Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Уметбаева Альфия Инсафовна

Технологическая карта  урока  русского языка  во 2 классе по теме  "Антонимы".  УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._antonimy._5.02.19.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык»  во 2 классе

Учитель: Уметбаева А.И.

Тема: Антонимы

УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В Бабушкина

Цели для ученика

  • Знать определение антонимов
  • Находить антонимы в тексте
  • Уметь правильно употреблять антонимы в речи

Цели для учителя: Знакомство с новым лексическим понятием-антонимы

Образовательные: 

  • Познакомить учащихся с определением антонимов. Создать условия для успешного освоения темы.
  • Научить правильно употреблять антонимы в речи.

Развивающие:

  • Развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • Развивать умение работать в парах, в группах;
  • Развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные:

  • Создавать у обучающихся  положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;
  • Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.
  • Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:   Формирование у детей мотивации к обучению и познанию.  Метапредметные:

Познавательные:Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация).

Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

Учить пользоваться словарем.

Коммуникативные: 

Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Учить планировать учебную деятельность на уроке;

Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные:  

Формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.

Тип урока

 Открытие нового знания

 Оборудование:

 Проектор, музыкальные  записи для минутки чистописания и работе в группах,  презентация, Толковый словарь, словарь «Антонимов»

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I. Мотивирование

Приветствие.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Эпиграфом к уроку я выбрала пословицу: «Ученье-свет, а не ученье-тьма».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок.

Обучающиеся объясняют смысл пословицы.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

II. Актуализация знаний, повторение пройденного.

Чистописание.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране знаний русского языка.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

 Минутка чистописания. Запишите одну строчку  буквы  Сс.  Какие города знаете на букву С в Башкортостане? (Салават, Стерлитамак, Сибай). Запишите названия городов в  тетради. Назовите орфограммы.
-
 Повторим пройденный материал. На доске записаны в два столбика слова. К каждому слову первого столбика подберите синоним из второго столбика.

  1. Алфавит, пламя, кидать, алый, шалун;

2.  Азбука, огонь, бросать, красный, озорник.

- Итак, что такое синонимы? Вспомните правило.  

Дети записывают в тетрадях число.

 

Подбирать синонимы, рассуждают.

Отвечают  на вопросы.

Слова близкие по значению, но различные по звучанию.

Личностные: проявлять старательность.

Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные: каллиграфическое написание букв и слов, сделать полный звуковой анализ.

III. Первичное  усвоение новых знаний.

 

 

Фронтальная работа.

Работа со словарём

Физминутка

Сегодня нам предстоит узнать еще одно богатство русского языка. Послушайте сказку. Помогите мне рассказать её.

Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший — ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!»

-Что должен был сказать младший брат?

Прочитайте пары слов, которые говорили Старший и Младший брат:

Тепло - холодно

Веселый - грустный

Глубокая – мелкая

Умный - глупый

- Что интересного вы заметили?

Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке?  

Предположите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?  

Вернемся к нашей пословице  «Ученье-свет, а не ученье-тьма». Назовите слова противоположные по значению.

Узнаем, что об этих словах говорят в учебнике.

Откройте учебник.   Страницу 33,  прочитайте правило.

Всегда ли просто подбирать антонимы?

-Для этого имеется «Словарь антонимов русского языка»

Пользуясь словарём  составьте  предложение с антонимами.

Зарядка для глаз (на слайде)

Участие в беседе после прослушивания сказки

   

 

Эти слова  противоположные по значению.

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока.

Составляют предложения.

Делают зарядку.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV.  Первичная проверка понимания

Фронтальная работа (работа на экране).

Работа в парах. Взаимопроверка.

  1. Посмотрите, пожалуйста,  слайд, подберите слова с противоположным значением.

  1. «Найди ошибку»

–Прочитайте предложения, найдите ошибки.

- Ребята, посмотрите все на экран. Вы должны в паре, совещаясь, подобрать антонимы к данным словам. Понравившиеся  2  пары слов запишите в тетради.

- А теперь проверим.

медленный

     

худой

яркий

грустный

трусливый

-Встаньте, у кого не было ошибок.

-Поднимите правую руку, у кого была одна или две ошибки.

- Поднимите левую руку у кого больше двух ошибок.

Дети подбирают антонимы

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- организовать выполнение заданий учителя;

- действовать по алгоритму, правилу;

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику. Индивидуальная работа.

Физминутка.

Работа в группах.

1) Поработаем в учебниках. Прочитайте  упражнение 47.

Спишите стихотворные строчки. Подчеркните  антонимы.

А теперь отдохнём. Повторяйте движения за мной.

2) - А сейчас поработаем  в группе.

-Участники  группы должны найти и  подчеркнуть антонимы к выделенным словам.

День - утро, вечер, ночь.

Глубокий - низкий, мелкий, большой.

Умный - красивый, хороший, глупый.

Здоровье - болезнь, беда, веселье.

Говорить - сказать, молчать, молвить.

Проверим.

Выполняют самостоятельно упражнение в учебнике.

Делают зарядку.

Работают в группах.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников),

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять работу в группе.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- работать по плану;

- планировать своё действие;

VII. Рефлексия

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Какую тему мы сегодня изучили?

-Я узнал-

-Я научился-

-Мне было интересно-

- Ребята, перед вами лежат листочки. Проверим правильность утверждений.

  1. Слон большой, а комар маленький.
  2. Дерево низкое, а куст высокий.
  3. Камень лёгкий, а пух тяжёлый.
  4. Работать тяжело, а отдыхать легко.
  5. Днём светло, а ночью темно.
  6. Отец пожилой, а сын молодой.
  7. Самолёт летит быстро, а воробей медленно.
  8. Буратино грустный, а Пьеро весёлый.
  9. Река узкая, а ручей широкий.
  10. Редька сладкая, а груша горькая.
  11. Тополь высокий, а шиповник низкий.
  12. Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.

 Ответы записывайте  в виде  + или -.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

VI .Информация о домашнем задании.

А теперь запишите задание на дом. Найти одну загадку с антонимами и записать в тетради.

Записывают задание в дневник.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности 

Регулятивные: волевая само регуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....