра
- Напиши слово в транскрипции: объезд
- Составь фонемную запись слова: дорога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.
В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....
Сборник упражнений по русскому языку для 1-2 класса.
Данный сборник предназначен для использования на уроках русского языка учителями начальных классов, родителями для развития орфографической зоркости обучающихся....
Сборник памяток по русскому языку 1- 4 классы
Сборник памяток по русскому языку 1 - 4 классы...