Конспект урока русского языка в 3 кл. "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка разработан по программе "Перспектива" для учащихся 3 класса. На основе системно-деятельностного подхода учащиеся знаомятся с понятием род имён существительных и формируют умение определять род существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных" | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
по теме: «Род имён существительных»
УМК «Перспектива»
Автор: Матросова Маргарита Петровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №85» г. Кемерово.
Предмет Русский язык
Урок №1 в теме «Род имён существительных»
Тема урока Род имён существительных
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умения определять род имен существительных.
Образовательная цель: расширение понятия о роде имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
Формирование УУД:
Предметные:
- определять грамматический признак имён существительных - род;
- находить имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.
Метапредметные:
Регулятивные:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.
Познавательные:
- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- классифицировать слова по определённым признакам;
- делать выводы на основе обобщения;
- подтверждать аргументы фактами;
-разрешать проблемную ситуацию;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.
Методы: постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использование информационных технологий, игровые, наглядные, практические методы.
Оборудование: интерактивная доска SMART board; компьютер; SMART-презентация.
Электронный ресурс Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/cards/34583
Кластер по теме «Имя существительное» (по количеству групп).
Страница-кейс - Значение слова «деньги» из словарей (по количеству групп).
Монетки для рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент (1-2 мин)
- Пожелайте друг другу удачи.
«С малой удачи начинается большой успех!»
- Актуализация знаний (4-5 мин)
Кроссенс «Копейка» (Учащиеся по кроссенсу определяют новое словарное слово)
Знакомство с новым словарным словом «копейка» происходит на электронном ресурсе
Учи.ру [электронный ресурс] https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/cards/34583
- Произнесите слово «копейка».
- Сравните произношение и написание слова.
- От каких слов произошло слово «копейка»?
- Какой частью речи является слово «копейка»?
- Пользуясь кластером, укажите признаки имени существительного.
Самостоятельная часть речи | |||
Предмет | |||
Кто? | Что? | ||
Одушевленное | Неодушевленное | ||
Нарицательное - собственное | |||
Изменяется по числам – ед.ч, мн.ч. | |||
Является главным или второстепенным членом предложения | |||
Постоянный признак - род | |||
? | ? | ? |
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
- Какому признаку имен существительных соответствуют пустые ячейки в кластере? (Постоянный признак – род)
- Сформулируйте тему и задачи урока. (Учащиеся формулируют тему и задачи урока.
Узнать род имен существительных, научиться его определять, применять полученные знания при выполнении заданий).
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 мин)
- Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу в первом предложении?
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар. (Учащиеся записывают предложения под диктовку в тетрадь. Выделяют грамматическую основу: Муха пошла, муха нашла).
- В первом предложении замените повторяющееся имя существительное подходящим словом. (Муха по полю пошла, она денежку нашла).
- К кому относится слово она? (Девочкам, женщине. Женского рода).
- Имена существительные, которые можно заменить словом «она» - женского рода.
- Значит, слово муха, какого рода? (Относится к женскому роду)
- Зафиксируйте информацию на кластере. (Учащиеся подписывают первую ячейку Ж.Р. и слово-помощник она моя)
-Найдите в предложениях и запишите в столбик слова женского рода. (Муха, денежка – ж.р.)
- Ребята, с точки зрения экономики, факт того, что муха нашла денежку, значит, она получила… (доход)
- А если её доход был потрачен на самовар, значит, она совершила …(расход).
План доходов и расходов на определенный срок составляет бюджет.
- К какой части речи относятся новые слова бюджет, доход, расход? (Имя существительное)
- Замените, словом-помощником и определите род имен существительных. (Бюджет он мой– м.р. Расход он мой – м.р. Доход он мой – м.р.)
- Заполните в кластере название рода. (Дети записывают в кластер М.Р. он мой)
- В предложениях найдите и укажите имена существительные мужского рода.
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
- Запишите их во второй столбик м.р. (Базар, самовар – м.р.)
- Какое существительное осталось? Каким, словом-помощником можно его заменить? (Поле оно моё – с.р.)
- Заполните кластер. (Записывают в кластер С.Р. оно моё).
- Сформулируйте вывод. Как определить род имен существительных? (Ответы детей:
- Заменить их словами он мой, она моя, оно моё.
- Определить их род).
- Ребята, вы справились с первой задачей?
V. Первичное закрепление (4-5 мин)
- Каким словом можно заменить слова «копейка» и «рубль»? (Деньги)
Работа в группах
- Определите значение слова «деньги» по выдержкам из различных словарей.
(Учащиеся работают по кейс-страничкам:
1 группа:
Толковый словарь русского языка Ушакова - Русский ...
Деньги, д′еньги, денег, деньг′ам и (устар.) д′еньгам.1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости.
2 группа –
Большая советская энциклопедия, БСЭ ...
Деньги - особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех др. товаров.
3 группа
Словарь экономических терминов
Деньги - один из объектов гражданских прав, разновидность движимого имущества. Главная особенность Д. как объекта гражданских прав ...
4 группа
Этимологический словарь Семёнова А. В.
Древнерусское — деньга.
Татарское — танге (серебряная монета).
- Какой частью речи является слово деньги? (Имя существительное)
- В каком числе употребляется в словарях слово деньги? (Во множественном числе)
- Определите род имени существительного. (Испытывают затруднения)
- Работая в группах, определите род существительного «деньги».
Обсуждение в группах.
- Можно ли изменить его число, чтобы определить род? (Нет. Род нельзя определить)
- Сформулируйте вывод. (У существительных во мн.ч. род нельзя определить).
- Приведите примеры существительных, употребляемых только во множественном числе.
(Каникулы, санки, щипцы, очки и т.д.)
- Определите род имен существительных копейка и рубль. (Копейка – ж.р., рубль – м.р.)
- Почему стало возможным определить род имен существительных? (Они стоят в единственном числе).
- В какой форме должно стоять существительное, чтобы определить род? (В начальной форме – единственное число, кто? что?)
- Ребята, вы справились со второй задачей? (Ответы учащихся).
Физминутка (1 мин) «Потрудились — отдохнём»
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 мин)
Работа по учебнику стр.6, упр.6
Чтение текста «Муравей и голубка». (Учащиеся выполняют упражнение по заданию).
- Определение темы и главной мысли текста.
- Ребята, можно ли утверждать, что произведения «Муха-цокотуха», «Муравей и голубка» имеют общую главную мысль? (Да, можно. Оба текста учат нас доброте и взаимопомощи. А еще их объединяет, что главные герои – насекомые).
Работа в парах
- Запишите имена существительные по столбикам м.р., ж.р., с.р. с комментированием.
Выделение окончаний у имен существительных. (Выписывают из текста имена существительные по столбикам и указывают род имен существительных).
Проверка. Чтение слов первого (второго, третьего) столбика. (Учащиеся читают слова по «цепочке»)
- Заполните кластер. Подпишите окончания мужского (женского и среднего) рода.
(Заполнение кластера. Учащиеся подписывают окончания мужского (женского и среднего) рода).
- Ребята, как вы думаете, может ли имя существительное изменять род?
- Рассмотрите записанные слова. Можно мужской род изменить на средний или женский?
— Значит, род имен существительных постоянный или непостоянный признак? (постоянный)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 мин)
Индивидуальная работа за компьютером. Соедини слова в словосочетания
Выполнение заданий на «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/lessons/10054
- Распредели имена существительные по родам.
- Когда мы покупаем в магазине товары, какую статью бюджета мы используем? Доходы или расходы? Как должны уметь вести расходы? (Ученик распределяют рюкзаки со словами по «тележкам» в магазине)
1 группа. Работа в учебнике стр.7, упр.7.
2 группа. Написать несколько предложений о своих родителях. Указать род имен существительных.
- Ребята, сможете применять полученные знания? Третья задача решена?
VIII. Рефлексия деятельности. (2-3 мин)
- Когнитивная рефлексия
- Ребята, от какого глагола образовано слово «копейка»? (По одной из версий от глагола «копить»)
- Какие знания на уроке вы можете сложить в свою «копилку знаний»?
Обращает внимание на заполненный кластер:
Самостоятельная часть речи | |||
Предмет | |||
Кто? | Что? | ||
Одушевленное | Неодушевленное | ||
Нарицательное - собственное | |||
Изменяется по числам – ед.ч, мн.ч. | |||
Является главным или второстепенным членом предложения | |||
Постоянный признак - род | |||
М.р. он мой - ,-а, -я | Ж.р. она моя -а, -я, - | С.р. оно моё -о, -е |
- Как определить род имен существительных? (Учащиеся формулируют вывод:
Алгоритм действий при определении рода имен существительных.
- Поставить имя существительное в начальную форму.
- Заменить словами он мой, она моя, оно моё.
- Определить род имени существительного
У существительных во мн.ч род нельзя определить)
2. Эмоциональная рефлексия
- Нарисуйте на своей «копейке» смайлик, который соответствует вашему настроению, и разместите на «Лесенке успеха».
Нижняя ступень - я не понял, что такое род имён существительных, не знаю, как определить род имен существительных.
Средняя – я понял, что такое род, но есть вопросы.
Верхняя – мне всё понятно, помогу помочь другим.
IX. Итог урока (2 мин)
X.Домашнее задание (1 мин)
По выбору:
- РТ, стр.26, упр.33.
- Выполнить карточки на Учи.ру (по желанию)
- Написать сказку о семейном бюджете и указать род имен существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"
Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...
Конспект урока русского языка на тему «Падеж имён существительных».
Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов....
Конспект урока русского языка по теме "Род имён существительных" 2-3 класс
Конспект урока русского языка предназначен для знакоства с темой "Род имён существительных" 2-3 класс...