Текст. Сборник творческих заданий по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Поперечная Екатерина Витальевна

Сборник творческих заданий по теме: "Текст" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc67 КБ
Office presentation icon tekst.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ.

СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.


Этап. Методы, приемы

Содержание

Закрепление новых знаний

Словес.: слово учителя.

Практич.: выполнение уровневых заданий в группах.

Нагляд.: учебная презентация.

Проверка групп.

Работа в группах сменного состава по цифрам стикеров.                                                         На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга. Деление на 3 группы с помощью цветных жетонов. 

-Уровневые задания группам

1уровень «Третий лишний»

Из данных  слов выбрать лишнее

 Синтаксис, орфография, текст,  части речи, предложения, связаны по смыслу, существительное, грамматически. 

Орфография, части речи ,существительное

В синтаксисе текст - это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. Предложения в тексте объединяются общей темой.

2 уровень «Выберите верное утверждение»

Тема текста - это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Тема текста - это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. 

Тема текста - это то, о чём или о ком в нём говорится.

3 уровень «Стратегия «Жигсо» учащиеся выбрали себе номер и разошлись в рабочие группы. На выполнение задания 15 минут. Каждой группе предложено свое задание: 

1 группа - составить текст – повествование на тему «Золотая осень»

2 группа – составить текст – описание на тему «Моё утро»

3 группа - Из предложенных предложений составить текст повествование.

- Осень – самое чудесное время. Вокруг было тихо. А листья падали и ложились на землю. Небо было чистое. И осенний лес выглядел просто чудесно. Некоторые не любят осень потому, что сыро, грязно, льет дождь, холодно, сильный ветер.... Одна капелька за другой. Бывает дождь и посильнее. Когда вырастают лужи и на них образуются пузыри. Но ветер стихает, дождь заканчивается, лужи высыхают. Ни одно время года не может так меняться. Из-за туч появляется солнце и на небе уже видна радуга. Приятно смотреть на летящие с деревьев листья. Я помню, когда-то осенью, я с бабушкой и дедушкой поехала в лес

Она особенна.  Иногда льет ливень с сильным ветром. Вот какая осень бывает разная. И за это я ее люблю. Листья то становятся о жёлтыми, то красными, то оранжевыми, и лишь в некоторых местах виден зелёный цвет.  Когда мы зашли туда, перед нами предстала завораживающая картина. Все деревья были одеты в красные, желтые, оранжевые одежды. А я люблю дождь.

Мне нравится наблюдать за ним из окна. Так, под нашими ногами образовался ковер из листьев

Бывает дождик маленький

Проверка каждая группа выступает со своим заданием у доски.

        


Этап. Методы, приемы.

Содержание

Закрепление        

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: выполнение упражнения.

Писатель сочинял тексты. Но подул ветер и все его записи разлетелись. Мы поможем соотнести тексты с названиями типов текста?

1)Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

А. Повествование

2)Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно, потому что снег покрыл землю, насекомые спрятались. Ребята, помогайте птицам зимой!

Б. Описание

3)Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

В. Рассуждение

Молодцы! Мы справились с этим заданием и помогли писателю.

Словесный: слово учителя, учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация;

Практический: выполнение задания.

Легко ли сочинять тесты? Ребята, а что необходимо писателю, что б сочинить новый рассказ, стихотворение, произведение? (ответы детей).

Сейчас мы с Вами попробуем стать писателями….

Вам предстоит работа в группах (по рядам). Я выдам каждому ряду листочек с названием типа, по которому необходимо сочинить текст из 7 предложений и озаглавить его. На слайде вы видите изображение. Как вы думаете, про что можно рассказать, глядя на это иллюстрацию? Все ваши предположения перенесите на листок, не забудьте, что у каждого ряда свой тип текста, а значит помните про особенности каждого типа текста!

По какому плану мы можем оценить составленный вами текст (каким он должен быть):

  1. состоит из 7 предложений;
  2. у текста есть заголовок;
  3. текст имеет связную мысль;
  4. соответствует типу текста; (*заданному учителем)

Форма проверки задания: фронтальная (каждая группа читает текст, остальные ребята угадывают тип текста и анализируют составленный текст по плану)


Этап. Методы, приемы

Содержание

Практич.: составление стихотворения по заданной теме

Ребята, вам необходимо составить стихотворение об одном из видов текста.

Примеры:

1. Расскажу о чем угодно

Интересно, полно, подробно.

Донести информацию - цель моя,

Повествованием зовусь я.

2. Гипотезу сначала выдвигаю,

Доказательства свои я излагаю.

Проблема, мнение, заключение,

А тип я текста - рассуждение!

3. Обрати внимание

На тип текста описание.

Описать мы можем всё:

И предметы, и жилье.

Бывает, также, места описание,

И даже человека состояния.

Возможные формы работы: индивидуальная, парная, групповая


Класс: 4

Учебник: УМК «ПНШ» 4кл, ч 2

Этап. Методы, приемы

Содержание

Закрепление

Словесный: слово учителя, учебный диалог;

Наглядный: учебная презентация, карточки с текстами, схемы;

Практический: выполнение творческого задания (составление кластера)

- Давайте с вами вспомним, какие бывают типы текстов? (повествование, рассуждение, описание)

- Верно.

- Если в тексте повествуется о действиях, событиях в определенном порядке, то какой это тип текста? (повествование)

- Если объясняются причины явлений и событий, то какой это тип? (рассуждение)

- А если в тексте описываются люди, предметы, место и т.д., какой это будет тип? (описание)

- Хорошо, молодцы!

- Сейчас, давайте посмотрим на экран.  У нас получилась такая схема:

- О чем эта схема вам говорит? (текст бывает трех типов: повествование, описание, рассуждение)

- Правильно, но эта схема не полная и ее нужно дополнить.  Для этого, я предлагаю вам разделиться на три группы (по рядам).

- Посмотрите, у каждой группы на парте лежат схемы, но в них есть пропуски. Вам нужно подумать и добавить недостающие компоненты.

Также на партах лежат три вида текстов.

После того, как вы заполните схему, вам нужно будет подобрать нужный текст к типу, с которым вы работали.

- На выполнение задания вам дается 3-4 минуты. Поднимите руку, кому не понятно задание? Отлично, можете начинать.

Тексты:

Сова.

У совы перья на крыльях мягкие, полет неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется. Крепко держат они мышь, белку или сонную птицу. По ночам сова охотится. А днем спит.                                                                                                                                                                                                                   Тень на дороге.

Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через лес. Вдруг  на дорогу  упала тень. Я быстро взглянул вверх, над нами  бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение  хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили  надолго.  

Стриж.

Стриж прилетает к нам поздней весной и рано улетает на юг. Почему? Пища стрижа – летающие насекомые. Летом стрижу  легко находить корм. В теплую пору в воздухе летает много насекомых. К осени их становится меньше. Поэтому стриж рано покидает родные края.  

- Закончили! Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось?

1-ый ряд, какой тип текста был у вас? (Повествование)

- Хорошо, что вы добавили в схему? Ребята, а вы внимательно слушайте и проверяйте, не допустила ли эта группа ошибок.

Молодцы! Поднимите руку, кто не согласен?

- Какой текст вы выбрали? Почему?

- Отлично! 2-ой ряд? Что вы добавили в схему? Какой текст вы выбрали? Почему?

- 3-ий ряд?

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. И сейчас я предлагаю объединить всю вашу работу в одну общую большую схему. Давайте прикрепим ваши труды на доску, где уже есть заготовка.

А теперь ниже поместим тексты, к каждому типу.

- Замечательно! Все вместе называется кластером! Теперь он будет нашим помощником на уроках. Если вы что-то подзабудете, то можете обратиться к кластеру.


Этап. Методы, приемы

Содержание

Наглядный - рассматривание сюжетных картин
Практический - работа в группах; составление текста по картине

Задача учеников состоит в том, чтобы в группах составить текст одного вида: повествование, рассуждение или описание. Каждому ряду выдается одна иллюстрация: 1 ряду – лес; 2 ряду – обезьяны; 3 ряду – вид на деревню. На каждом ряду есть 3 группы. Каждая группа тянет жетон и получает 1 вид текста. Таким образом, на каждом ряду, получается, по 3 вида текста на одну иллюстрацию. Группа должна составить текст из 8-10 предложений. На подготовку дается 15 минут. Во время выступления, группа не должна называть, какой вид текста им выпал, задача одноклассников узнать, что это за вид текста, а также признаки, по которым они определили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Слайд 3

Синтаксис, орфография текст, части речи, предложения, связаны по смыслу, существительное, грамматически. Орфография, части речи ,существительное.

Слайд 4

Тема текста - это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Тема текста - это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. Тема текста - это то, о чём или о ком в нём говорится.

Слайд 5

Стратегия «Жигсо» - учащиеся выбрали себе номер и разошлись в рабочие группы.

Слайд 6

1 группа - составить текст – повествование на тему «Золотая осень» 2 группа – составить текст – описание на тему «Моё утро» 3 группа - Из предложенных предложений составить текст повествование.

Слайд 7

Класс: 3 «Типы текста»

Слайд 9

Критерии оценивания текста: состоит из 7 предложений; у текста есть заголовок; текст имеет связную мысль; соответствует типу текста; (*заданному учителем)

Слайд 10

Творческое задание на закрепление. Тема: «Типы текста»

Слайд 11

Цель: закрепить знания по типам текстов: описание, повествование, рассуждение. Возможные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Задание: составить стихотворение об одном из типов текста.

Слайд 12

ПРИМЕР Расскажу о чем угодно Интересно, полно, подробно. Донести информацию - цель моя, Повествованием зовусь я.

Слайд 13

ПРИМЕР Гипотезу сначала выдвигаю, Доказательства свои я излагаю. Проблема, мнение, заключение, А тип я текста - рассуждение!

Слайд 14

ПРИМЕР Обрати внимание На тип текста описание. Описать мы можем всё: И предметы, и жилье. Бывает, также, места описание, И даже человека состояния.

Слайд 15

Класс: 4 Учебник: УМК «ПНШ» 4кл, ч 2 Творческое задание: создание кластера Типы текста

Слайд 16

Текст Повествование Описание Рассуждение

Слайд 17

Повествование последовательность действий последовательность событий что? когда? где? Произошло, случилось завязка (что произошло?) развитие действий (как развивались события?) развязка (чем все закончилось?) обилие глаголов

Слайд 19

Рассуждение изложение причин почему? зачем? утверждение доказательство, объяснение вывод, итог, результат изложение явлений изложение событий

Слайд 21

Описание описание состояния каков предмет описания? как он выглядит? обилие прилагательных использование образных выражений использование ярких сравнений описание места описание предмета, животного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...

Сборник грамматических заданий по русскому языку

данные задания помогут разнообразить изучаемый материал на уроке...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку 1-4 класс

В сборнике  собраны задания, которые можно использовать как при проведении олимпиад,  так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3 класса

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Настоящее пособие предназ...

Сборник дополнительных заданий по русскому языку

Данный материал может пригодиться для уроков и для подготовки к олимпиадам...

Сборник разноуровневых заданий по русскому языку в начальной школе

В данном сборнике представлены разноуровневые задания направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса. Данный сборник адресован педагогам образовательного учреждения, а так ж...