Сборник олимпиадных заданий по русскому языку 1-4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В сборнике собраны задания, которые можно использовать как при проведении олимпиад, так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_olimpiad_po_russkomu_yazyk.docx | 104.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В данном сборнике собраны задания для проведения школьных олимпиад по русскому языку по разным темам и возрастным категориям.
Руководитель школьного МО или заместитель директора по учебной работе, исходя из времени проведения олимпиады и с учетом изученных учебных тем, может сделать подбор (выбор) заданий, определить критерии оценивания в баллах по усмотрению или решению членов жюри (или рассмотреть предложенные варианты олимпиадных заданий на заседании МО).
Материалы сборника рассмотрены и утверждены на заседании школьного МО учителей начальных классов. Собранный материал носит рекомендательный характер. Может использоваться также на уроках русского языка в качестве дополнительного материала.
1 класс 1 тур
Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.
1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:
Щ, о,р, б __________________
Е,л,о, д ___________________
Н, ы, о, т__________________
2. Разгадай шараду:
Подряд три предлога возьмем:
А целое на дереве найдем. ___________________
3. Найди слова, которые спрятаны в словах.
Мель -___________________
Удочка -_________________
Столб -__________________
4. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено | марка |
Банк | ежи |
Стол | рот |
Зал | бики |
Свет | елка |
Яр | вал |
6. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках. Вспомнить их вам поможет это стихотворение:
Сказала Й сестре родной:
- Вот ты, сестра – соседка
Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,
А я ужасно редко.
- Ну редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
- А много их?
- Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так…
- Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________
1 класс 2 тур
1 Как правильно сказать?
- У рыбов нет зубов?
- У рыбей нет зубей?
- У рыб нет зуб?
- Или как?
Запиши правильный вариант:_____________________________________
2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.
- У папы три капли упали со шляпы.
- Кошка согрела озябшие лапы.
3.Отгадай шараду:
Первое-нота, второе-игра,
Целое встретится у столяра.
4.Вставь буквы:
5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.
ПАШАК - _______________
ОЖИВТ - ________________
ААЗЛГ - _________________
КАМАЙ - ________________
КЮАБ - _________________
6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.
- Близко - __________________
- Высоко - _________________
- Легко - ___________________
- Трудно - _________________
7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их
- Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.
- Принцесса была очень красивой,_____________________.
- Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.
2 класс 1 тур
1. Расставь ударение в словах.
Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.
2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.
3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:
- На сердце….скребут
- Делить шкуру неубитого….
- Голодный как ….
- ….. носа не подточит.
4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .
- [ М’ А Т’] – мать, мять
- [ В’ О С ] – воз, вез
- [ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть
5. Вставь пропущенные буквы.
Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
В ог…роде ув…дал,
Как кустарник ув…дал.
6. В каких словах есть приставки?
Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.
7. Выбери синонимы для выделенных слов:
- Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)
- Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)
- Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)
8. Узнай героя из сказки:
- Милая, добрая, крошечная –
- Деревянный, любопытный, длинноносый –
- Старая, страшная, беззубая -
2 класс 2 тур
1. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
2. Как сказать одним словом?
- Повесить нос –
- За тридевять земель –
- Бить баклуши –
- Водить за нос –
- Себе на уме -
3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт
Кулон-
Автор-
Коршун-
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
Польская: как заяц в ананасе.
5. Выбери нужное слово
- У бабушки нет (очек, очков, очкей)
- У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
- У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)
6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале
7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?
Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: “Повалю!
Я упрямых не терплю!”.
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил
3 класс 1 тур
1. Какими частями речи являются выделенные слова?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
2. Подбери синонимы к прилагательным:
- Тихая езда -
- Тихая ночь -
- Тихий голос -
- Верный друг-
- Верный ответ-
- Крепкая веревка-
- Крепкий чай-
- Крепкий организм-
3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
- Кот наплакал-
- Бить баклуши-
- Спустя рукава-
- Зарубить на носу-
5. Какие слова так произносятся?
- [ Г РУ С’ Т’ ]
- [ Л’ Э С’ Т’ ]
6. Составь слово, если в нем
- Корень – из слова моряк
- Окончание – из слова зимний
- Приставка – из слова прилететь
- Суффикс – из слова русский
7. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.
3 класс 2 тур
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
3. Определи части речи.
Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.
“Переведи” это предложение на русский язык.
4. Разбери слова по составу.
Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка
5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.
Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
6. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
7. Подбери прилагательные к данным существительным:
- …. какаду
- … шимпанзе
- … шампунь
- …тюль
8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
- Рукой подать-
- Выйти из себя-
- Повесить нос-
Задания для 4-х класса по русскому языку
- 1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.
Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее, м…газин, п…ложить, ц…мент.
- 2. Подчеркни правильный вариант написания слова.
Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.
- 3. Подчеркни проверочное слово.
Тяжёлый, тяжесть, тяжело, потяжелеть.
- 4. Подчеркни слово без приставки.
Спор, осмотр, излом, запах.
- 5. Вставь в пословицы слова большой – маленький.
Даже самое ________________ дерево выросло из __________________ семени. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.
- 6. Подчеркни в стихотворении глаголы.
Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь!
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
- 7. Сколько ответов можно дать на вопрос?
Мы поедем зимой на экскурсию?
________________________________________________________
- 8. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
Пл…тина – _________________
Нар…дился – _________________
Посп…шил – ___________________
…довитый – _______________________
- 9. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже.
От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.
- 10. Запиши множественное число имён существительных.
Стул – ___________________
Ухо – ______________________
Чудо – _________________
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________
- 11. Выдели основу предложения.
На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.
- 12. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
________________________________________________________
- 13. Запиши слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как в слове захотел, суффикс – как в слове молоток.
_______________________________ - 14. Что означают данные слова?
Уста – __________________________
Очи – __________________________
Перст – _________________________
Чело – __________________________
- 15. Закончи словосочетания.
Сидеть сложа ________________________
Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ________________________
Медведь на ухо ______________________
Задания для 4 класса
1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.
Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).
С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла
2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка
Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла
3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”
Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла
4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.
Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл
5. Замените одним словом:
Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .
Ответ: пассажир 1 балл
6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки - …
Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов
7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам
Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла
8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.
Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла
9. Отгадайте и запишите слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА
Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ
Суффиксы из слова ЛЕСНИК
Окончание из слова УЧЕНИКИ
Ответ: подснежники 1 балл
10. Объясните значение выражений:
Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.
Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;
работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла
- Максимальное количество баллов – 28
Олимпиада по русскому языку
(1-2 классы)
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие:
Иней, очки, шить, щуки.
3.Распредели слова творог, орехи, дрожжи, консервы, сметана, торт, сливки, халва, сухари в три группы:
а) слова, имеющие только форму единственного числа
б) слова, имеющие только форму множественного числа
в) другие
Объясни, какие слова попали в третью группу.
4.Отгадай, герои каких сказок спрятаны в этих странных словах.
Запиши имена героев и названия сказок:
Герой Сказка
а) ОБРУАНИТ
б) АДЕРГ
в) МАЙЛЕБРА
5.Вставь пропущенные буквы:
Сл…вный денёк.
Я и Сл…ва пошли в сад. Там росла сл…ва. Мы поспорили, кто больше соберёт. Я, не сказав Сл…ве ни сл…ва, встал сл…ва и начал собирать сл…ву. Сл…ва тоже сл…ву достал. Сл…в собрали много. Нам сказали, что мы поработали на сл…ву. Это сл…вные сл…ва.
6.Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова.
Ус хорошо, а два лучше!
Не делай из муки слона.
Мы сами с ушами.
Не зная броду, не суйся в моду.
7.Вот три предложения из сочинения «Как я провёл день» Распредели в правильном порядке.
Я думал, мы пойдём играть в футбол.
После уроков ко мне зашёл Петя.
А он предложил сыграть в шахматы.
8. Отгадай ребусы
Олимпиадные задания по теме «Орфоэпия. Фонетика»
1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?
3. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.
5. Сколько звуков в словах сшить и лётчик?
6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.
7. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
8. В каком слове есть только твёрдые согласные?
Мел, лось, тема, можешь, матч.
9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сйэст], [йэст], [байукат'].
10. Запишите слова в фонетической транскрипции: ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.
11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.
12. В каком слове ударение падает на первый слог?
Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.
13. Расставьте ударения в словах:
Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.
14. Произношение какого слова не совпадает с написанием:
мак, стол, грустно, вить, лить.
15. Произношение какого слова не совпадает с написанием:
бак, слон, грустно, пять, весь.
16. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.
17. Какие слова имеют ударение на окончании:
свекла, брюква, скоба, скула, ампула.
18. В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.
Поле – пэ, о, эль, е.
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.
19. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи,зал, лак, лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.
20. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.
21. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?
Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.
22. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.
Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит,
А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?
Назовите слова, где ударение поставлено неверно.
23. Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
Сборы, молотьба, отдать.
24. В каком слове все согласные звуки глухие?
Чеснок, салат, капуста, картофель.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Объясни лексическое значение слов.
- Туш -
- Тушь -
2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
- Вкусный – вкусовой
- Дельный – деловой
3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
- На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
- Коля написал предложение красиво как курица лапой.
- От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:
Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть
5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.
Слепой музыкант подошел к роялю.
Слепой осторожно переходил дорогу.
6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.
Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?
МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.
4 класс 2 тур
1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,
2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Пятлая куш… | Дормый делаж… |
Бурявый папалош… | Вылюный вагач… |
Мяувыая дуч… | Желомная беч… |
3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
- Заварить кашу-
- Жить душа в душу-
- На ночь глядя-
- Повесить нос-
- Водой не разольешь -
4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?
Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
5. Разбери по составу выделенные слова.
Мяч попал в окно и стекло треснуло.
От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.
6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Неведа – невежда.
8.Разбери по составу слова.
Метро, вынуть, окружность, листочки.
Олимпиадные задания по теме «Лексика. Фразеология»
1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - ... .
Изображение человека на картине или фотографии - ... .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... .
Тот, кто работает в шахте - ... .
Место на реке, где её можно перейти - ... .
Асфальтированная дорога - ... .
2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
3. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?
4. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
И'рис – ири'с; кле'щи - клещи'; а'тлас - атла'с; мо'лодец - молоде'ц; тво'рог - творо'г.
5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
6. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.
Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.
7. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.
9. Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.
10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
11. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.
... об ... , из ... вон плохо, мастер на все ..., сидеть сложа ..., золотые ... .
Олимпиадные задания по теме «Состав слова. Словообразование»
1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
2. Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
3. Отгадайте слова.
а) Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
в) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.
4. Каков состав слов?
Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.
5. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?
Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.
6. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
7. В каких словах пишется е: в...сеть, на в...су, зав...сать, занав..с, в...сячий?
8. Какое из данных слов является родственным слову нос?
Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.
9. Найдите «лишнее» слово:
гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.
10. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.
Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.
11. Составьте и запишите сложные слова.
Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.
12. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить.
Житель Москвы.
Свойство доброго человека.
Тот, кто богат на выдумки.
Женщина – повар.
Музыкант, играющий на скрипке.
Специалист по химии.
Смелый человек.
Любящий мечтать.
Жадная девочка.
Участник игры.
13. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
14. Разберите по составу слова:
Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.
15. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
16. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
17. Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.
Олимпиадные задания по теме «Морфология»
1. Какие слова можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
Сорока, семя, сито, шерсть, дева.
3. У каких имен существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
4. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели', окуни', пряди'.
6. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.
7. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
8. Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.
9. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
10. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.
11. К какой части речи относятся выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.
12. Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
13. Определите род имен существительных.
Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.
14. Почему все эти слова объединили в одну группу?
Онтарио, пальто, какао, пенсне.
15. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.
16. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
Береза, руки, человека.
17. Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Олимпиадные задания по теме «Орфография»
1. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):
Камыш..., ж...раф, ножниц..., верш...на, мотоц...кл.
2. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?
3. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?
4. Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.
5. В какое из слов нужно вставить букву –т-?
Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.
6. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
Поступок чести - ...;
Ответ из уст - ...;
Счастье жизни - ... .
7. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.
Растения, которые находятся в комнате - ...; работа, которая выполняется дома - ...; машина, которая встретилась на пути - ...; дорога, которая пролегает далеко - ...; почта, которую мы получаем утром - ...; путешествие, которое было летним - ... .
8. Напишите ответы с шипящей на конце.
Суп со свеклой и другими овощами - ... .
Дикие птицы и животные как предмет охоты - ... .
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - ... .
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - ... .
Способность говорить - ... .
9. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть.
Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Дорога с твердым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
Выходной день.
10. В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж... .
Бурявый пупалош... .
Мяувая дуч... .
11. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
12. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.
13. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.
Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.
14. Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.
15. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.
Подстереч..., у дач..., луч..., пять тысяч..., богач..., сбереч..., без встреч..., тягач..., ткач..., пострич..., усач..., лихач..., меч...,
запряч..., бич..., у круч... .
Олимпиада по русскому языку
- Отгадай загадку и определи, сколько раз звук [с] встречается в загадке.
Через поле и лесок подаётся голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь. А слышно там.
- Переставь буквы, чтобы получились пословицы. Запиши их.
ВВКЛОО БОСТЬЯЯ_В ЕСЛ ДИОТХЬ.
ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.
- Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
а) в гостинице - ….. д) в зоопарке -….. з) в поликлинике -……
б) в поезде -…... е) в школе -….. и) в монастыре -…..
в) в музее -….. ё) в самолёте -…… к) на корабле -
г) в театре -….. ж) на заводе -…. л) в больнице -
- Устойчивые словосочетания заблудились. Запиши предложения правильно и подчеркни устойчивые предложения.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
- Даны слова на языке неизвестного племени островитян. Найди русский перевод каждого слова и соедини пары
КАЛЯМУВЬ написать
РАЛЯМУВЬ нарисовать
КАМУРПАВЬ писать
РАЛЯМТА записка
ЛЯМУВЬ нарисовать
РАМУРПАВЬ записать
Как по-островитянски будет слово «зарисовка»?
- Опираясь на значение данных слов, распредели их по группам:
Гусятница, курятник, лошадник, коровник, конюшня, конюх, курник, конник, курень, птичник, индейка, индианка, индеец, свинка, овчарка, овчарня.
Животные:
Жильё для животных:
Люди, связанные с животными:
Предметы и явления, связанные с названиями животных:
Выпиши слова, не имеющие отношения к названиям животных и объясни их значение.
- Прочитай слова. Запиши все их значения по правилам русской орфографии. Составь с ними словосочетания или предложения.
[М,ИЛОК] [ТАП,ИТ,]
- Вспомни и запиши, что делают люди этих профессий:
модельер архитектор скорняк фармацевт
прозаик токарь иллюзионист агроном
- Найди «четвертое лишнее» слово различными способами. Выпиши его и объясни свое решение:
Корова, ураган, молоко, болото.
Пароход, парной, парик, парник.
- Соедини половинки верхнего и нижнего рядов, чтобы получилось как можно больше слов:
ЛОВ САД ХОР ЗАЛ СВЕТ ГРИБ
ОВОД КОСТЬ ЛЯ ЁЛКА ОЧКИ ЕЖИ
- Запиши слово по его транскрипции, замени глухие согласные звуки на парные им звонкие и наоборот и запиши новую транскрипцию и новое слово по образцу:
[вада] - вода- [фата]- фата
а) [гара]- б) [бурка]- в) [блаха]- г) [фал,га]-
- Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
Обсуждать надо часто - решать однажды. -
Кто слишком спешит – позже справляется с делом. –
Трудно схватить двух угрей двумя руками. –
Когда стоит ясная погода, готовь зонт. –
- Раздели на две группы:
А) Вода, водить, водичка, проводка, подводник, невод, перевод, водяной, водитель.
Б) Зрение, зрелый, зрячий, созреть, зритель.
- Произнеси звуки слов в обратном порядке. Запиши, какие слова получились.
ЛОБ, ЛЁД, ЛЁН, КУЛЬ
- Выпиши слова, в которых есть несоответствие количества букв и звуков.
РУЖЬЁ, БОЕЦ, ОБЪЁМ, ЯМА, РУЛЬ, СОЛНЦЕ
- Поставь ударение:
ИСКРА, СНЯЛА, ХВОЯ, ПАДАЛА, ЗВОНИТ, ЛЕНИМСЯ,
ЗАПЕР - ЗАПЕРЛА - ЗАПЕРЛИ, ПОНЯЛ - ПОНЯЛА – ПОНЯЛИ,
КЛЕИТЬ, УГЛУБИТЬ, ЗВОНИТЬ, ЦЕМЕНТ, ФАРФОР, ЩАВЕЛЬ, ПРОСТЫНЯ,
АРЕСТ, ВЕРБА, ДИАЛОГ, СЛУЧАЙ.
- Составь два слова с глаголами НАДЕВАТЬ и ОДЕВАТЬ.
- Найди и устрани речевые ошибки:
а) Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.
б) Большая половина школьников хорошо подготовилась к олимпиаде.
в) Он говорил очень эффективно.
г)Ученик написал своя автобиографию.
д)Указали о недостатках.
е)Гордость братом.
- Напиши значение этих выражений.
а) кот наплакал б) зуб на зуб не попадает
в) пешком ходит под стол в) как в воду глядел
- Напиши множественное число существительных:
Дно, шило, полено, судно.
- Какой частью речи являются выделенные слова?
Стою на нашем берегу. Покой границы берегу. Кто без кисти и белил крыши города белил? Снежное покрывало покрывало всё поле. Бабка Дарья холст чернила. Внучка пролила чернила.
- Какой частью речи могут быть эти слова? Приведи примеры.
Больной, весной, рой.
- Разбери по составу: россыпь, русский, ссора, воссоединение.
- Распредели по группам фразеологические выражения в зависимости от значения.
Не за горами, капля в море, под боком, черепашьим шагом, кот наплакал, в двух шагах, нога за ногу заплетается, по пальцам перечесть, рукой подать, в час по чайной ложке, под самым носом, с гулькин нос.
24.Определи падеж существительного:
Стихотворение написано. Стихотворение написали.
Олимпиада по русскому языку
3 класс
1.Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели.
В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова. Запиши эти слова.
2. В каком слове есть только твёрдые согласные? Выпиши его.
Мел, лось, тема, можешь, матч.
3. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши их.
Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
4. Замените одним словом (глаголом) фразеологизмы.
а) мозолить глаза - , б) точить лясы - , в) клевать носом - ,
г) бить баклуши - ,д) вешать нос - , е) зарубить на носу -
5. Какое слово лишнее по значению? Выпиши его.
а) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
б) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.
в) томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6.Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
7. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
Выпиши их.
8. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
Предложения выпиши и напиши сверху над этими словами часть речи.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
9.Замени словами с удвоенными согласными.
а) Прибор, техническое устройство.
б) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
в) Большое желание есть.
г) Острое вирусное заболевание.
д) Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
е) Дорога с твердым покрытием.
10.Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.
Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.
Олимпиада по русскому языку
4 класс
1. Определи, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
а) [т] - Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
б) [а] - Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? Выпиши его.
Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.
3. Выпиши слова и поставь ударение.
Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, пуловер, звонит, тефтели, красивее.
4.В каком слове все согласные звуки глухие?
Чеснок, салат, капуста, картофель.
5.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные:
Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
6.У каких имен существительных нет формы единственного числа? Выпиши их.
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
7.К какой части речи относятся выделенные слова? Предложения выпиши, над выделенными словами напиши части речи.
На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.
8. Выпиши имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.
9.Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
10. В какое из слов нужно вставить букву –т-? Выпиши эти слова.
Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.
11.В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж... , бурявый пупалош... ., мяувая дуч... .
12. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
а) Обсуждать надо часто - решать однажды. -
б) Кто слишком спешит – позже справляется с делом. –
в) Трудно схватить двух угрей двумя руками. –
г) Когда стоит ясная погода, готовь зонт. –
Олимпиада по русскому языку
4 класс
1.Фонетический разбор слова подъём
2. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши.
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
3.Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
4.Спишите. Найдите к каждому устойчивому словосочетанию в левой колонке противоположное по значению в правой. Запиши их парами.
1.Лясы точить 1. Не покладая рук
2.Держать ухо востро 2. Держать язык за зубами
3.Сидетьсложа руки 3.Воды в рот набрал
4.От рук отбился 4. Ворон считать
5.Во всю ивановскую 5. Со своим горбом жить
6.На чужой шее сидеть 6. Держать в ежовых рукавицах
5. Продолжи пословицы:
Хочешь есть калачи , так ….
Ученье свет, а …
Старый друг …….
6. Допиши окончания имен прилагательных:
Больш….кенгуру, хохлат…какаду, растворим…кофе, черн…вуаль, старин… рояль, детск… шампунь, больн… мозоль, известн…кафе, просторн… фойе.
7. Найди слово, которое не является синонимом:
А)Башковитый, талантливый, толковый, сообразительный, сметливый, смышленый.
б)стужа, метель, пурга, снег, буран
8.Замените прилагательные синонимом:
Свежий хлеб - ………, свежий ветер- ………., свежая рубашка- …………
9.Вставь, где нужно мягкий знак:
Бреш.., рож…, доч…, картеч…, кирпич.., мелоч…, ткач…, товарищ…, тираж…, плащ…, вещ…, плющ…, смерч…, мятеж…, ключ…, кумач.., брош..
10.Разбери выделенные слова по составу:
Переносица, подушка, (разбил) стекло, стекло (на платье)
11.Спишите предложения, раскрывая скобки, и над выделенным словом укажите части речи.
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный
Олимпиада по русскому языку
3 класс
1.Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.
2.В каком слове все согласные звуки глухие?
Чеснок, салат, капуста, картофель.
3.К каждому слову подбери антонимы (противоположные по смыслу слова) и запиши их парами.:
Легкий -….., легкомысленно- ……, полнота -……, полный -……, полнеть -……, толстый -……., тихий -……, хвалить -……, смелый -……., смелость - ………..
4.Запиши текст, исправив ошибки:
У подезда школы весит обявление. В Воскресене мы поедем на стройку. Мы ришили по бывать там всем класом. К девяти чесам подехал афтобуз и по садил групу рибят. Вьесд на площятку был за крыт. Мы увидели подёмный кран. Много интересново узнали настройке.
5. Выпиши в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй – слова с непроверяемой гласной в корне.
Л .пата, п. нал, в. левой, б. лить, гр. бник, х. р. шо, в. дро, ж. ра, т. атр, б. льной,
ч. тверг, л. жат, пр. рода.
6. Поменяйте местами буквы, чтобы получились названия животных:
Ларподе, еарзб, гряуа, еьведдм
7.Найди для каждого предложения продолжение с правой колонки. Запиши предложения правильно.
Дождь лил …. как снег на голову.
Я знал городские переулки …. как рыба в воде.
Гости свалились …. как из ведра
У себя во дворе Мишка был …. как свои пять пальцев.
8. Выпишите слова с приставками.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
9.Закончи пословицу:
Маленькое дело лучше…
Старый друг лучше…
10. Подбери синонимы(сходные по смыслу слова) к этим словам
Уста –
Очи-
Перст -
Чело-
4 класс
- Фонетический разбор слова подъём
2. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши.
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
3.Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
4.Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
а) На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
Б) Коля написал предложение красиво как курица лапой.
В) От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
5.Объясни лексическое значение слов.
Туш -
Тушь –
6.Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Вкусный – вкусовой
Дельный – деловой
7. Выпиши лишнее слово. Объясни.
стужа, метель, пурга, снег, буран
8.Спишите предложения, раскрывая скобки, и над выделенным словом укажите части речи.
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный
9.Закончи словосочетания. Объясни их значение.
Сидеть сложа ________________________
Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ________________________
Медведь на ухо ______________________
10. Спиши предложения и разбери по составу выделенные слова.
Мяч попал в окно и стекло треснуло.
От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.
11. Разбери по составу:
Снеговик, землекоп, земляника, островком, свили, теплоходного, теплеет.
12. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….
Олимпиада по русскому языку
3 класс
1. Выпиши слова, в которых все согласные твёрдые.
Мел, лось, тема, можешь, матч, живот.
2.Выпиши слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
3. Сделай фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ИНЕЙ
4. Замените фразеологизмы одним словом (глаголом).
а) мозолить глаза - , б) точить лясы - , в) клевать носом - ,
г) бить баклуши- ,д) вешать нос - , е) зарубить на носу -
5. Какое слово лишнее по значению? Выпиши его.
а) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
б) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
в) томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6.Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
7. Выпиши слова, которые являются однокоренными слову « стол»:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
8.Выпиши предложения и напиши сверху над выделенными словами, какой частью речи они являются.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
9.Замени словами с удвоенными согласными.
а) Прибор, техническое устройство.
б) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
в) Большое желание есть.
г) Острое вирусное заболевание.
д) Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
е) Дорога с твердым покрытием.
10. Устойчивые словосочетания заблудились. Запиши предложения правильно.
Дождь лил как снег на голову.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Задания олимпиады
по русскому языку для учащихся 4 классов
1.Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное)
око, ромб | |
кит, рана | |
боб, уста | |
охра, под | |
карп, ива |
2.В каком слове количество букв и звуков совпадает (подчеркни): мать, беречь, вернёшься, боюсь, ясли.
3.Сколько раз в данной загадке встречается звук /с [? Подчеркни его в словах.
Через поле и ледок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь тут, а просьбу слышно там.
4.Запиши слова так, как они расположены в орфографическом словаре.
Вприглядку, впритык, вприкуску, вприсядку, вприпрыжку.
5.Выдели в словах приставку над-:
Надомный, надпись, надставил, надоел, надбавка, навзничь, надвигать, надводный надвязать, надежда
6.Среди приведённых слов подчеркни только родственные слова:
Гора, гореть, горами, горный, горец, горевать, предгорье, горочка
7.Подчеркни слово, которое отличается по составу от всех остальных:
Дурак, чужак, простак, казак, чудак.
8. Выпиши существительные в 3 столбика: в первый - существительные, которые бывают только в единственном числе, во второй - существительные, которые бывают только во множественном числе; в третий - те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе:
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы. пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз. Дрова, темнота валенок, капуста
9.В данных предложениях определи часть речи каждого слова.
Дежурный отметил опоздание троих учащихся.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
10.Соедини слова парами, обозначающими «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице | цех |
В зоопарке | ложа |
В поликлинике | келья |
В поезде | каюта |
В школе | палата |
В больнице | класс |
В монастыре | кабинет |
На корабле | купе |
В театре | клетка |
На заводе | номер |
11.Распредели слова на 2 группы и укажи в скобках, по какому признаку произошло распределение:
добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
12.Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу: Отчизна - , истина - , исток - , расторопный - , польза - , мягкий - , надежда - , век - , успех - , лентяй - , диалог - , светать - , невежественный - .
13.Замени данные выражения, одним словом-синонимом:
Зарубить на носу -
Пропустить мимо ушей –
Надуть губы –
Проглотить язык –
Повесить нос-
Развесить уши-
14.Соедини части пословиц, запиши получившиеся пословицы.
На словах и так и сяк, да скупа на дела.
На словах города берет, покажи делам.
Не храбрись словам - а на деле ни шагу вперед.
Щедра на слова, а на деле никак
15.Что общего в словах «лиса» и «мышь»?
16.Упасть навзничь - это как? Объясни значение слова.
17.Дан текст в транскрипции. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
[ у м 'ин а п 'ич 'ал'ныи в ит// галава май а бал' ит// й а ч'ихайу / й'а ахр'ип / / што такой,э // эта гр 'ип// н 'и рум 'аны й' гр'ип в л 'ису/ а паганы й ' гр ип в насу//]
Задания
для проведения олимпиады по русскому языку
для учащихся 4 классов
1.Диктант:
Творчество Александра Сергеевича Пушкина возвышается горной вершиной у истоков золотого века русской литературы. Стихи его прекрасны! Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как иного в них тепла, сердечности, золотистого цвета! Они звучат как музыка.
2.Выбери и подчеркни «лишнее» слово:
Читал, читатель, читальный, чтение, читала
3.Сколько звуков /ш/ в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
4. От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол? Запиши и разбери его по составу.
5.Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, кипучий, птичий, ребячий.
6.Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:
Мыло ( ), пила ( }, запевала ( печь ( ), течь ( ), заросли ()
7.Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом –ок и подчеркни их:
Замок, теремок, лесок песок, венок, мирок, курок, листок. приток.
8.Подбери имена прилагательные. которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицами.
а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет. -
б) Ел, да устал, спал, да намаялся. -
9.Придумай по одному словосочетанию со словами: одеть и надеть.
10.Замени словосочетания наречиями
а) Перегоняя друг друга -
б) На пустой желудок
в) С давних пор-
г) Каждую минуту
д) На две равные части
11.Угадай, что это? Отгадай задуманные слова.
а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку
б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются
в) Его задирают, с ним остаются, за него водят
12. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное по смыслу - в правой и соедини линией:
Лясы точить Не покладая рук
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть, сложа руки Воды в рот набрать
От рук отбиться Ворон считать
Во всю Ивановскую (кричать) Своим горбом жить
На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах
13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Чулки Туфли Носки Сани Ботинки Килограммы Яблони
Домишки Хозяева Санатории Помидоры Колени Каникулы
14.Как называют жителей этих стран?
Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания, Норвегия Индия
15.Замени выражения одним глаголом:
Делать чёрным
Становиться чёрным
Сделать слабым
Сделаться слабым
Превращать в лёд
Покрываться льдом
16.Подчеркни слова, в которых есть звук /й/
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
17.Вставь пропущенные буквы и запиши проверочные слова:
Прим...рять друзей
Разв...вается флаг
Зап...вать в хоре
Зал...зать раны
Отв...рить дверь
У в... дать издали
18.Выбери и впиши ы или и в словах:
Куц...й, круглолиц...й, куриц...н, лисиц...н, Лисиц...н, ц...почка, ц...рк, ц...ц, мотоц...кл, ц...плёнок, настурц..я, ц...ган, медиц...на, ц...ркуль,
19.
Вставь нужные окончания в имена прилагательные и определи род имён существительных:
Розов фламинго ( )
Ароматн шампунь ( )
Красив фланель ( )
Забавн кенгуру ( )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.
данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3 класса
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 3 класса, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Настоящее пособие предназ...