конспект урока "Ь знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

материал для проведения урока русского языка во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед согласными.

Класс: 2 «Г»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и изучение нового материала

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить слова с мягким знаком.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУДВолевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД.  Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения:  словесный, наглядный, практический; самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
эвристическая беседа, (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха.

Оборудование урокакомпьютер, проектор, презентация по теме урока, словарные слова, электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Девиз нашего урока сегодня «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».

- Объясните смысл девиза. Чтобы мобилизовать наши силы, - потрите ладошками ваши ушки - потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.

Эмоциональный настрой

- Улыбнитесь друг другу. Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.
Слайд 2 (На доске появляется Солнышко.)

Орфографическая минутка

  1. – Откройте тетрадь. Чистописание.

Летели лебеди с лебедятами. (Спишите предложение с доски, вставьте пропущенную букву, найдите и подчеркните основу предложения. Есть ли в словах предложения твёрдые согласные звуки? [т] Назовите слова с орфограммой безударная гласная в корне слова. Летели – полёт, с лебедятами – лебёдушка.)

  1. Актуализация знаний

–Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную писать.

-Какую букву будем писать? – буква Мягкий знак (Слайд 4 и 5)

-Что особенного в мягком знаке мы уже знаем из курса первого класса? (нет собственного звука, может оказывать влияние на звук стоящий перед ней, не может стоять в начале слова, нет заглавной буквы)

рысь письмо тюлень пальто (Слайд 6)

- Ребята, прочитайте данные слова без мягкого знака. Что у вас получилось? Для чего нужен мягкий знак в данных словах?

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

-Что особенного мы видим в этих словах? Какой знак есть в этих словах?

-Какую цель поставим на уроке?

-познакомиться с (орфограммой ь на конце и в середине слова перед согласными );

- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным;

- учиться правильно (писать слова с ь);

- учиться писать слова с этой орфограммой.

Какую роль играет Ь в словах каждого столбика? 

Работа:

окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо, мальчик, день (Слайд 7)

Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы. Запишите слова в тетрадь.

  • слова с Ь на конце
  • слова с Ь в середине слова

(Слайд 8) Вывод: Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Игра «Превращение слов». Измените слова так, чтобы они называли один предмет (образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – …, олени - …, тени - …, степи - ….

(Слайд 9) Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…

Анимация (пробел) Лось (Изображение) 

Это не кошка, смотри, берегись

Идёт на охоту коварная …

Анимация (пробел) Рысь (Изображение) 

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Анимация (пробел) Медведь (Изображение) 

- Молодцы!

Работа по учебнику

Упр.206 стр.126  Вспомните! Мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной: маль-чик, паль-то.

Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.) А может ли мягкий знак стоять в начале? (Слайд 10)

Физкультминутка - Игра "Поймай слово"

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.

-На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий

Руку левую у груди

Да смотри не упади.

- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце, то вы хлопаете в ладоши, а если посередине, то приседаете.

Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь, декабрь


V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в парах. Игра «Найди потерявшийся слог» (Слайд 11)

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь                                                                                                                      ки

Сделайте выводгде и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведём итог нашего урока.

-Что вспомнили сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Что показалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Упражнение 207, стр. 126.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Дорожные знаки. Группы дорожных знаков."

Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, урок окружающего мира, третий класс, УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Знаки препинания в предложении с прямой речью

План - конспект урока с элементами ЭОР. Знаки препинания в предложении с прямой речью. 4 класс...

конспект урока "Знаки препинания при однородных членах"

Цель:•Познакомить с понятием «однородные члены»...

Конспект урока "Знаки ! ?. в конце преложения"

Конспект урока "Знаки ! ? . в конце предложения"...

Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Данный материал представляет собой урорк обобщение по теме " Однородные члены предложения"....

Конспект занятия "Знаки препинания в конце предложения"

Конспект логопедического занятия по теме "Знаки препинания в конце предложения". Для учащихся 3-4 классов....